Указание апостола Павла

Содержимое

     …Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж,
трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
     не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив,
но тих, миролюбив, не сребролюбив,
     хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в
послушании со всякою честностью;
     ибо, кто не умеет управлять собственным домом,
тот будет ли пещись о Церкви Божией?
     Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился
и не подпал осуждению с диаволом.
     Надлежит ему также иметь доброе свидетельство
от внешних, чтобы не впасть в нарекание
и сеть диавольскую.                            1 Тим. 3:2-7

Кому надлежало бы лучше установить предпосылки для выполнения заданий руководства, как не апостолу Павлу? Кроме богатства своего собственного дарования, он был удостоен просветления и вдохновения Духом Святым. Духовные масштабы не изменяются от поколения к поколению, но остаются в мировом пространстве теми же самыми, какими они были и при зарождении Церкви. Все вышеназванные качества являются не добавочными возможностями, а служат неотъемлемыми предпосылками.

Считается, что оба слова, употребляемые для руководителя церкви – епископ и пресвитер – относятся к одному человеку. Но слово «пресвитер» служит определением его достоинства и положения, в то время как «епископ» указывает на его деятельность или задание. Другими словами: одно слово относится к личности человека, другое к его задачам. На это заключение указывают и ст. 20:17 и 28 в Деяниях Апостолов, где ап. Павел обращается к одним и тем же людям сначала как к пресвитерам, а потом как к епископам. Теперешнее значение слова «епископ» относится к значительно более позднему развитию.

Общественные качества

Он должен быть непорочен. Это значит, что по своему характеру он не дает повода ни нападкам, ни упрекам. Клеветники не могут найти никакого повода. Если против него будет выдвинуто обвинение, оно безосновательно. Его жизнь доказывает, что обвинитель неправ. Не входящие в церковь должны дать ему доброе свидетельство. Тот, кто общается с христианином повседневно в работе, во внецерковных делах, получает большей частью наиболее ясное впечатление о подлинности его характера. Причины этого ясны.

Несмотря на свою критику, нехристиане уважают высокие цели христиан, и если они видят их осуществление в святой жизни, то они также стремятся испытать это переживание. Характер пресвитера должен быть таким, чтобы он вызывал уважение у стоящего вовне, внушал ему доверие и пробуждал в нем святые стремления.

Моральные качества

В мире, в котором моральные принципы постоянно встречают хитроумные нападки, пресвитер должен быть в этом отношении без упрека. Он должен быть «мужем одной жены» в обществе, в котором это давно уже не норма. Есть разные толкования этих слов, но что бы они ни значили, все они совершенно определенно говорят о том, что руководящий христианин должен быть морально исправным в своей жизни. Соблюдая верность своей супруге, он являет собой высокий образец.

Он должен также быть трезвым, - «не пьяницей», - со всем, что к этому относится. Греческое слово «пьяница» означает: «тот, кто проводит время за своим вином», с вероятным последствием, что он напьется и станет творить беспорядки. Напившийся и в светском обществе утрачивает уже свою честь, а в церкви и того больше. Тот, кто имеет руководящую функцию, не может и втайне позволять себе попустительства, чтобы не ослаблять своего характера и не наносить ущерба общественному свидетельству о себе.

Духовные качества

Он должен быть рассудительным, т. е. обладать здравым умом. Это слово означает уравновешенный разум, сдерживаемый привычным самообладанием. Джереми Тэйлор называл это качество «поясом разума и вожжами страсти». Греки придавали ему большое значение. Для них то было дисциплинированное состояние духа, который не управляется внезапными импульсами, не позволяет себе предаваться крайностям, а придерживается середины между ними. Так, например, мужество является серединой между неразумием и боязливостью, чистота – середина между жеманностью и безнравственностью. Человек, стоящий на посту, должен быть рассудителен: он должен владеть собой.

По своему внешнему поведению он должен быть честным, порядочным. Хорошо упорядоченная жизнь является результатом хорошо упорядоченного духа. Жизнь епископа, пресвитера, учителя или миссионера должна быть упорядочена так, чтобы она излучала божественные красоту и порядок.

Духовно и душевно он должен учить. В значение этого слова входит не только способность, но и готовность к поучению: стремление и принуждение сообщить другим истину, которой Дух Святой научил его по Писанию. Если он должен поучать, то он и сам должен поучаться в Писании. Ни один человек, оказавшийся неспособным успешно учить других, не годится стать пресвитером. Пресвитер должен поучать до известной степени тех, кто ему поручен, и его поучение должно подтверждаться его собственной жизнью.

Самуэль Бренгле жаловался:

«О, если бы среди нас было бы больше учителей, руководителей, которые умели бы читать в сердцах и применять истину к людским горестям, как хороший врач видит своих пациентов и использует целебные средства для их болезней. Есть явные и скрытые болезни души, острые и хронические, поверхностные и глубоко коренящиеся, которые может излечить та истина, которая во Христе. Но не в каждой науке помогает одна и та же истина, так же как и не каждой болезни одно и то же лекарство. Поэтому мы должны чрезвычайно внимательно изучать Библию и молиться о постоянном и действенном просветлении нас Святым Духом».

Джон Уэсли был человеком, обладавшим этими качествами в высшей степени. Он никогда не удовлетворялся дешевым суждением интеллекта и постоянно старался улучшить интеллектуальное, моральное и духовное состояние тех, кто был вокруг него. Его собственные интеллектуальные способности были чрезвычайно высоки. Если бы он хотел, то мог бы принадлежать к первым ученым своего времени. У него были обширные литературные познания. Нет почти таких проповедей, в которых проявлялось бы такое близкое знакомство с классической и общей литературой, как в проповедях Уэсли. И, тем не менее, он был известен как «человек одной книги». Он был блестящим примером святительского интеллекта.

Качества личности

Христианский руководитель не смеет быть сварливым, но должен быть сердечным и дружелюбным, не рьяным спорщиком-полемиком, но человеком, обладающим приятной разумностью. Дружелюбность исправляет и сглаживает бессердечность справедливости. Дружелюбный человек «вспоминает, - как говорит Аристотель, - добро, а не зло, и больше то добро, которое ему было оказано, чем то, которое он сам сделал». Он считается с другими и терпелив, а не просто сдержан. Будучи дружелюбным, он всегда ищет мирного разрешения трудной проблемы или напряженного положения.

Он должен быть также гостеприимным, другом для чужих. И эту услугу он почитает не гнетущей ношей, но как преимущество, как услугу, которую он может оказать своему Господу. В книге из времен ранней церкви, - «Пастырь Хермас», - говорится: «Епископ должен быть гостеприимен, должен быть человеком, который охотно и в любое время приветствует слуг Божиих».

В то время, когда ап. Павел писал о качествах епископа, гостеприимство такого рода имело гораздо более важное значение, чем в наше время, хотя оно и сейчас служит весьма желательным качеством руководителя и его жены. Во времена ранней церкви было мало гостиниц, но и эти немногие были грязны и пользовались плохой славой. Посетителям-христианам нельзя было позволить останавливаться в доме язычников. Когда гонения увеличились, христианам приходилось считаться с тем, что по прибытии в город они могут быть подвергнуты преследованию до смерти или быть проданы как рабы. Поэтому было очень важно, чтобы члены церковной общины, и прежде всего семьи ответственных мужей, оказывали им гостеприимство. Их двери должны были быть открытыми для христиан и нехристиан.

Один из друзей автора этих строк, ведший крупные дела и много занимавшийся также церковными делами, имел обыкновение открывать свой дом по воскресеньям посетителям и нуждающимся. И наряду с тем, что он вносил крупный вклад в жизнь и атмосферу церковной общины, обогащались его собственные духовные способности, его жизнь становилась более плодотворной, а жизнь других – более благословенной.

Скупость и ее близнец жадность, - дисквалифицирующие качества. Ответственный христианин, исполняя свое духовное служение, никогда не смеет позволить себе руководствоваться соображениями материальной выгоды. Он должен быть готов занять место с более низкой оплатой точно так же, как и с большим вознаграждением.

Уэсли так описывал Флетчера: «Я еще никогда не видел более безукоризненного во всех отношениях характера – ни в Европе, ни в Америке, и я не ожидаю найти второго такого по эту сторону вечности». Рассказывают, что, прежде чем Флетчер отправился в Мейдлей, с которым впоследствии было неразрывно связано его имя, его благодетель м-р Хилл уведомил его о том, что он может жить и в Данхэме, и прибавил:

– Община маленькая, задачи легкие, доход хорош (четыреста фунтов в год), и община расположена в красивой, здоровой спортивной местности.

– Сударь,  - ответил Флетчер, - к сожалению, Данхэм будет не для меня. Там слишком много денег и слишком мало работы.

– У очень немногих духовных работников можно встретить такие возражения, - заметил м-р Хилл. – Жаль. Я не знаю, смогу ли найти для вас что-либо другое. А вы бы охотно отправились в Мейдлей?

–  Это, сударь, как раз самое подходящее для меня место.

В этой маленькой церкви этот человек, никому не известный, но чуждый жадности к деньгам, выполнял удивительную службу. Его биография и сейчас еще оказывает влияние на другое поколение.

Семейные качества

Женатый руководитель должен доказать свою способность руководить лучшим образом своим домом: «Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью». Разве именно не неуменье в этой области помешало многим духовным лицам и миссионерам полностью развить свои способности руководства?

Поэтому духовный работник должен иметь жену, полностью разделяющую его духовные стремления и готовую приносить необходимые жертвы. Часто случалось, что человек не мог выполнить своих руководящих обязанностей и духовной деятельности из-за того, что он выбрал несоответствующую жену. Если человеку не удалось установить добрый и благотворный порядок в своей собственной семье, то есть ли основание считать, что в духовной семье у него будет больше успеха? Если хозяйство его дома не упорядочено и его дети не слушаются его, то его возможности предоставлять должное гостеприимство будут сильно ограничены, а его влияние на другие семьи значительно уменьшится.

Из этого ясно следует, что руководитель семьи, представляющей его личную и первую обязанность, не должен пренебрегать ею в то время как он служит интересам церкви и выполняет другие духовные задачи. В божественном плане выполнение порученной Богом задачи никогда не противоречит выполнению других задач. Для выполнения всякого долга находится достаточно времени. Ап. Павел дает понять, что о способности человека представлять духовный авторитет для других свидетельствует его способность поддерживать в собственном доме мудрую и исполненную любви дисциплину.

Зрелость

Духовная зрелость необходима. На ответственных постах новичку не место. Новообращенный называется здесь «неофит», что означает «свежепосаженный». А растению надо время, чтобы пустить корни и созреть, и этот процесс нельзя ускорять, чтобы не получилось тепличных растений. Корни должны пойти вниз, вглубь, прежде чем могут созреть плоды. В соответствии с этим образом Бенгель сказал, что «у новичков обычно очень много свежей зелени. Обращенный еще не был обрезан Крестом».

В Первом Послании Тимофею (3:10) ап. Павел настоятельно просит, говоря о качествах диакона: «И таких надобно прежде испытывать». Испытание покажет, способны ли они нести ответственность в церкви.

Когда Тимофей стал настоятелем церкви в Ефесе, она существовала там уже свыше десятилетия. Она отличалась множеством одаренных духовных наставников и учителей, так что в ней было много зрелых мужей с богатым опытом. Поэтому ап. Павел и настаивает на том, чтобы на эти качества обращалось большое внимание.

Ввиду миссионерского опыта в руководстве развивающихся церквей интересно заметить, что ап. Павел, будучи всегда реалистом, не требует этих качеств в случае с новообразовавшейся церковью на Крите, ибо там не было подобных мужей (Тит. 1:5-9). Во времена первоначальной церкви эти предпосылки надо было сначала развить и выработать. Но при выборе тех, кого можно было просить взять на себя ответственность, следовало тщательно убедиться, тверды ли они характером, духовны ли по своей сути, а не просто из честолюбия стремятся занять свой пост.

Ап. Павел приводит ценный и убедительный довод для этого требования: «Чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом». Новообращенный лишен еще духовной зрелости и твердости, непременных для мудрого руководства. Неразумно слишком рано назначать людей на ключевые позиции, даже тех, кто проявляет многообещающие таланты, чтобы они не испортились. История церкви и миссии пестрит трагическими примерами такой поспешности. Подобное назначение было бы и не в интересах самого неофита, и не в интересах церкви. Поскольку человеческая натура такова, какова она есть, то новичку грозит большая опасность поддаться чувству собственной значимости, если он внезапно возвысится над своими спутниками. И тем не менее новообращенному следует предоставить возможность дальнейшего развития и служения, поручая ему более скромные задачи, которые способствовали бы развитию как его природных, так и духовных способностей. Его не следует слишком скоро подгонять вперед. Но и не осаживать назад, чтобы не обескуражить его.

В соответствии с этим принципом, ап. Павел не назначал пресвитеров в каждом месте во время своей первой миссионерской поездки, но только после того, как он вторично посетил все церковные общины и сам был удовлетворен духовным прогрессом тех, кого он потом назначил (Деян. 14:23). И Тимофей не был назначен сразу же после своего обращения. Хотя его обращение произошло во время первой поездки ап. Павла, он был назначен только во время второй поездки.

Признаком зрелого человека, пишет один проповедник, служит то, что он находит свой центр тяжести именно там, где он в данный момент находится. Как бы он ни стремился к предмету своей тоски, он все-таки остается на своем посту и исполняет свой долг. Это именно то, что так трудно новообращенному. Но это и есть растущая зрелость.

Приведенные выше требования к руководящим сотрудникам в христианской церкви признаются неотъемлемыми и в мирских кругах. Вот что цитирует один автор нехристианин по имени Оносандер, который дал следующее описание идеального руководителя: «Он должен чрезвычайно владеть собой, быть трезвым, бережливым, терпеливым при исполнении трудной работы, интеллигентным, без жадности к деньгам, не молодым и не старым, по возможности отцом семейства, способным соответственно говорить, и должен иметь хорошую репутацию». Сходство этого перечисления с требованиями ап. Павла поразительно. Если же миряне требуют таких качеств от своих руководителей, то разве будет слишком ожидать того же и еще большего от руководителей Божьей церкви?

       О. З.

Выпуски