Где можно найти радость?

Содержимое

        Ч. В. Найлор

Недавно одна сестра прислала мне вопрос: Как она может в своих испытаниях ощутить радость и счастье? Она представляла себе идеальную ситуацию, где она, находясь среди испытаний и искушений, радовалась бы, была бы довольной и кроткой. И теперь она стремилась найти этот идеал. 

Эта сестра не одинока в своем стремлении быть идеальными. Дети Божьи часто сами обвиняют, осуждают и даже упрекают себя в том, что они ещё не достигли этой высоты в настоящий момент. Когда дети Божьи болеют, страдают или находятся в испытании, то считают, что их духовное состояние не в порядке, и, как они свидетельствуют, впадают в уныние или теряют мужество. Библия устанавливает планку только на необходимом уровне. А если мы поднимаем ее ещё выше, то можем быть уверены в том, что всегда будем находиться ниже поставленного нами (не библейского) уровня.

Мой ответ сестре был таков: свою радость и покой она искала не там, где следовало. Иисус Сам является нашим примером, и мы должны знать, что испытания производят на нас тот же эффект, что и на Него. В час Его испытаний в Гефсимании, когда вся тяжесть креста уже давила на Его душу, разве Он задавал Своим ученикам такой вопрос: «Видите ли вы, какую радость Я испытываю в этих ужасных обстоятельствах?» О, нет! Его внутреннее состояние было совершенно иным, и мы слышим Его слова: «Моя душа скорбит смертельно!». Он был полон страданий и боли; и когда висел на кресте, Он в смертельной скорби воззвал: «Боже Мой! Боже, Мой! Для чего Ты Меня оставил?»

Неужели ты думаешь, что в этот момент Он внутренне ощущал счастье и радость? Такие чувства в эти дни скорби даже не возникали. Но была другая радость, которая была связана с этими страданиями. Мы читаем, что «Он (Иисус) вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест» (Евр. 12, 2). Здесь говорится и о радости, и о кресте, который Он понес; но они не были одновременны. Крест был в наличии, а радость – «предлежала Ему». Такова последовательность этих чувств и в наших испытаниях. Радость пришла к Иисусу не во время страданий, а была следствием перенесённых страданий, результатом победы над собой, над человеческой природой. Его радость должна была быть о всех спасённых душах, которые через Его страдания найдут избавление.

Наши личные испытания неизбежно связаны со страданиями, а они, в свою очередь, не приносят нам много радости. Радость не является плодом, прямым произведением страданий, но часто возникает как следствие с терпением перенесённого испытания. В послании к Евр. 12, 2 мы читаем (перевод Брунса): «Всякое испытание естественно означает в данный момент не радость, но несет в себе боль. Но позже из нее произрастет для всех, кому это упражнение  понравилось, мирный плод праведности».

Во времена испытаний или наказания в целях воспитания ты ощутишь печаль, но потом получишь «мирный плод праведности». Библия говорит об этом и в других местах: «…оскорбевши теперь немного от различных искушений…» (1 Пет. 1, 6), «...мы ублажаем тех, которые терпели» (Иак. 5, 11). «Претерпеть» означает страдание, а страдания сами по себе никогда не являются радостью. Итак, мы можем сказать, что страдания есть почва для роста дерева терпения, а созревший плод терпения – конечно, радость.

Существуют разного рода испытания, и все они дают различные результаты. Иногда они подобны дикой непогоде и угрожают душе. Бурные ливни закрывают окружающую красоту ландшафта, а воющий ветер и раскаты грома требуют всего нашего внимания, так что все прочее просто теряет свое значение. И только когда наступает тишина и непогода уходит дальше, мы можем вновь увидеть красоту мирного ландшафта.

Испытания бывают подобны гвоздю, торчащему в нашей обуви. Куда бы мы ни шли и где бы ни стояли – гвоздь дает о себе знать, он раздражает и мучает нас. Он обременяет нас и лишает радостей жизни.

Необходимо правильно идти навстречу испытаниям: с твердой побеждающей волей и с намерением выйти без ущерба для себя из искушения. Находясь в страданиях Иисус черпал силу из предлежащей Ему радости. И если мы хотим быть сильными в наших испытаниях, нам тоже нужно смотреть на радость, которая последует за одержанной в борьбе победой. Если ты выстоял в испытании с большим мужеством и решительностью, не уклоняясь от него, тогда, оглядываясь назад, ты найдешь источник великой радости для своей души. Если ты помыслишь о большой благодати, которую тебе подарил Бог, разве ты не будешь черпать из нее еще больше силы и мужества?

Ты жаждешь в своей жизни получить мирный плод праведности. Ты желаешь иметь мир, радость и победу. Но помни, что все это является следствием перенесенных испытаний или плодом воспитания. Ты должен ждать до тех пор, пока плод созреет. Если ты попробуешь незрелый плод, то узнаешь, что зря сделал это, – его вкус тебе не понравится, к тому же сам плод ты испортил, не дав ему вызреть.

Определенные испытания готовят радость, если мы подходим к ним с правильным настроем. Мы читаем о первых христианах, что они «расхищение имения своего приняли с радостью» (Евр. 10, 34) и о том, что они радовались тому, что удостоились нести бесчестие за имя Господа Иисуса (Деян. ап. 5, 41). Здесь речь идет о гонениях. Иногда мы могли бы возрадоваться и возвеселиться (Лук. 6, 23) не из-за гонения, но потому, что велика награда на небесах. Мы страдаем в гонениях, но радуемся награде, которая последует за претерпением испытания.

Если мы живем в непосредственной близости с Богом, то мы заметим: среди наших испытаний в глубине нашей души находится подводный поток сердечной радости. Уверенность в том, что мы принадлежим Богу, что Он любит нас, помогает нам, будет драгоценна для нас посреди страданий и печали.

Иногда эта уверенность бывает покрыта тенью страха и неуверенности; но если мы сокроемся под крылами нашего Господа и будем твердо уповать на Него, тогда арфа радости зазвучит в нашей душе, несмотря на сумятицу наших чувств. (Иногда, конечно, мы должны напряженно вслушиваться, чтобы услышать нежный, приветливый звук ее мелодии.)

Будь терпеливым в своих испытаниях; переноси все превратности как примерный воин. Высоко подними щит веры, - в определенное время твоя душа с торжеством воспоет гимн победы, и сладкозвучные удары колоколов радости созовут всех святых Божиих, чтобы совместно возрадоваться в Господе.

Выпуски