Всеобщий суд

Содержимое

Фредерик Д. Смит

Павел объяснял афинянам, что Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа» (Деян. 17:31).

Этот день суда будет последним днем, днем воскресения, ибо Павел сам же пишет, что Иисус Христос «будет судить живых и мертвых в явление Его и царство Его» (2 Тим. 4:1). Иоанн также связывает всеобщий суд с воскресением во время второго пришествия Господа: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр. 20:11-13).

Окончательное вознаграждение и возмездие

Вполне естественно, что учение о вознаграждении праведных и наказании неправедных взаимосвязано со вторым пришествием Христа и всеобщим судом. «Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мной, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12). «Ибо придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27).

Это будет день окончательного вознаграждения и возмездия для всех людей, ибо Бог соблюдает неправедных «ко дню суда, для наказания» (2 Пет. 2:9). Для многих это будет страшный день, и его никто не избежит. Ибо «узрит Его всякое око», когда Он придёт. Он явится «с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придёт прославиться в святых Своих и явиться дивным в день оный во всех уверовавших» (2 Фес. 1:7-10). Этот день, когда Он «прославится в святых Своих», для неправедных будет днём вечного изгнания от лица Божьего.

Той же важной истине учит и 25-ая глава от Матфея, в которой в основном говорится о втором пришествии Христа. «Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25:31-33). Здесь нам говорится, что все люди одновременно будут собраны перед судилищем Христовым, где они будут разделены на два класса, один из которых символизирован овцами, а другой – козлами. Их разделят для того, чтобы определить их окончательную судьбу. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, унаследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (25:34) – это окончательное вознаграждение. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (25:41) – это окончательное наказание. Далее говорится об окончательном местопребывании и окончательной судьбе каждого класса людей: «И пойдут сии [нечестивые] в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (25:46).

Разрушение земли

Слово Божье ясно учит, что эта земля, на которой мы живём, будет разрушена, прейдёт и её больше не будет. «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» (Пс. 101:26-27).

«Небо и земля прейдут», – сказал Иисус (Мф. 24:35). Пётр описывает, каким образом это произойдёт: «Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых людей» (2 Пет. 3:7). Под словом «небеса» здесь имеется в виду вселенная, которая видима для человеческого глаза, т.е. небо над нами.

Обратим внимание на то, что разрушение земли огнём произойдёт в «день суда и погибели нечестивых людей». Приверженцы теории о тысячелетнем царстве утверждают, что огонь придёт прежде на землю, чтобы очистить её, а затем праведные будут царствовать на ней на протяжении тысячи лет, до воскресения неправедных. Пётр же говорит, что огонь придёт на землю лишь тогда, когда неправедные получат своё вечное осуждение. Отсюда ясно, что Пётр не верил в теорию о тысячелетнем царстве, ибо он твёрдо знал, что когда Христос вновь придёт, тогда придёт конец всему земному; и что праведные получат своё вознаграждение одновременно с тем, когда неправедные получат своё наказание. Поэтому он дальше и говорит: «Придёт же день Господень, как тать [вор] ночью, и тогда небеса с шумом пройдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божьего, в который воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?» (2 Пет. 3:10-12).

Пётр не говорит, что огонь пройдёт по земле и очистит её, но что земля «сгорит», расплавится и будет уничтожена вместе со всем находящимся на ней. В следующих же стихах апостол говорит уже о новом небе и новой земле, которые явятся, когда пройдут старое небо и земля. В Откровении Иоанн также говорит об уничтожении неба и земли: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Откр. 20:11). А далее он говорит: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1). Это и есть «небеса», т.е. место нашей будущей вечной отчизны.

Теория о тысячелетнем царстве

На основании вышеприведённых ясных текстов из Священного Писания можно легко убедиться в том, что не существует никакой возможности для возникновения так называемого «тысячелетнего царства», т.е. предполагаемого царствования праведных на земле после второго пришествия Христа.

Во-первых, для «тысячелетнего царства» не будет времени. Ибо день второго пришествия Христа, когда Он воскресит мёртвых и будет их судить по их делам, будет «последним днём». Тогда «совершится тайна Божья», и «времени уже не будет» (Откр. 10:6-7). После «последнего», фактически последнего дня, время уже не будет существовать вообще, тем более его не будет для так называемого «тысячелетнего царства».

Во-вторых, для «тысячелетнего царства» не будет места. Как мы видели из Слова Божьего, разрушение земли произойдёт сразу после того, как неправедные будут осуждены и получат своё наказание. Разрушение земли будет полное, ибо она «сгорит», «разрушится» и «прейдёт», так что от неё не останется и следа. А если не будет самой этой земли, то на ней и не может возникнуть никакое «тысячелетнее царство».

В-третьих, в «тысячелетнем царстве» нет никакой необходимости. Ибо всем людям в нынешнее евангельское время – время благодати – предлагается совершенное спасение. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2). Все средства, совместимые с моральной властью Бога и моральной свободой каждого отдельного человека, предлагаются человеку ныне для того, чтобы он мог получить спасение. Кроме того, при втором пришествии Христа все неправедные будут осуждены и преданы своей вечной участи; поэтому нет никакой необходимости в «тысячелетнем царстве».

Теория о «тысячелетнем царстве» — это большой и опасный обман. Хотя это учение, в зависимости от фантазии и представлений его приверженцев, распространяется в различных формах, основная мысль у них всё же одна: создание на земле царства и власти Христа продолжительностью в одну тысячу лет.

Эту теорию в христианство привнёс Керинф, который был одним из самых известных нам лжеучителей первого столетия. Историк церкви Евсевий цитирует нам часть трудов Гая, жившего во втором столетии. Тот писал о Керинфе следующее: «Керинф, посредством написанных откровений, которые, как он уверяет, написаны одним из великих апостолов, описывает нам удивительные вещи, выдаваемые им за откровения, полученные от ангела. Он утверждает, что после воскресения мёртвых на земле будет воздвигнуто Царство Божье. Являясь врагом Священных Писаний и ища совратить людей, он уверяет, что наступит период времени в тысячу лет брачных торжеств». «Одним из лжеучений Керинфа было утверждение о том, что Христос воздвигнет буквальное царство на земле». Гай, напротив, твёрдо верил библейским учениям о том, что Царство Божье было воздвигнуто или основано во время первого пришествия Христа. Поэтому он называет Керинфа «врагом Священных Писаний, ищущего совратить людей».

Керинф жил во времена апостола Иоанна. Ириней, родившийся в 120 г. н.э., пишет, что он часто, ещё будучи мальчиком, сидел у ног Поликарпа, Смирнского пресвитера (ученика апостола Иоанна), и слушал, что говорил старый учитель о событиях во дни апостолов (Евсевий, «История церкви»; том 5, стр. 24 англ. изд.). Между прочим Ириней сообщает о следующем случае: «Иоанн однажды намеревался посетить в городе Ефесе общественную купальню. Когда же он узнал, что там находится Керинф, он вышел из здания и потребовал также от остальных тотчас покинуть его, говоря: «Выходите сейчас же, ибо купальня может обрушиться, если Керинф, враг истины, находится в ней» (Евсевий, «История церкви»; том 3, стр. 28 англ. изд.). Нынешние сторонники этого неприемлемого учения утверждают, подобно Керинфу, что их учение основано на откровении апостола Иоанна. Иоанн же отвергал сторонника этой теории как «врага истины».

Брат Д. С. Уорнер говорил, что у дьявола есть два особых метода для совращения людей: или он показывает людям иной путь помимо Христа, или обращает их внимание на иное время помимо нынешнего. Это абсолютная правда. Если люди не дают дьяволу обмануть себя, что существует другой путь к небесам, тогда дьявол старается уговорить людей, чтобы они это важнейшее дело получения спасения отложили на будущее. Тысячи людей уже были обмануты дьяволом и совращены таким образом, а многие и ныне считают, что после настоящего периода придёт период блаженства на этой земле, в который людям ещё раз будет предложено спасение. Это великий обман дьявола, ибо Слово Божье говорит: «Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения».

Брат Е. А. Реардон заметил, что дьявол для католиков придумал чистилище, а для протестантов – «тысячелетнее царство». И всё это он сделал для одной и той же цели, а именно: чтобы обмануть миллионы людей ложной надеждой, будто есть ещё возможность спасения в будущем, и побудить их откладывать своё спасение до тех пор, пока они не окажутся в потустороннем мире. Дьявол прекрасно знает, что тогда их судьба навечно предрешена.

«Бедный грешник, не поддайся
Ты обману мёртвых дел;
Если здесь Христа отвергнешь –
Страшен будет твой удел»

Выпуски
Разделы