Власть и авторитет родителей

Содержимое

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу». Кол. 3:20

Это повеление является очень важным, так как отражает основополагающий Божий принцип устройства мироздания, где все подчиняются Богу и друг другу в том порядке, как определил Господь: Церковь — Христу, жена — мужу, старшие — младшим, подчиненные — начальникам, дети — родителям, каждый — друг другу.

Нарушение любой из этих гармоничных связей приводит к худым последствиям. Повиновение детей родителям — принципиальный момент, так как этим закладываются основы всей цепочки повиновений. Если ребенок не научится повиноваться родителям, то ему трудно будет повиноваться Богу, пастору, начальнику, мужу (если это девочка), другому человеку. Послушанием родителям закладывается важнейшее семя будущего гармоничного поведения личности. «Пусть первым уроком ребенка будет повиновение, тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым», — писал Б. Франклин.

Авторитет отца и матери в семье должен быть непререкаемым. Отец и мать должны поддерживать и укреплять авторитет друг друга в глазах детей и никогда не позволять унижений и оскорблений друг друга, а также повышения собственного авторитета за счет унижения авторитета другого. Отец должен хранить в глазах детей и защищать достоинство матери, а мать должна всегда подчеркивать авторитет отца, независимо от того, какими качествами он обладает.

Бог учредил авторитет и власть родителей ради детей для достижения целей послушания и смирения. Иногда ребенок восстает против родительского авторитета, но он в скрытой форме еще более будет восставать против его отсутствия. Дети радуются и чувствуют себя более защищенными, когда их родители имеют авторитет не только в их глазах, но и в глазах других взрослых.

Родители не должны отказываться от данной им власти из чувства стыдливости, собственной незначительности или деликатности. Бог дал не только повеление детям о послушании, но и дал родителям власть, авторитет и силу. Там, где родительская власть и авторитет правильно используется с самого начала, где она используется справедливо и в атмосфере любви, ребенок примет эту власть как правильную, и через это научится слушаться родителей и Бога.

Этот Божий принцип является вечным, он не зависит от изменений в обществе, от уровня образования и знаний, от степени развития демократии и т.д. И чтобы правильно пользоваться дарованной Богом властью, родителям необходимо преодолеть некоторые характерные заблуждения:

1. Родители знают не все, поэтому нужно довериться профессионалам в воспитании детей.

Это неверно. Доверяться нужно Богу и Божьему Слову. Всякий человек может ошибаться, а заблуждения профессионалов и известных людей особенно опасны, что подтверждается сегодня различными новыми учениями, течениями и антибиблейскими школами. Не надо торопиться применять «новоиспеченные» методы, но нужно убедиться в том, что они не противоречат принципам Библии. Бог, Который подарил нам детей, даст и мудрость в воспитании, если родители будут послушны Богу, а не людям (1 Кор. 1:25-31; 1 Кор. 2:4-10, 14-16; 1 Kop. 3:19; Ис. 5:18-21; Пр. 3:5-8; Рим. 12:16; 2 Тим. 3:1-5; 2 Тим. 4:3-5). Это не тот случай, когда нужно идти в ногу со всем миром, потому что его путь — это путь греха и безбожия (Пр. 14:12, 16:2; Мф. 7:13-20).

2. Власть и авторитет родителей подавляют личность ребенка, угашают любовь.

Это неверно, потому что только неправильное применение власти и авторитета будет угашать любовь и подавлять личность ребенка. (То же можно сказать и о неправильном применении свободы у ребенка и вседозволенности.) Бог любит всех нас самой совершенной любовью, но именно эта любовь и приводит к тому, что «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33), что Бог в Своей любви дисциплинирует нас и «кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6), а человека, которого вразумляет Господь и наставляет Своим законом, Писание называет «блаженным» (Пс. 93:12) и призывает не отвергать наказания Господня (Пр. 3:11-12).

Только истинное Божье устройство, порядок, гармония отношений и установленная Богом иерархия повиновения дают истинную почву для взращивания в сердце ребенка любви, правды для раскрытия всего лучшего, что заложено в личности ребенка.

У детей как личностей есть многие права, но у них нет от Бога права самим решать те вопросы, которые Бог доверил родителям. Дети не имеют мудрости и опыта, чтобы делать правильный выбор, а поэтому, предоставляя им такую «свободу», родители отдают их во власть сил тьмы. Это равносильно тому, что бросить своего ребенка в бушующее море и дать ему «свободу» плыть туда, куда он хочет.

Дисциплина не отменяет любви и не противоречит ей, а создает благоприятную атмосферу для развития ребенка.

3. В наше время идея подчинения детей родителям устарела, потому что дети быстрее развиваются и для их воспитания требуются новые подходы.

Это также неверно, потому что, несмотря на бурное интеллектуальное и физическое развитие, духовное развитие является самой сложной задачей и не происходит автоматически. Духовные законы Бога вечны и неизменны для всех времен, и всегда усвоение Божьих истин было важнейшей и самой трудной задачей (Мф. 16:25- 26; Пс. 118:89-91,113,138,144; Ин. 8:31-36; Ин. 14:6, 23- 24; Евр. 13:8, 9).

Говорить о том, что устарели вечные Божьи принципы, значит отвергать Бога и Его Слово.

4. Если родители будут проявлять власть, то дети не научатся мыслить самостоятельно.

Как раз задача родителей и состоит в том, чтобы, используя родительский авторитет, научить детей не только самостоятельно мыслить и принимать решения, но и, прежде всего, научить правильно мыслить и принимать правильные решения, угодные Богу, научить различать добро и зло (Мих. 6:8; Втор. 10:12; 1 Пет. 4-19; З Ин. 11; Гал. 6:9; Рим. 12:21; Рим. 16:19; Лк. 6:45; Пс. 96:10; Ис. 5:20; Пр. 2:12-20).

Таким образом, родительская власть, их авторитет, послушание детей — это Божье повеление и совершенный принцип отношений, который дает возможность максимально проявлять любовь, различать добро и зло, принимать Божий порядок и устройство, раскрывать все способности ребенка, учить его самостоятельности и ответственности, учить ребенка воздавать должную хвалу Богу, родителям и властям.

Важным элементом дисциплинирования является установление правил и разумных границ и контроль за исполнением этих правил.

Дисциплина и порядок всегда связаны с какими-то границами и правилами. Если ребенок не имеет разумных границ дозволенного и не имеет эталонов добра, то ему очень трудно понять родителей, почему они требуют это от него. Если нет правил, если ограничения не определены, то любые требования родителей необоснованны и ведут к тому, что юные существа испытывают чувство несправедливости, раздражение.

Правил не должно быть много, потому что множество правил препятствует развитию мышления ребенка. Должны быть ясные принципы, которые будут учить ребенка правильно поступать. Английский педагог и психолог Д. Локк (1632 – 1704) писал: «Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они, будучи раз созданы, соблюдались. Для малолетних детей требуется не много законов, и лишь по мере того, как они становятся старше и какое-либо правило в результате практики прочно утвердилось, вы можете прибавить новое правило... Заставляйте детей усваивать все путем необходимой практики».

Нельзя запрещать ребенку самостоятельно мыслить и самостоятельно действовать — нужно мудро направлять эту самостоятельность в требуемое русло.

Моральные и духовные ценности не будут входить в детей сами по себе, их надо прививать. Правила и требования для ребенка должны быть предельно ясными, четкими и понятными. Такими же понятными должны быть эталоны и цель законов.

Ребенок должен знать и четко понимать, что от него требуется. Часто родители неверно думают, что то, что очевидно для них, очевидно и для ребенка. «Неужели она не понимает, что я устала, и не помоет посуду?» — удивляется расстроенная мать. «Зачем ты поступил так плохо?» — спрашивает удивленный отец у сына.

Правила и указания родителей должны быть конкретными, ясными и исполнимыми для ребенка.

То же касается указаний и просьб. Родители должны убедиться, что ребенок правильно их понял, а иногда полезно переспросить ребенка или с любовью попросить повторить то или иное указание.

Необходимо избегать тех требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют.

                В. Н.

Выпуски