Основные признаки истинного прощения

Содержимое

Рассмотрим истинное прощение и то, что необходимо предпринимать, чтобы действительно прощать и избавляться от разрушительных действий обид в семейной жизни.

1. Истинное прощение не ставит условий и не зарабатывается, оно дарится с любовью и освобождает виновного от уплаты долга. Прощение - это дар, оно не заслуживается. Тот, кто прощает своего мужа, не может говорить: «Я тебя прощу, если ты перестанешь ходить на футбол». Тот, кто прощает свою жену, не ставит ей условий: «Измени свой вспыльчивый характер, и я тогда прощу тебя». Истинное прощение дается без всяких условий и исходит из глубины любящего сердца, в котором любовь все покрывает. Прощение с «если» является не прощением, а выгодной сделкой. Образцом безусловного прощения является Божье прощение грешников. Слово Божие призывает нас снисходить друг к другу и прощать взаимно, если кто на кого имеет жалобу, «как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13), а также призывает прощать друг друга «как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). Бог не ставил нам никаких условий и «Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).

Простить без условий - это значит снять с другого всю вину, отказаться от права ответных действий и желать блага обидчику. Это совершается, несмотря на его действия и заслуги, чтобы установить правильные отношения между прощаемым и Богом, а также между прощаемым и обидчиком. Простить так, как простил Христос, означает, что:

-    я не буду ставить условий, а с любовью подарю прощение, взирая на Христа;

-    я не буду искать повода для упреков, мести, радости за неудачи, но буду относиться к обидчику, как к тому, кто ничего мне не должен;

-    я не буду всем рассказывать о своем прощении и великодушии, но буду благодарить Бога за дарованную силу для прощения;

-    я не буду хранить в себе боль и отчаяние, но буду добрым и сострадательным в прощении другого, помогая ему избавиться от грехов.

Безусловность прощения не предполагает, что ваш супруг сразу изменится, а также не гарантирует вам защиту от будущих обид, однако прощение дает возможность лучше разобраться в обидах и их причинах.

2.    Истинное прощение искренно и идет от глубины сердца, оно затрагивает и дух, и волю, и разум, и чувства.

Прощение, прежде всего, является волевым действием. Часто нам не хочется прощать, но это необходимо сделать от всего сердца, применив усилие воли, зная, что при этом разрушается канал действия сил зла и дается простор для действий Богу. Не надо ждать определенных состояний и чувств, но прощать сейчас и здесь, чтобы после правильных духовных действий установились добрые чувства и у вас, и у прощенного, чтобы он не имел чувства вины.

3.    Истинное прощение берет инициативу примирения в свои руки и не ждет первых шагов от обидчика (Лк. 12:58; Мф. 5:23-25).

Преодолей себя, сделай первые шаги, которые самые трудные, а последующие совместные шаги будут более радостными. При этом всегда необходимо помнить, что в нанесенной тебе обиде всегда есть доля и твоей вины в том, что так произошло. Не жди, пока придет обидчик, иди первым, даже если тебе кажется, что ты совсем невиновен.

4.    Истинное прощение имеет своей целью возвысить другого, помочь другому (Лк. 14:11: 1Ин. 3:18: Гал. 6:2; 1Фес. 5:14).

Такое прощение никогда не преподает урок обидчику («видишь, как ты не прав, а я ведь предупреждал»), но берет трудности другого, подставляет плечо и несет его бремена, оказывает помощь и словом, и делом по исправлению, молится за другого.

5.    Истинное прощение не ведет счета.

Муж, который в данный момент говорит жене: «Я тебя уже прощал два раза, хватит, когда ты меня простишь хотя бы один раз, тогда и я еще прощу тебя», - не имеет истинного желания прощать. Кроме того, после прощения (даже после 20-го прощения) я должен смотреть на свою спутницу жизни так, как будто мне не было никогда нанесено этих 20 обид. Господь отвечает Петру на его вопрос: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» Мф. 18:22 «...не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».

Прощение должно быть полным. Истинное прощение исходит из того, что сколько бы я не сделал добра другому, все равно, это ничтожно малая доля в сравнении с тем. что сделал для меня Христос. Истинное прощение противоположно в действии повелению непрощающего раба, которому простили 10000 талантов, а он не простил 100 динариев (Мф. 18:23-25). Я прощаю свою жену (своего мужа), потому что люблю, потому что Бог простил меня, а не потому, что она (он) мало или очень редко согрешает.

6.    Истинное прощение является проявлением силы, а не слабости; благородства, а не беспринципности.

Прощать всегда труднее, чем обижать и обижаться. Для прощения нужно много любви и много усилии, веры и благородства, чистоты сердца и снисходительности. Особенно трудно прощать тогда, когда раны нанесены в самое больное место. И. Кант писал: «Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, а для женщины сказать, что она безобразна». Никогда не нужно такое допускать. Не надо бояться, что прощение или просьба о прощении является показателем слабости. Прощение - это удел сильных духом. П. Ф. Шиллер писал, что «сильнее всех побед - прощение».

7.    Истинное прощение дает, а не забирает, жертвует, а не просит.

Всякое проявление истинной любви связано с тем, что чем-то надо пожертвовать. Истинное прощение жертвует временем, средствами, заботой, вниманием, усилием, человеческим мнением ради Божьей истины. Господь ради нашего прощения пожертвовал Своей жизнью. Часто наш эгоизм и тщеславие не позволяют нам чем-то пожертвовать ради мира и прощения. Многие наши потери имеют гораздо меньшую ценность, чем приобретаемые мир с Богом, мир в семье, понимание сути Божьего прощения, Божьих благословений, которые обогащают и приносят радость.

8.    Истинное прощение проявляется во всей полноте.

Тот, кто прощает, не должен оставлять в потаенных уголках своего сердца остатки обид. Прощение должно быть полным, без остатка. Именно так простил нас Христос: раз и навсегда.

9.    Истинное прощение не отвергает своих обидчиков, а принимает их такими, какие они есть, извлекая драгоценное из ничтожного и приближаясь к познанию глубин Божьего прощения.

Не всегда после прощения обидчики изменяют свою жизнь и свое поведение. Однако мы должны помнить, что изменить другого человека может только Господь, а мы можем быть лишь угодными сосудами в Его руках. Но для того, чтобы был открыт простор для действий Божьих через нас, мы должны прощать и освобождать своё сердце от давления и негативного действия духа непрощения. Но при том не должно быть такой позиции, как моя хата с краю, я тебя простил, но теперь к этой твоей проблеме я не буду даже обращаться, выходи из нее сама потому что мне это неприятно. Не отвергайте своих обидчиков, приблизьтесь в общении к ним, окружите своей заботой. И все эти ситуации надо принимать с благодарением, учиться через них любви Божьей и ближе познавать Господа и силу Его прощения. Через такие испытания Господь учит нас и дает возможность, каждому углублять свою веру.

Иак. 1:2-4,12 «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».

10. Истинное прощение характеризуется полным примирением, положительными эмоциями, миром в сердце и любовью к обидчику.

Это действие, которое невидимо производит в нас Господь. Прощение приносит:

а) мир с Богом;

б) мир друг с другом;

в) радость отношений;

г) большее внимание и сопереживание:

д) большее понимание спутника жизни;

е) удаление отрицательных эмоций и замену их на положительные: вместо неприязни и негодования появляется единство и желание добра;

ж) большее духовное единство, которое может выражаться в искренних совместных молитвах, в размышлениях над Писанием, в благодарности Богу и друг другу.

Суть любого прощения состоит в том, что посредством любви удаляются обиды, прощаются духовные, душевные и физические долги, достигается мир с Богом и друг с другом, укрепляется единство и взаимопонимание, приобретается эмоциональная гармония.

Прощение - это реальное присутствие небесного, Божьего в каждом человеке, это напоминание о прощающем Боге и о том, что человек создан для любви, для святости, для совершенной и вечной жизни в вечном царстве любви и единства с Господом.

                В. Н.

Выпуски