Псалом 40

Содержимое

2. Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь. 

3. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его.

4. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его.

 

2. «Блажен, кто помышляет о бедном!» Это уже третий псалом, который начинается подобным образом, кроме того, он в некотором смысле превосходит предыдущие два. Если в первом псалме мы видели размышление над Словом, а в тридцать первом – прощение, то в сороковом прощенный грешник приносит Богу плод благотворительности. Блаженство благотворителя столь же велико, как блаженство размышляющего о законе и блаженство прощенного. Бедные – это те, кто не имеет средств к существованию, больные, лишенные доброго имени или упавшие духом. Мир презирает и отвергает таких людей. Больше всего мир чтит тех, в ком нет жалости. Мирская мудрость не принимает бедных и убогих. Люди могут бросить их, как бросил амаликитянин своего раба. Всем, приобщившимся божественной благодати, была дарована новая природа, способная проявлять любовь, и они не ожесточаются против плоти и крови. Напротив, они сострадают отверженным и изо всех сил стараются им помочь. Эта помощь не ограничивается подаянием; они вникают в их скорби, пытаются разобраться в их положении, ищут способы им помочь и оказывают практическую поддержку. На добрых людях почиет благоволение Господне; их принадлежность пастве Господа столь же очевидна, как если бы на них стояло клеймо. Заметьте: они не просто подали нищему на хлеб несколько лет назад – они подают постоянно. Скупые подаяния в прошлом только доказывают скупость в настоящем.

Самым большим благотворителем в истории мира был и остается Господь Иисус, проявивший неслыханную щедрость к бедным, как сказано: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Он приложил все Свои силы, чтобы облагодетельствовать Свой народ. Он оценил наше положение и, ведомый неисследимой мудростью, пришел на землю, чтобы совершить великое даяние милосердия, которым мы искуплены от смерти. Наше бедственное положение вызвало в Нем жалость, наши несчастья пробудили в Нем милосердие. Да будет Он трижды благословен Богом и святым народом за Свою заботу и благодеяния! Господь заботится о нас постоянно. Если милости Его обновляются каждое утро, то и наша хвала должна звучать каждый день.

«В день бедствия избавит его Господь.» Милосердный благотворитель помышлял о бедных, поэтому Господь призрит и на его несчастья. Какою мерою меряем, такой и нам отмерится. Даже к самым щедрым из людей приходит скорбь. Но те, кто помышлял о бедном в благоденствии, скопили себе истинное сокровище на черный день. Бог не обещал, что щедрые люди будут ограждены от всяких бед; Он лишь сказал, что зло не погубит их и они будут избавлены в нужное время. Так было и в жизни Господа. Никогда еще скорбь не была тяжелее, а торжество полнее. Да будет имя Господне благословенно, Своей смертью Он дал искупленным залог грядущей победы. О, если бы все помышляли и заботились о бедных, подобно Господу! Сколько же блаженства теряют те, кто сеет скупо. Душа жадного не знает ни радости благотворения, ни удовольствия видеть чье-то счастье, ни благословения Божьего в сердце и в имении. Алчность – это проклятие, рак в сердце человека. Щедрость же есть счастье, утучняющее кости. Впрочем, мы не можем уповать на свои заслуги перед Господом, когда к нам приходит скорбь. Бог спасает нас не за то, что мы когда-то благотворили. Однако музыка теплых воспоминаний наполняет нашу душу сладостным утешением, когда мы думаем о вдовах и сиротах, которых мы накормили, и об узниках, которых мы посетили.

3. «Господь сохранит его и сбережет ему жизнь.» Святая жизнь будет длиться вечно, да и телесное существование благотворителя будет отмечено Божьим покровительством. Бог хранил Христа, пока не пришло Его время. Даже хитроумные козни Ирода не могли погубить Сына Божьего, пока не пробил назначенный час. Но и тогда никто из людей не мог лишить Его жизни, поскольку Он пришел, чтобы отдать ее, а затем снова принять. Такова участь всех, кто уподобился Господу: благословляя, они обретут благословение, оберегая, они обретут покровительство, ограждая других от бед, они обретут заступничество Божье. Скупец подобен свинье – от него нет проку, пока он жив. Так пусть же он умрет. Праведник же, подобно волу, полезен при жизни. Пусть же он живет.

«Блажен будет он на земле.» Процветание будет его постоянным уделом. Сосуд с маслом не истощится из-за того, что он накормит пророка. Он будет щедро сыпать в полу бедного, но ему только прибавится. Если Господь не умножит наших материальных благ, то удвоит духовные благословения. Малое у праведника будет в благословение – ему даже хлеб и вода покажутся пиршеством. Даже в этом благословляются щедрые. И в этом веке и будущем удел их – довольство. Мы должны взирать на блаженство Господа нашего, Который ради будущей радости претерпел крест, ибо Его блаженство есть прообраз того блаженства, которое ожидает святых.

«И ты не отдашь его на волю врагов его.» Тот, кто защищал бедных, найдет защитника в Боге. Что было бы с праведным, если бы он не попал в руки своих врагов? Лучше бы оказаться в змеиной норе, чем во власти безжалостных гонителей. Но Господь не отдаст праведника на волю врагов его. Мы знаем, что Иисус, хотя и был лишен многих благословений, став ради нас «клятвою за грех», тем не менее, не был оставлен Богом навсегда. Очень скоро Отец вознес Его выше всякого имени.

4. «Господь укрепит его на одре болезни.» Он будет покоиться на мышцах вечных, подобно тому, как больной человек покоится на руках друга или на мягкой перине. Сколько теплоты и нежности в этом образе! Как близок Господь к нашим немощам и скорбям! Можно ли сказать хотя бы что-то похожее о языческом Юпитере или о богах Индии и Китая? Нет, это слова Бога Израилева. Он стал для нас сиделкой и слугой. Если одной рукой Он поражает, то другой перевязывает раны. Упасть в нежные руки Господа – великое благословение. Ничто так не восстанавливает наши силы, как благодать. Божья любовь – лучший эликсир для утомленного болезнью. Даже если все кости человека переломаны, любовь Господа делает его душу крепкой, как железо. Нет лучшего целителя, чем Господь, нет лучшего лекарства, чем обетования, нет лучшего вина, чем Его любовь.

«Ты изменишь все ложе его в болезни его.» Как? Уж не станет ли Господь прислуживать Своим немощным рабам? Вот настоящая любовь! Если такова награда за благотворительность, кто откажется благотворить? Когда тело измождено непрестанным страданием, благодать Божья прибавляет нам терпения, а светлый лик Господа дарует мир. Ложе наше становится мягким, поскольку сердце наше довольно. Как неистощимы милость и забота Господа! Благословенный Иисус Христос, хотя и был истинным наследником этого обещания, но отверг благословение и ради нашего спасения умер на кресте, а не в постели. Но и на кресте Отец поддержал и ободрил Его, и Он умер, торжествуя. Не следует думать, будто благословения этих трех стихов относятся к тем, кто подает нищим время от времени и оставляет после своей смерти некоторую сумму на благотворительность. Благословение наследуют те, кто с постоянством в добром деле старается любить ближних как самого себя, кто одевает нагих и кормит голодных ради Христа. Святой, пренебрегающий бедными – как смоковница, не приносящая плода. Многие христиане будут осуждены за это, когда Царь явится на суд.

(Из книги «Сокровищница Давида»)

 

Выпуски