Содержимое

Более семи миллиардов людей каждый новый день встают утром, что-то делают, к чему-то стремятся, в чем-то разочаровываются, чему-то радуются. И почти все куда-то спешат, суетятся, как будто в этой суете и спешке заложена какая-то тайна жизни, ее смысл и назначение. Если посмотреть на этот мир со стороны, то складывается впечатление, что люди бегут за чем-то очень важным, не находят его и задыхаются от этой жизненной гонки, потому что душа остается пустой, нуждаясь в чем-то другом.

Мы задыхаемся от гонки,
От жесткой с совестью войны.
Ну а душа, как стебель тонкий,
Все ищет мира, тишины,

И в то же время каждый человек понимает, что дни жизни летят очень быстро, и в жизни надо успеть многое сделать, чтобы она не была напрасной:

Мгновеньем каждым дорожи,
Дни, как снега от солнца, тают.
Пока готовишься ты жить,
Жизнь бесполезно пролетает.

Мало кто из людей задумывается сегодня над смыслом жизни, над сутью происходящего. Для чего я живу? Что будет со мной потом? Есть ли смысл во всем происходящем? Являюсь ли я драгоценностью на этой земле и во Вселенной или я только мелкая преходящая песчинка? Что происходит с человеком после смерти? Существует ли жизнь после смерти, и какова она? Гармонична ли вся Вселенная, управляется ли она кем-то или развивается хаотично? Каково назначение каждого человека на этой земле? Эти и многие другие вопросы ускользают из поля зрения людей, которые озабочены только сегодняшним днем и не задумываются о сути бытия. «К чему биться о землю, когда от вас ускользает суть», — писал Маритен Жак. А может смысл жизни где-то рядом, может быть, мы просто проходим мимо самого драгоценного для нас, не обращая на это никакого внимания? Французский писатель Франсуа Ларошфуко (1613-1680) так сказал об этом: «Лишены прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо».

Чем определяется значимость человека? Может, суммой имеющихся денег и богатств; может, физической силой; может, положением в обществе; может быть, тем, чего он достиг, а может тем, чего он желает достичь и какой системой ценностей он пользуется в своей жизни? «Я уважаю людей, которые знают, чего хотят. Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тратят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня», — отмечал немецкий мыслитель и поэт И.В. Гете (1749—1832). Трудно найти удовлетворение в любом действии, если нет цели. Римский мыслитель Сенека (4 до Р.Х. — 65 по Р.Х.) говорил: «Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил». Некоторые из людей, как, например, Лоренцо Пизано, могут определить, что лучше и что хуже, но далеко не многие определяют суть и смысл жизни: «Цель всякого хорошего действия — любить достойное любви, ненавидеть достойное ненависти, наслаждаться достойным наслаждения и пользоваться приносящим пользу. Дурного же — пользоваться тем, чем нужно наслаждаться, наслаждаться тем, чем следует пользоваться, ненавидеть любимое и любить ненавистное».

Во все времена люди задумывались над целью и смыслом жизни. И их глубина мысли не сводилась только к тому привычному и ничего не раскрывающему минимуму, содержащемуся в словах: «Построить дом, посадить дерево, убить змею и родить ребенка».

Интуитивно каждый человек понимает, что нужно стремиться к тому высокому, что имеет ценность во все времена. Люди подспудно осознают, что образ их жизни определяет все. Еще древнегреческий мыслитель Демокрит (460-370 до Р.Х.) говорил: «Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни». При этом развитие науки и техники не решает всех важнейших нужд человека. И люди, которые достигают высот в науке и технике, не зная цели и смысла жизни, истребляют этой же техникой друг друга. Людям не становится жить легче и проще от накопленных знаний, если нет истинной цели, если нет любви к человеку. Однажды Диоген Синопский (404—323 до Р.Х.) вылез из своего жилища — бочки — среди ясного дня с зажженным фонарем и стал чего-то искать. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь, Диоген?» И философ ответил: «Ищу человека!» Так трудно сегодня найти спокойного и не захваченного суетой человека. Нам трудно остановиться, нам нет времени поговорить друг с другом, поэтому мы большинство вопросов решаем по телефону, или с помощью электронной почты, или же посредством коротких сообщений, называемых CMC, которые я бы расшифровал как «сами минимизируем себя». Человек сегодня с жаждой ищет другого человека, чтобы понять друг друга и понять смысл всего мироздания.

Люди сегодня намного серьезней относятся к временному, изменяющемуся и сиюминутному, чем к тому, что имеет значимость во все времена. Человек сегодня более занят материальным, чем духовным; увлечен больше временным, чем вечным; более занят самим процессом и средствами, чем целью. Не случайно великий немецкий ученый-физик Альберт Эйнштейн (1879-1955) сказал: «Наш век характеризуется совершенством методов и запутанностью целей». Он также отметил: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни».

Спешка — коварный враг всего прекрасного, серьезный вирус для души, незаметный и привычный вор истинных ценностей. Современный человек так привык к суете, что даже гордится тем, что он постоянно занят, что ему некогда думать о серьезных вещах. И при этом большинство людей считают себя удачными и состоявшимися в жизни только потому, что они постоянно заняты. У них нет времени ни на размышления, ни на поиск истины, ни на потребности души, ни на семью, ни на ближних, ни на что другое, кроме работы и стремления добиться все более и более значительных результатов, добиться более высокого положения в обществе, более высокой людской оценки, несмотря на то, что эти результаты часто совершенно никому не нужны. Им приятно говорить людям, что они страшно заняты, они даже гордятся этим и как бы ожидают похвалы от ближних: «Какой занятой человек, какой молодец, он так удачно нашел себе применение и нашел себя в жизни, что ему даже некогда поговорить с женой и с детьми!»

Наш век — это век сверхзагруженности. Люди строят большие города, в которых живут сотни тысяч и миллионы человек, но при этом ощущают себя одинокими; люди изобрели совершенную систему транспорта и быстрых передвижений, но при этом на дорогу уходит все больше и больше времени; люди придумали и создали множество механизмов, машин, большие производства, чтобы облегчить жизнь, но при этом задыхаются от загрязненного воздуха и на тех же машинах удаляются подальше от скопления людей, чтобы отдохнуть; люди имеют доступ к огромному потоку информации через компьютеры и другие средства коммуникаций, но при этом теряется сам человек, теплота и близость общения между людьми; люди выпускают гораздо больше книг, чем в предыдущие годы, но при этом все менее и менее их читают и не так часто размышляют над серьезными проблемами, отбрасывая самое важное в сторону; люди так много говорят о единстве, доброте и любви, но при этом именно для любви и заботы о ближнем менее всего уделяется времени и сил; люди имеют больше достатка, больше средств, больше возможностей для улучшения жизни, чем во все предыдущие времена, но при этом у них нет времени для внимания к самым близким и дорогим, нет времени для искреннего восторга и похвалы; люди так много познали в науке, но при этом зла стала не меньше, не меньше стало войн и разрушений, не меньше стало людей без крова над головой, не меньше стало недоедающих и голодающих людей, число которых сегодня превышает уже миллиард; люди осваивают космос и другие планеты, но при этом на своей маленькой планете Земля не могут добиться мира, порядка, устройства, защитить свою планету от глобальных катаклизмов и определиться с целью жизни; люди стремятся к покою и тишине, но при этом они уже так привыкли к суете, что начинают чувствовать себя неловко и куда-то спешат даже тогда, когда в этом нет необходимости. И так — во всем. Современный человек живет под гнетом срочных дел. Если честно взглянуть на сегодняшнюю жизнь, то можно воскликнуть вместе с Диогеном: «Ищу человека!» Вся жизнь сегодня кипит в транспорте, на дорогах, в придорожных кафе, в учреждениях развлечения и снятия стресса.

Одним из видов духовной и душевной «наркомании» стала привязанность к компьютеру и зависимость от него. Человек часто живет в виртуальном мире, привыкает общаться с техническими средствами или через них и попадает в зависимость, от которой трудно уйти. В последнее время все чаще сообщается о том, что некоторые люди приходят в истощение от компьютерных игр и даже умирают за компьютером. Да, сегодня мы не можем прожить без компьютера. Но с помощью компьютера можно писать книги о любви, а можно играть в развратные игры; с помощью компьютера можно иметь доступ к нужной информации и умело пользоваться ею, но можно и напрасно проводить время и впадать в растление; с помощью компьютера можно общаться с людьми за тысячи километров, но с помощью того же компьютера можно лишаться живого и реального общения с теми людьми, которые рядом с нами. Многие семьи уже распались из-за отсутствия теплого общения друг с другом и по причине того, что мужья уделяют больше времени компьютеру, чем жене и детям.

Жизнь человека постепенно превращается в бессмысленную гонку, суету и хаос, потому что у него уже не хватает сил, чтобы сказать твердое «нет» тому, что не имеет ценности для души. Люди на ходу читают, на ходу едят, по телефону воспитывают детей, по электронной почте общаются друг с другом, с самолета управляют компаниями. И о такой жизни мудрый Соломон сказал: «Всё - суета и томление духа» (Еккл. 2:17). Люди даже уже и не замечают опасности бесцельной жизни, потому что вся их душа и все устремления пронизаны идеями комфорта, успеха, осознания величия своего «я». Такая ситуация похожа на пример с лягушкой. Если лягушку опустить в кипяток, она сразу же выскочит из воды. Но если медленно нагревать воду, то лягушка, не заметив опасности, погибнет. Человек гибнет духовно в суете и не замечает этого, потому что суета нарастает постепенно и потому что так суетятся почти все. Нужно остановиться и «выпрыгнуть» из горящей суеты. Но, как сказал Августин, «человек до тех пор не будет иметь конца заботам, пока не возлюбит того блага, которое не может быть отнято у него».

Избавление от спешки не означает только отдых, пребывание в безделье и праздности, не означает только правильное распределение времени и верную расстановку приоритетов, но это означает правильную систему ценностей, правильное положение и состояние сердца и разума человека, стремление к истинному и вечному. Ничего великого и значимого не делалось в спешке, все ценное имело смысл и назначение. Избавиться от спешки — не значит, что не нужно заниматься обучением, постижением знаний. Христианин должен стремиться к знаниям, чтобы лучше понимать Бога и человека и лучше служить Богу и людям. Библия никогда не осуждала силу ума и знаний, она осуждает интеллектуальную гордыню. Григорий Великий (330-390) отмечал: «Образование — преимущество христиан, а те, кто относится к учению с пренебрежением, вероломны и опасны, так как препятствуют истинному познанию Бога». А Блаженный Августин писал: «Всякий добрый и истинный христианин должен осознавать, что истина, где бы он ни отыскал ее, это истина от Господа».

«Бог сотворил разум и мир, дабы они пребывали в согласии друг с другом», — верно заметил Г. Кларк. Можем ли мы через одни знания познать Бога? Конечно нет. Могут ли знания приблизить к Богу? Конечно да. Римский оратор Цицерон (106—43 до Р.Х.), подчеркивая ограниченность человеческого опыта, утверждал: «Можно ли встретить человека, столь ослепленного самомнением, чтобы верить, что в нем заключен ум, а небо и мир лишены его; что то, чего не может понять самый возвышенный разум, не имеет в своей основе никакого разума? Если нелепо утверждать, что сущность, подобная нашей, превосходит всю природу, следует признать, что природа разумна». А английский философ Ф. Бэкон (1561-1626), подчеркивая то, что знания приближают к Богу, писал: «Только неполное знание удаляет человека от Бога, знание более полное приближает к Нему». А Библия подчеркивает то, что Бог дает знание любящим Его: «Но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор. 8:1-3). Итак, знания необходимы, и стремления к познанию важны, но не менее важна и любовь к истине и к Богу, Которого стремишься познать, о чем Б. Паскаль метко заметил, что «земную науку надо понимать, чтобы любить, а Божественную надо любить, чтобы понимать». Попытки человека найти замену Богу были и будут в течение всей истории развития. Заменителями Бога пытаются выступать психология, философия, различные религиозные и человеческие учения, искажающие природу Бога. Многие люди идут этими ложными путями, ишут и не находят, потому что ищут там, где царствует ограниченный человек, а не совершенный Бог, где царствует мудрость мира сего, а не премудрость Божья.

Выпуски