Важность и неотложность родительской дисциплины

Содержимое

В нашем преступном веке надо вернуть чувство родительской ответственности за дисциплину. Для примера давайте рассмотрим опыт двух отцов, упомянутых в Библии, и результаты, которые они пожали.

Первый отец – Илий в Первой Книге Царств, вторая глава. В те времена в Израиле сыновья Илия были священниками, и сам Илий нес служение первосвященника и судьи. «Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу; вы развращаете народ Господень» (1 Цар. 2:22-24).

Илий предстает перед нами слабым, благодушным отцом. Хотя он и выражал свое недовольство по отношению к нечестию и безнравственности поведения своих сыновей, однако не решался на конкретные меры по их воспитанию и даже не предупреждал их, что они могут потерять занимаемые ими при храме должности. Когда его сыновья были еще мальчиками, он, наверное, не раз увещевал их: «Детки, это плохо; да вы и сами об этом знаете». Но, очевидно, он редко настаивал на исполнении того, что говорил своим сыновьям. По-видимому, он с детства не приучил их к повиновению. Слова, не подкрепленные соответствующими действиями, оказываются в воспитании детей совсем неэффективными.

Дошло до того, что Бог направил к Илию пророка. Его слова содержали суд Божий и отражали серьезность, с которой Бог оценивал создавшуюся обстановку: «Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего - Израиля?» (1 Цар. 2:29). Не желая портить отношений со своими сыновьями, Илий в итоге оказался на их стороне, выступив, таким образом, против Бога. И, как следствие, пророк известил Илия о том, что два его сына вскоре умрут – оба в один день. Вдобавок к тому, все потомство Илия было обречено на смерть в средних летах.

Бог предупредил Илия второй раз через Самуила. «И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1 Цар. 3:11-13). Совершенно ясно сказано, что Бог призвал Илия к ответственности за то, что тот должным образом не контролировал своих сыновей. То, что Илий не отстранил своих сыновей от священства, свидетельствует о том, что он и раньше был не в состоянии обуздать своих детей другими методами.

Илий не видел необходимости в родительской дисциплине. А как мы относимся к этому? Бываем ли мы на стороне наших детей, выступая против школы, против церкви? Если мы потворствуем наклонностям детей, то причиняем им огромный вред, повторяя таким образом ошибку Илия по отношению к детям, и непременно пожнем горькие плоды.

Важно отметить взаимосвязь между печальным состоянием детей и невыполненным родительским долгом (1 Цар. 2:12). Ребенку, который не повинуется своим родителям и не получает наказания, будет очень трудно покориться Богу и подчиниться власти, доверенной Христом Церкви. И, наоборот, наученный послушанию с детства окажется сосудом, пригодным для Царства Божьего, и даже  в самых критических обстоятельствах жизни такой сможет сказать: «Не моя воля, но Твоя да будет». Необходимость этой подготовки свидетельствует о важности родительской дисциплины.

Отец или мать, вы можете считать себя неплохими родителями, однако, если вы проявляете родительскую слабость в вопросе воспитания, это, как следствие, означает греховную жизнь ваших детей и, возможно, ваше соучастие в их грехах.

Царь Давид – это другой отец, жизнь которого может быть для нас уроком. Во взаимоотношениях во всяком случае с одним из своих сыновей он позволял ему слишком многое. Это стало очевидным тогда, когда сын Давида Соломон по плану должен был стать наследником престола. «Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов. Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?…И советовался он с Иоавом, сыном Саруиным, и с Авиафаром священником, и они помогали Адонии» (3 Цар. 1:5-7).

Когда пророк Божий Нафан узнал о заговоре Адонии, он сразу же приступил к действию. «Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. Иди и войди к царю Давиду и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: `сын твой Соломон будет царем после меня и он сядет на престоле моем’? Почему же воцарился Адония? И вот, когда ты еще будешь говорить там с царем, войду и я вслед за тобою и дополню слова твои» (3 Цар. 1:11-14).

Вирсавия послушалась совета Нафана. У Давида хватило решимости издать царский указ и немедленно помазать Соломона на царство. Известие об этом решительном противодействии стало известно Адонии и его друзьям. «Тогда испугались и встали все приглашенные, которые были у Адонии, и пошли каждый своею дорогою. Адония же, боясь Соломона, встал и пошел и ухватился за роги жертвенника» (3 Цар. 1:49-50).

Последующие стихи говорят о том, что Соломон по своему милосердию сохранил жизнь Адонии. Однако после смерти Давида Адония предпринял еще одну неразумную попытку, возбудившую подозрение Соломона, после чего он приказал убить Адонию. Приказ был исполнен – Адония был убит.

Почему же Адония так смело заявлял о себе, сознательно игнорируя планы отца? Этому, видимо, содействовало то, что Давид, его отец, «никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?». В детские и юношеские годы Давид разрешал Адонии действовать своевольно. Такой вид родительского воспитания, в конечном итоге, принес горький плод.

Хотя Давид во всех других отношениях был хорошим человеком, мужем по сердцу Бога, он все же допустил пробелы в воспитании Адонии. В результате это породило сердечные переживания и, в конце концов, - преждевременный конец жизни, которая при других обстоятельствах могла бы быть использована для славы Божьей. Неоднократно была проверена и подтверждена мудрость следующего места из Писания: «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит. 29:15).

Перед нами пример двух отцов, которые во многих отношениях прожили жизнь, достойную подражания, но которые не поняли безотлагательности родительской дисциплины. Это пренебрежение породило целый ряд трагических последствий.

Есть родители, склонные к чрезмерной строгости, и есть родители все позволяющие. Обе крайности мешают правильному воспитанию детей.

Если вы склонны к диктаторскому управлению детьми, то вам не следует забывать, что гнев и суровый нрав могут пугать, но не убеждать ребенка в вашей правоте. Больше того, если вы наказываете ребенка в гневе, то вскоре потеряете его уважение. Дети должны уважать родителей, но не дрожать перед ними от страха, губящего откровенность, – весьма важный элемент во взаимоотношениях родителей с детьми. «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:21). Дети должны бояться розги, а не отца с матерью.

Осознавая опасность чрезмерной строгости к детям, нелишне указать и на другую крайность – попустительство. Именно такую ошибку допустили Илий и Давид. И сегодняшняя обстановка в мире с тенденцией к тому, что дети должны получить полное право на самовыражение и должны развиваться как захотят, не способствует осуществлению родительской дисциплины согласно Писания.

Родительская любовь по природе мягкая. Однако если она не закалена божественной любовью, она превращается во вседозволяющую, сентиментальную. Чрезмерная снисходительность может ослепить родителей и заставить их не обращать внимания на недостатки собственных детей, которые впоследствии всегда будут правы.

Попустительство родителей может выражаться в разных формах. В одной семье, например, каждый раз, когда дети не слушались, мать уходила в отдельную комнату и молилась. Молитвой она старалась заменить более строгие методы воспитания. Естественно, что такой метод не привел к добрым результатам.

Родители могут говорить ребенку: «Если ты еще раз сделаешь это, я накажу тебя!» И что происходит, когда ребенок действительно делает это? Очень часто все кончается очередными словесными угрозами. Так слова заменяют розгу. И когда такой родитель в конце концов и наказывает, то это наказание уже не дает желаемых результатов. Ребенка не придется наказывать часто, если наказание будет вполне серьезным. Иллюстрацией данного принципа может послужить горячая плита. Прикосновение к ней запоминается надолго. Так что наказание эффективно тогда, когда оно совершается своевременно и правильно.

Родители, многое разрешающие своим детям, часто говорят: «Я не хочу, чтобы мои дети пережили то, что пережили мы». Говоря так, родители прилагают всяческие усилия, желая защитить детей от разного рода трудностей. Как печально то, что такие добродетели как жертвенность и честный физический труд, остаются чуждыми для таких детей.

Родители, разрешающие своим детям слишком многое, в своем ошибочном стремлении сохранить расположение своих детей, очень часто расходуют на них большие суммы денег. Они буквально заваливают их игрушками и подарками. К шестнадцатилетию сына они дарят ему машину, разрешают ему оставлять заработанные им деньги себе и использовать их по своему усмотрению.

А что разрешаете вы своим детям? Какова ваша позиция? Делает ли ваш ребенок все, что захочет? Имеет ли место ли склонность к тому, что, поступая плохо, он остается ненаказанным? Если «да», то знайте, что и вы и ваш ребенок обречены на несчастье: вас ожидают неприятности, тревоги и нелады.

Как бы ни была хороша наша родословная, все наши дети пришли в мир с падшей природой и пойдут в ошибочном направлении, если мы, дисциплинируя их, не остановим их движение по наклонной плоскости. Вот как об этом говорит Слово Божье: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22:6).

Воспитывать детей надо с очень раннего возраста. Как только в детях проявятся признаки эгоизма или гнева – они уже готовы к наказанию. Даже годовалый ребенок за свой приступ гнева должен быть наказан, чтобы он научился ответственности и смог в будущем управлять своими чувствами.

Сегодня очень много говорится о том, что нужно понимать детей, убеждать их и объяснять им мотивы и причины наказания. И это правильно. В детские годы и в годы отрочества есть место и для такого подхода, но все же своеволие ребенка должно быть побеждено еще задолго до того, как вы сможете поговорить с ним по душам. Ребенок должен знать значение слова «нет» задолго до того, как родители смогут объяснить ему причину запрета.

Для должной эффективности родительской дисциплины необходимо сотрудничество между отцом и матерью. Если один из родителей наказывает ребенка, а другой жалеет его, должного эффекта не будет. Вдобавок ко всему, ребенок приучается настраивать одного родителя против другого, что, в свою очередь, приводит к еще большему разрушению единства семьи.

Успех родительской дисциплины напрямую зависит и от ее постоянства. Не разрешайте детям завтра делать то, что вы запретили сегодня, а сегодня то, что вы будете запрещать завтра. Иначе вы создадите неразбериху в разуме ребенка. Ребенок должен знать границы родительских требований. Настоящий отец будет конкретным, твердым, последовательным.

В христианской семье богослужение должно стоять на первом месте, и туда постоянно берут новорожденное дитя. Маленькие дети могут мешать собранию, поэтому родители должны следить за ними. И все же, признавая излишнее беспокойство, доставляемое детьми, у нас должно быть желание брать их с собой на собрание. Это означает, что еще дома детей надо учить тому, как они должны вести себя в церкви. Учеба начинается дома. Еще дома ребенок должен уяснить значение слова «нет» и что родители сдержат свое слово – за непослушанием обязательно последует наказание.

Мамы и папы обычно могут определить и знают, когда их дитя плачет от неудобства, а когда просто хочет настоять на своем. Если дитя плачет от неудобства, надо немедленно вынести его из собрания, чтобы оно не мешало другим. Если ребенок капризничает, то также следует немедленно выйти с ним из собрания, чтобы его крик не мешал присутствующим. Там, где ребенка уже не слышно, его следует тут же наказать за такое поведение. Но, как было отмечено ранее, основное воспитание, во избежание проблем, должно происходить дома.

Детям, покинувшим собрание, иногда разрешают бегать в прихожей или в подвальном помещении церкви. Это самое худшее из того, что можно предпринять. Ребенок, который таким образом добивается своего, вероятней всего, будет так же вести себя и на следующем богослужении. Когда плохое поведение награждается свободой, ребенок, фактически, получает желаемое. Но когда за этим последует дисциплинарное наказание, ребенок получает то, что нужно. Дети должны понимать, что попадают не в лучшую, а в худшую обстановку, когда их выводят из собрания.

Если для развлечения маленького ребенка в собрание берется игрушка или что-либо другое, то эта вещь должна быть бесшумной. Но даже если игрушка не создает шума, но часто оказывается за пределами того места, где мать может достать ее, это может отвлекать других людей. Такого рода проблему можно разрешить, привязав к игрушке нитку или веревочку. Это поможет матери держать игрушку при себе.

Родительский присмотр должен осуществляться и после окончания собрания. Если родители не будут сдерживать своих детей, то тут и там появятся группы бегающих, играющих и даже громко кричащих маленьких детей. Этого ни в коем случае нельзя позволять ни в доме молитвы, ни во дворе – для игр у детей должно быть определенное время и место.

Плохое поведение детей, как правило, заразительно. Если после окончания богослужения вы расслабитесь и разрешите своим детям бегать без присмотра, вы осложните ситуацию тем родителям, которые стараются следить за своими детьми. Если в этот момент мы не можем управлять поведением наших детей, не лучше ли сократить наше «постсобраничное общение» и перенести его в наш собственный дом?

Для того, чтобы родительский контроль был эффективным, важно, чтобы родители были в курсе всех дел, которыми занимаются их дети. Давать возможность подросткам брать на себя все больше и больше ответственности и учиться принимать решения самостоятельно – хорошо. Но при всем этом родители должны быть близко находящимися наблюдателями. Ваша дочь может выбрать не подходящую для христианки одежду. Ваш сын может прийти домой с прической, отражающей последний крик моды. Это те моменты, когда вы, как родители, должны настойчиво, но с любовью, проявить данную вам Богом родительскую власть. Мудрые родители внимательно следят за решениями своих подрастающих детей и предохраняют их от всевозможных соблазнов и прихотей, присущих испорченному сердцу человека.

Занятия в свободное время также должны быть под родительским контролем. Как родители, вы, возможно, радуетесь, что ваш сын или дочь читают книги. Вы можете радоваться, что они теперь не делают вреда, а занимаются полезным делом. Ваша радость может быть обоснованной, хотя и не всегда. Чтение обычно приносит пользу, но оно может превратиться в метод бегства от действительности. Оно, например, может стать способом уклонения от той работы, которую надо сделать. А о чем книга, которую так увлеченно читает ваш ребенок? Укрепляет ли она его характер? Обогащает ли она его душу? Или, может, она написана в стиле сегодняшней литературы, которая просто поддерживает нездоровую фантазию? Такое чтение не содержит в себе истинной ценности, а, наоборот, расшатывает другие полезные дисциплины в жизни ребенка.

Поэтому вы должны постоянно контролировать то, что читает ваш ребенок.

Родительская дисциплина необходима при научении детей бережливости и христианскому методу распоряжения деньгами. Родители-христиане должны воспитать в своих детях привычку сберегать часть заработка, а также жертвовать на дело Божье.

Научили ли мы своих детей беречь деньги и отдавать их по назначению? Если ваш сын зарабатывает деньги и вы разрешаете ему оставлять себе определенную сумму, вы должны научить его отдавать часть этих денег на дело Божье. Также, если вы разрешаете своей дочери тратить деньги на ее личные вещи, научите ее жертвовать на воскресном богослужении. А как иначе ваши дети научатся правильно распоряжаться деньгами?

Наши дети должны научиться быть ответственными за финансовое состояние семьи. В 1 Послании к Тимофею, 5:8, выражен особый призыв к уже взрослым детям: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». Очень часто мы относим это место Писания только к кормильцу семьи в его взаимоотношениях с женой и зависимыми от него детьми. Но, заметьте, что здесь сказано «если же кто…». Из контекста ясно, что если у вдовы есть взрослые дети и внуки, они обязаны помогать ей финансово, причем их обязанность предшествует обязанности братства. Принцип, выраженный в этом месте Писания, таков: близкие родственники того, у кого возникли финансовые проблемы, обязаны ему помочь. Эту же привычку мы должны привить нашим детям.

В селении, где живет автор этой статьи произошел один трагический случай. Молодой парень насмерть разбился на своем мотороллере. Мать призналась, что причиной его смерти была родительская халатность. Сохранение даже физической жизни вашего ребенка делает родительскую дисциплину делом первостепенной важности, самым неотложным делом. А насколько важнее духовное состояние вашего ребенка! В Притчах, 23:14, говорится, что родительская дисциплина – это один из способов спасения души ребенка от преисподней. Больше, чем что-либо, это должно сделать дисциплину воспитания неотложной.

В этой статье выражена надежда на то, что вы не будете стоять над могилой ребенка, который ошибся из-за того, что вы не обуздывали его и не делали ему замечаний, не желая огорчать его. Примите меры сейчас, и вы об этом никогда не пожалеете.

                 М. Р. Р.

Выпуски