Как распознать лжеучение

Содержимое

Третье тысячелетие

Ушло в историю второе тысячелетие. Природные катастрофы, социальные потрясения, перегруппировка сил в мировом масштабе и беспрецедентный темп перемен наводят нас на мысль, что сотрясаемая кризисами планета входит в решающий период своей истории.

А кроме тех черных туч, что уже клубятся на горизонте, нам угрожает еще одна напасть – легко предсказуемое увеличение количества опасных религиозных групп, проповедующих лжеучения, которые черпают силы во все возрастающем ожидании грядущего апокалипсиса. Всякому, кто сомневается, что это действительно страшная опасность, стоит только вспомнить сделанные с самолета снимки южноамериканского поселения, на которых видны более 900 мертвых тел людей, отравленных цианистым калием, или полыхающий на ветру адский костер, в котором живьем сгорели заблудшие души в Техасе.

Историки напоминают нам, что на переломе веков всегда возникали движения, члены которых пытались уйти от общества, чтобы возродить веру в Бога и спастись от грядущего суда Божьего.

17 декабря 1989 года в «Вашингтон пост» журналист Курт Сапли писал: «Через десять лет и четырнадцать дней на небесном счетчике появится двойка и два нуля – наступит конец века, конец тысячелетия и начало эпохи пост-модерна. А если на историю можно положиться, то это означает, что в 90-е годы мы станем свидетелями пророчеств о конце света и появления новых лжеучений, с концом света связанных. Нам будут объявлять дату Второго Пришествия, и многие секты будут нас убеждать, что апокалипсис наступит вот-вот, на днях».

            Взгляд изнутри

Нам важно помнить, что у опасных религиозных групп (ОРГ) есть своя логика. Ошибочно думать, что религиозные «неформалы» сплошь и рядом «экстремалы», что все они безумные фанатики, что ими кто-то манипулирует, играя на их безграмотности и невежестве. Религиозные раскольники обычно находят энергетическую подпитку, наряду с прочим, в основательно продуманных попытках возродить ту логику, веру и жертвенность, о которых часто твердят традиционные религии, на деле о них забывая. Эти группы хотят вернуть к жизни тот пророческий дух, которого так не хватает нашему обществу, и им кажется, что они гораздо лучше видят лежащий перед нами путь, чем те, кого устраивает дрейф по волнам преобладающих тенденций развития общества. Харизматические лидеры таких групп очень убедительно говорят, что поклоняться Богу без эмоций, без веры, без самопожертвования и послушания очень опасно. Им никак не откажешь в логике, когда они указывают на верующих, на пасторов и на целые деноминации, пораженные страшной напастью, - они потеряли «первую любовь», а вместе с ней и веру, они слепцы и лицемеры, они ни холодны, ни горячи духом.

    Как оценивать лидеров ОРГ

Было бы неплохо, если бы лидеры опасных групп с самого начала сами понимали, что ими движет, и открыто заявляли о своих целях. Было бы неплохо, если бы они сразу говорили, что, в отличие от Христа, пришли не послужить, а чтобы им служили; не давать, а получать; не любить, а быть любимыми.

Было бы неплохо, если бы они всегда приходили «извне», а не «изнутри». Но в Библии нам сказано, что мы должны «внимать себе и всему стаду», ибо из нас самих «восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:28-30).

Лидеры опасных групп не признаются своим последователям, что они потихоньку придают старым словам новый смысл или что любовь к своим единомышленникам у них на каком-то этапе уступает место жесткому авторитарному контролю. Они даже сами могут не понимать, до какой степени они льстят людям, приукрашивают истории о чудесах Божьих и придумывают диалоги с Духом, которых нигде, кроме как в их воображении, никогда не было.

Но проходит время, и те, кто все оставил, чтобы пойти за таким лидером, начинают видеть и слышать такое, чего не ожидали увидеть и услышать, имея дело с мужем Божьим. В конце концов ученики Джима Джонса увидели, как почитаемый ими пророк во время проповеди бросил на пол Библию, и услышали, как он заявил: «Слишком многие смотрят в нее, а не на меня!». Бывший ученик Джима Джонса вспоминает: «Он говорил нам, что хочет, чтобы мы называли его Отцом и молились ему. Он хотел, чтобы мы всегда носили в своих бумажниках его фотографию»…

Но уже поздно, уже кое-чем пришлось поступиться. Слишком многое принесено в жертву. Сожжены мосты. Даны обещания. И теперь легче не сомневаться в своем учителе и убеждать себя: «Наверно, Бог испытывает нашу веру. Ради нашего общего блага можно и потерпеть. Слишком многим хотелось бы, чтобы мы раскололись и признали, что нас обманули. Мы же знаем, сколько раз он возвещал нам истину. Так что нужно продолжать верить в Бога и делать свое дело».

Люди отрицают истину – уж слишком многим они пожертвовали, - и теперь отказываются видеть то, что есть, а «видят» то, что им хочется видеть.

Но проходит еще какое-то время, и становится невозможно отрицать, что тот, кому ты так доверял, вовсе не слуга Божий, каковым ты его считал. И как тогда бывает больно, как неприятно признаваться самому себе, что твой наставник вел тебя путем «другого Иисуса», предлагал «иного Духа» и учил «иному благовестию» (2 Кор. 11:4). Однако многие все-таки находят в себе смелость порвать со своим учителем и бывшими единомышленниками. И тогда эти люди снова обретают свободу и радость, познав на своем личном опыте те опасности, о которых говорил Христос:

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их» (Мф. 7:15-20).

Нелегко всех подозревать. Мы научились не сомневаться, а верить. Трудно допустить, что может быть опасным человек, который со знанием дела говорит о Господе и громит сатану на чем свет стоит. Но Христос нас учил, что узнать, с кем мы имеем дело, можно не по словам, а по плодам, которые приносят люди жизнью своей.

Со временем в жизни лидера, как правило, проявляются плоды. Первые впечатления и слова сами по себе ничего не говорят о мотивах, которые за этими словами стоят. Но каждый из нас самой жизнью своей пишет дневник помышлений своего сердца. Один из таких «комментариев» – это то, что апостол Павел называл «плодом Духа». В Послании к Галатам Павел говорил, что те, кто покорен Христу, отличаются любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью и воздержанием (5:22-23).

Так что неплохо бы нам поразмыслить о своих духовных наставниках, помня о плоде Духа и задав себе следующие вопросы:

1. Что их отличает – почтительность и смирение или наглость и высокомерие? (2 Кор. 10:18).

2. Кротко они себя ведут или грубо? (2 Тим. 2:24-26).

3. Проявляют ли они сами уважение к старшим (как к друзьям, так и к врагам), включая Господа, родителей, земные власти и даже сатану? (2 Пет. 2:10-12; Иуд. 8-10).

4. Проявляют ли они уважение и любовь к другим служителям? (1 Кор. 3:1-9).

5. Помогают ли они своим ученикам возрастать в познаниях и обретать духовную зрелость или воспитывают  в них только привычку полагаться на своего наставника и бездумно ему повиноваться? (Деян. 17:11; Еф. 4:11-16).

6. Наживаются ли они за счет членов своей группы? (1 Пет. 5:2; 2 Пет. 2:3).

7. Есть ли свидетельства их супружеской верности или своей личной жизнью они подают поводы для слухов и сплетен? (2 Пет. 2:14).

8. Говорят ли они с любовью и дерзновением правду о грехе или только то, что людям нравится слышать? (2 Тим. 4:3-4).

9. Жертвуют ли они своими личными интересами ради благополучия всей группы или их последователи носят их на руках? (Флп. 2:3-4).

10. На кого направляют внимание своих последователей – на Иисуса Христа или на себя самих? Верности кому учат? (Деян. 20:28-31; 3 Ин. 9-10).

11. Давят ли они на людей своим авторитетом или учат других на своем примере и своими знаниями? (1 Пет. 5:1-4).

12. Не возражают ли они против того, чтобы другие считали их своими братьями? (Мф. 28:8-12).

13. Их группу любят (или ненавидят) за их веру и верность Христу или за учение и толкования основателя группы? (1 Тим. 1:3-7).

14. Удерживают ли они членов своей группы любовью, своим примером и учением или запугиванием, так что люди просто боятся уйти из группы? (Гал. 2:11-21).

15. Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к епископам, или это просто нелишенные таланта люди с сомнительной репутацией? (1 Тим. 3:1-7).

 Все эти вопросы относятся не только к словам духовных вождей, но также и к их взглядам и поступкам. Нужно понимать, что дело не только в учении, но еще и в духе самого наставника и его плодах.

 Так в чем же разница между правильной церковью и лжеучением?

Вы уже, наверно, поняли, что если кто-то проповедует какую-то веру, это еще ничего не значит. «Так как же мне, - спросите вы, - отличить истину от обмана?». Вот вам некоторые подсказки, как можно сразу распознать разницу между правильной церковью и опасной религиозной группой?

1. В правильной церкви постоянно подчеркивается авторитет Писания (2 Тим. 3:16-17). В ОРГ часто подчеркивается авторитет лидеров этой группы, которые утверждают, что они получили от Бога какие-то дополнительные откровения.

2. Правильной церковью руководят служители, у которых есть и решительность, и мягкость, которые и наставляют, и поддерживают (2 Тим. 2:24-25; 1 Пет. 5:1-3). Руководители ОРГ часто прибегают к запугиванию, уставам, угрозам, и все зависит от того, насколько сильная личность стоит во главе группы.

3. Правильная церковь учит, что от общества убегать не нужно, но жить в нем нужно по-божески (Ин. 17:15; 1 Кор. 5:9-11; 1 Пет. 2:11-17). Некоторые ОРГ требуют от своих членов полного ухода из общества с кратковременными в него «вылазками» ради того, чтобы раздобыть деньги и новых учеников.

4. В правильной церкви поощряется любовь и уважение к родственникам, хотя и говорится, что, если кто-то в семье Христа не принимает, это может привести к разделению (Мф. 10-34-37; Еф. 5:22; 6:4). Многие ОРГ настаивают, чтобы члены группы с презрением относились к родителям, не разделяющим их убеждений, независимо от того, что эти родители думают о Христе.

5. В правильной церкви в центре внимания всегда Христос (1 Кор. 1:10-17; 2 Кор. 4:5-6). ОРГ часто во главу угла ставят личность и учение своего духовного вождя.

6. В правильной церкви проявляется уважение даже к тем людям и учреждениям, которые, как считает церковь, находятся во власти сатаны (Рим. 13:1-7; Тит. 3:1; 1 Пет. 2:13-17). В ОРГ часто приветствуется насмешливое и презрительное отношение ко всем внешним.

7. Правильная церковь любой ценой хранит свое доброе имя (2 Кор. 4:2). ОРГ часто действует по принципу «цель оправдывает средства». А цель у такой группы одна – ее собственный успех.

8. В правильной церкви от служителей требуется безукоризненная нравственность и непорочность (1 Тим. 3:1-13; Тит. 1:5-9). В ОРГ руководители часто стоят «выше закона».

9. В правильной церкви одно-единственное условие спасения – личная вера в Иисуса Христа (Гал. 3:1-7; Еф. 2:8-9). ОРГ почти всегда добавляют к этому еще что-то, например, крещение или послушание.

10. Правильная церковь учит, что пожертвования – дело сугубо добровольное (2 Кор. 9:7). В ОРГ часто обнародуются «нормы» пожертвований, от членов таких групп иногда требуют, чтобы они отдавали свое имущество.

11. Правильная церковь предоставляет своим членам право самим судить, по Библии ли руководят служители церкви (Еф. 4:11-16; 1 Ин. 4:1-6). ОРГ часто сурово осуждают или вообще запрещают всякие попытки критики или анализа.

12. Правильная церковь признает и принимает всех, кто исповедует имя Христово верой и жизнью своей (1 Кор. 3:1-9; Флп. 1:15-18; 2 Ин. 7-11). В ОРГ часто признают только своих, тех, кто входит именно в эту группу.

13. Правильная церковь учит библейским принципам, которые помогают людям возрастать в вере и приобретать духовный опыт, учат самостоятельно рассуждать и принимать решения (2 Тим. 3:16-17; 1 Пет. 2:1-3). В ОРГ часто насаждается чувство зависимости всех от лидера, которое позволяет этому лидеру самому принимать все важные решения.

14. Правильная церковь не будет манипулировать сознанием своих членов. Она верит, что Дух Божий Сам может воздействовать на людей через Слово Божье (1 Кор. 2:3-5; 2 Кор. 2:17; 10:1-6). В ОРГ могут использоваться методы воздействия, применяемые по отношению к военнопленным.

15. Правильную церковь любят или ненавидят за то, что она отождествляет себя с Христом и Его Словом (Мф. 5:11; Ин. 15:18-21). ОРГ обычно любят или ненавидят за то, что именно она добавляет к учению Христа или отнимает от этого учения.

На переломе тысячелетий появилось особенно много разных лжеучений, и потому особенную актуальность приобретают такие слова апостола Павла:

«Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:29-31).

          Выход на свободу

Один из признаков ОРГ – это власть, которую имеет группа над теми из своих членов, которые начинают подумывать о выходе из ее рядов. Один бывший член такой группы говорит: «Я несколько месяцев набирался смелости, чтобы встать и сказать: «Все! Я ухожу. Больше я так не могу – совесть не позволяет. Я должен уйти, – и будь что будет». И это мое решение далось мне нелегко – пришлось много молиться, потому что страх был очень силен. Я боялся все потерять. Ведь идти-то вроде было некуда. Мне приводили слова Петра, когда Христос спрашивал учеников, не хотят ли и они Его оставить. Петр тогда ответил: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68). На их языке это значило: «От нас никому уходить нельзя. Идти некуда. Там, за нашими стенами, жизни нет».

Но вот что думает специалист по ОРГ Рон Энрот: «Очень хорошо, что есть конкретный пример людей, которые вышли из таких групп. Они убедились, что вне лжеучения жизнь все-таки есть. А самое радостное – это то, что эти люди могут прийти к истинному Богу через Иисуса Христа. Я много раз видел, как эти люди буквально рождались заново, услышав и приняв евангельскую благую весть. Для многих из них благая весть их лжеучения была совсем не благой. Им нужно было испытать Божью благодать и прощение, нужно было познать свободу, а не рабство. Я видел, как люди уходили из таких групп и уже через несколько дней, а иногда даже и на следующий день, их жизнь изменялась самым решительным образом. Как же радостно это было видеть!».

Бог может разорвать узы рабства! Один из бывших членов ОРГ говорит: «Мне казалось, что, если я уйду из группы, я уйду от Иисуса Христа. Мне казалось, что я уйду от дела Божьего. Я думал, что тогда и Бог от меня уйдет. А теперь я знаю, что Бог выше всего этого. У Него столько милости и прощения, что их хватит всем. Я так рад, что у меня есть Христос, потому что Он ведет меня по жизни. Он успокаивает душу мою. Он дает мне смысл жизни. Он все совершает и допускает ради Своего блага. И поэтому я с надеждой смотрю в будущее».

Да, у нас и в самом деле есть надежда! Но сначала тот, кто попался на удочку лжеучения, должен признать свой грех – признать, что он воздал человеку или организации ту честь, которой достоин один только Бог. Как же нам нужно благодарить Бога за то, что Христос потом воскрес из мертвых и даровал новую жизнь всем, кто верит в Него – в Того единственного, Кто достоин называться Учителем нашим, - чтобы привести нас к Тому единственному, Кто достоин называться Отцом нашим (Мф. 23:8-10).

Выпуски