Содержимое

            Фредерик Д. Смит

 Крещению предшествует покаяние

    «В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3:1-6).

    Иоанн не только учил, чтобы люди покаялись и затем крестились, но он требовал покаяния, как условия для крещения, и отказывался крестить тех, кто не покаялся в своих грехах. «Увидев же Иоанн многих фарисеев и садукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:7-8). В другом месте мы читаем, что «фарисеи и законники отвергли волю Божью о себе, не крестившись от него [от Иоанна]» (Лк. 7:30). Так как они не хотели исполнить требуемые условия, то о них написано, как об отвергших волю Божью. То же самое делают все противящиеся обрядам Нового Завета; ибо кто отвергает библейское крещение, тот отвергает и Слово Божье.

    В день Пятидесятницы Пётр в своей проповеди говорит о той самой истине, что прежде должно быть покаяние, а потом следует крещение: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас...» (Деян. 2:38). Если сердце человека не приведено в правильное состояние перед Богом посредством духовного возрождения, то само крещение, хоть и исполненное по библейскому образу и истинным проповедником, не имеет для такого человека никакого смысла и пользы. Симон-волхв был крещён в Самарии вместе с другими верующими. Когда же Пётр и Иоанн пришли туда, то стало очевидным невозрождённое состояние сердца этого человека. Водное крещение, хотя и проведённое Филиппом, который был исполнен Святым Духом, не произвело в его сердечном состоянии никакого изменения. Ибо Пётр сказал ему очень ясно: «Нет тебе в сём части и жребия, ибо сердце твоё неправо перед Богом» (Деян. 8:21).

    Крещение символизирует погребение

    Способ крещения оспаривался многими теологами. Однако Слово Божье об этом пишет очень ясно. И разбор нескольких примеров, приведённых в Святом Писании, будет достаточным доказательством для искренних и смирённых последователей Христа, что погружение есть библейский способ крещения. Почти все без исключения богословы старых времён признавали правильность и значимость погружения при водном крещении. А спор о способе крещения возник в основном из-за того, что некоторые из них пытались доказать, что окропление или обливание также равноценны погружению.

    Все учёные признают, что слово «погружение» равнозначно греческому слову «baptizo». Слова «окропление» и «обливание» отличаются по смыслу и содержанию от слова «погружение»; это подтверждают и толковые словари. В греческом языке для русских слов «погружение», «окропление» и «обливание» есть три слова, соответствующих смыслу каждого из этих слов в отдельности. Там, где в Библии говорится о водном крещении как о буквальном действии, всегда употребляется греческое слово, равнозначное русскому слову «погружение». Если бы написавшие Библию мужи Божьи хотели выразить мысль об «обливании», то почему они тогда не употребили греческое слово, эквивалентное слову «обливание» вместо слова, которое равнозначно слову «погружение»? Или если бы они имели в виду «окропление», то почему они не употребили соответствующее греческое слово, означающее «окропление»? Причина совершенно очевидна: они писали о том, что имели в виду; и я хотел бы добавить: они имели в виду то, о чём писали.

    Разница в применении этих трёх выражений настолько велика, что, если там, где говорится о водном крещении, говорить о «погружении», ни в коей мере не изменяется и не искажается смысл текста. Если же вместо «погружения» применить выражения «окропление» или «обливание», то во многих случаях указанные тексты выглядели бы просто смешными. В древних рукописях, написанных в первом и втором столетиях, в текстах о водном крещении выражения «окропление» или «обливание» не встречаются. Со временем в случаях болезни крещаемого было введено окропление и обливание, и это допускалось как исключение. Более того, все относящиеся к крещению факты и обстоятельства, описанные в Новом Завете, согласуются с учением о погружении, но ни с какими другими.

    Известные историки, как Неандер, Мосгейм, Вал, Вейс, Эвалд, Геки, Ейдерсгеймер, Де Прессенс, Конибер, Стэнли, Шаф и многие другие свидетельствуют, что первоначально практиковалось погружение. Это подтверждают и великие реформаторы, как Лютер, Кальвин, Уэсли и др.

    Несколько лет назад известный американский проповедник, имя которого знакомо почти в каждой семье, и который принадлежит к церкви, крестящей посредством окропления, посетил Израиль. Там он сфотографировался, когда крестил в Иордане посредством погружения. Почему он так поступил? Потому что он знал, что всем сведущим людям известно, что первоначально в церкви практиковалось погружение. Возможно, для некоторых людей акт погружения при крещении неудобен, т.к. унижает тщеславие и гордость; поэтому, вероятно, прилагаются такие большие усилия для замены его другим способом.

    Крещение - это внешнее изображение погребения и воскресения нашего Господа, которые можно отобразить только погружением. Ибо при этом верующий символически следует за Господом в Его смерти, погребении и воскресении. Сначала он умирает для греха, ибо он сораспялся Христу (Гал. 2:19-20); потом он погребён с Ним в крещении, а затем совоскресает «верой в силу Бога, который воскресил Его из мёртвых» (Кол. 2:12). Следовательно, крещение - это внешнее свидетельство происшедшего внутреннего действия. Получив духовное возрождение, мы «обрезаны обрезанием нерукотворённым, совлечением греховного тела плоти» (2:11), после чего мы, как уже говорилось, «погребены с Ним в крещении» (2:12).

    Эта же мысль упоминается в Рим. 6:1-4: «Мы умерли для греха, как же нам жить в нём?... Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни».

«Мы погреблись с Ним». Был ли Христос погребён в крещении? Да, ибо Иоанн крестил Его в реке Иордан (Мф. 3:6; Мк. 1:5). «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьего, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение» (Мф. 3:13-17). Совершенно очевидно, что для того, чтобы принять крещение, Иисус вошёл в Иордан, так как после своего крещения Он «вышел из воды». Здесь Имеющий наивысший авторитет вошёл в воду для погружения, исполняя план Божий:

    1. Сам Иисус, Божий Сын подал пример, как креститься. Уже одного этого должно быть достаточно.

    2. Святой Дух, третья личность Божества, засвидетельствовал это тем, что явился в образе голубя и сошёл на Христа.

    3. Отец Небесный объявил всем понятными словами: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение».

    Дорогой читатель, если ты хочешь быть крещённым по Библии, тогда последуй примеру Божьего Сына и ты получишь свидетельство Духа в том, что Отец Небесный сам скажет твоему сердцу: «Ты благоугоден мне».

    Таким же образом совершалось крещение и во времена апостолов. В Деян. 8 мы читаем о беседе Филиппа с евнухом о словах пророка Исайи. И, «продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?... И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Господень восхитил Филиппа, и больше не видел его евнух, и продолжил он, радуясь, свой путь» (8:33-39). Это событие выглядело бы бессмысленным или смешным, если предположить, что крещение евнуха произошло посредством обливания или окропления. Но оно полностью соответствует библейскому образцу, потому что мы «погребены с Ним в крещении» (Кол. 2:12).

    Чтобы полностью исполнить Слово Божье и принять настоящее крещение, крестящийся должен обратить внимание на следующие пункты:

    1. Он должен ознакомиться с Евангелием или услышать его через служителя Божьего (Мк. 16:15).

    2. Он должен раскаяться в своих грехах и поверить в Евангелие для того, чтобы получить спасение (Деян. 3:19; 16:31; 2:38).

    3. Он должен найти служителя, призванного Богом, который готов его крестить (Деян. 8:36-37).

    4. Он и служитель должны найти место, где «много воды» (Ин. 3:23).

    5. Затем они должны последовать примеру Христа (Мф. 3:13-16) и оба сойти в воду (Деян. 8:38).

    6. После этого крестящийся должен быть погребён, т.е. погружён со Христом в крещении (Кол. 2:12).

    7. Потом крещённый может «выйти из воды» (Деян. 8:39).

    8. Тогда он может «продолжать путь, радуясь», потому что был послушен Слову Божьему и последовал примеру Христа (Деян. 8:39).

    Дорогой читатель, исполнил ли ты условия Библии и крестился ли таким образом? Если нет, то ты не крещён вообще, т.к. ни что другое не может заменить настоящего крещения.

    Не все проповедники знают греческий язык, и потому не могут изучать греческий оригинал Нового Завета, чтобы понять полное значение применённых там слов. Но если они прочитают ясные свидетельства Библии о том, как апостолы проводили крещение, то и они смогут уверенно исполнять его тем же образом.

  Очищающий обряд

    Иудеи были очень предрасположены видеть в крещении обряд очищения. Они с древних времён были приучены к «различным омовениям» (Евр. 9:10), имевших обрядовый характер, и поэтому были склонны видеть крещение в подобном свете. Поэтому, когда Иоанн крестил в Еноне вблизи Салима, введя новый обряд очищения, «то у Иоанновых учеников произошел спор с иудеями об очищении» (Ин. 3:23-25).

    Апостолы излагали крещение и как обряд очищения. Ибо Пётр говорил кающимся иудеям: «Покайтесь, и да креститься каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:38). Крещение и покаяние описаны здесь, как условия для прощения грехов. Также и Анания сказал Савлу: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16).

    С точки зрения иудеев это вполне понятно и естественно, поскольку они были знакомы с понятием двойного очищения: фактического и обрядного. Если мы прочитаем Лев. 14:2-7, где дан закон об очищении прокажённых, то увидим, что фактическое исцеление прокажённого было одним делом, а его обрядное очищение - другим. «Если священник увидит, что прокажённый исцелился от болезни прокажения, то священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых, чистых...» (14:3-4). Это двойное очищение признавал и Христос, ибо после полного исцеления прокажённого (фактическое исцеление), Он велел ему: «Пойди, покажи себя священнику и принеси дар, [обрядное очищение] какой повелел Моисей, во свидетельство им» (Мф. 8:1-4).

    Крещение, как обряд очищения, очищает душу от грехов не фактически, но символически, «во свидетельство им», т.е. народу. Крещение является внешним свидетельством внутреннего действия благодати. «Мы умерли для греха» и поэтому «погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим. 6:2.4). Вода фактически не может очистить душу от грехов; это может сделать только кровь Христа, ибо она способна очистить «совесть нашу от мёртвых дел для служения Богу живому и истинному» (Евр. 9:14). Он омыл «нас от грехов наших кровью своей» (Откр. 1:5). «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1.Ин. 1:7).

    Пётр также пишет о символическом очищении посредством водного крещения: «...во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет. 3:20-21). Водное крещение - это не фактическое спасение, но символическое; ибо крещение не есть омытие плотской нечистоты, а «обещание Богу доброй совести». Как мы можем получить эту добрую совесть?  Кровь Иисуса Христа очищает нашу совесть (Евр. 9:14). Поэтому сначала должно произойти фактическое очищение через кровь Христа, а затем обрядное очищение водой, как «обещание Богу доброй совести».

    Образ спасения Ноя и его семьи от воды является прообразом нашего спасения в крещении. Ной и его семья должны были сначала войти в ковчег, и только после этого они были спасены от воды. Так и мы должны сначала войти в ковчег, являющийся прообразом Христа, и лишь потом мы будем готовы к обрядному спасению через водное крещение. Что было с теми людьми во времена Ноя, которые вошли в воду, но не в ковчег? И что будет с теми, которые крестятся, не получив спасения во Христе?

       Однократное погружение

    Иисус повелел: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Некоторые люди сделали из этих слов вывод о необходимости трёхкратного погружения; первое - во имя Отца, другое - во имя Сына и третье - во имя Святого Духа. Однако апостолы крестили людей просто «во имя Иисуса Христа» или «во имя Господа Иисуса». (Деян. 2:38; 10:48; 8:16; 19:5). Отсюда видно, что апостолы не учили и не практиковали трёхкратное погружение. Отец, Сын и Святой Дух едины, поэтому при крещении достаточно однократного погружения.

    Более того, смысл и цель крещения исключает мысль о повторении. Крещение - это внешнее свидетельство внутреннего акта, и оно символизирует наше спасение от грехов. Спасение - это дело Бога (2Тим. 1:8-9), дело Христа (Мф. 1:21) и дело Святого Духа (Ин. 3:5). Всё же, несмотря на это, спасение  является одним действием благодати, соответствующим символом которого является погружение, произведённое лишь однократно. Однократное погружение во имя триединого Бога так же соответствует Библии, как и то, что однократное обращение является делом божественной Троицы. Если бы нам нужно было три раза каяться перед каждой личностью Божества в отдельности, тогда бы трёхкратное погружение отображало это должным образом. Но и для образного изображения погребения и воскресения Христа необходимо однократное погружение при крещении. Ибо Христос один раз погребён, один раз воскрес, и мы один раз погребены с Ним в крещении и один раз с Ним воскресли для того, чтобы впредь «ходить в обновлённой жизни» (Рим 6:4).

Выпуски
Разделы