Ложное покаяние

Ин 8:21-59

Прочитав это местописание, мы как бы стали свидетелями интересного диалога, который однажды произошёл между Иисусом и уверовавшими в Него Иудеями. На основании прочитанного текста мы исследуем три вопроса:

1. Получили ли Иудеи спасение, уверовав в Иисуса.

2. Проблема Иудеев.

3. Результат диалога.

Прочитанный текст повествует о том, что многие люди, слушая проповедь Иисуса, уверовали в Него. Что побудило их уверовать в Иисуса? Однозначно ответить на этот вопрос трудно, поскольку Иоанн ничего не говорит нам по этому поводу. Однако можно предположить, что ответ на этот вопрос кроется в 24 стихе: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших». Правоверные Иудеи (кроме саддукеев), в отличие от адвентистов и атеистов, верили в существование ада. Возможно, они испугались, услышав слова Иисуса, что могут попасть в ад, если не уверуют в Него. По этой ли причине или по другой - сложно сказать, но наш текст говорит, что Иудеи уверовали в Иисуса. Однако были ли они спасены через то, что уверовали в Него? Получили ли они рождение свыше? Размышляя над этим вопросом и исследуя всю 8 главу Ев. Иоанна и другие места Священного Писания, я пришёл к выводу, что не всегда в Евангелиях слово «уверовали» подразумевает спасение или рождение свыше. Давайте рассмотрим несколько примеров.

    В 16 гл. Д.А. повествуется о темничном страже, который, «…приведя их (апостолов) в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога». В этом отрывке сказано, что темничный страж  испытал радость, что уверовал в Господа, то есть оттого, что  получил спасение. Это был ответ на его заданный  ранее вопрос апостолам: «Что мне делать, чтобы спастись?», - результатом которого стало его спасение (ст.30).

    А теперь рассмотрим другой пример, запечатлённый в Ев. Иоанна. Речь идёт о Никодиме, который пришёл к Иисусу ночью и сказал: «Равви! Мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог»(Ин.3:2). Мы видим, что Никодим, слушая проповеди Иисуса и видя Его чудеса, уверовал в Него. Но мы знаем и о том, что он, будучи уверовавшим, ещё не был спасённым человеком. Никодим даже не имел представления о рождении свыше. Иисус говорит ему: «Ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3:10).

Слова Иисуса Христа «верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин.6:47) и «слушающий Слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24) действительны только тогда, когда человек покается в своих грехах и переживёт рождение свыше. Только в этом случае вера в Иисуса будет действенной. Ведь истинная вера в Иисуса всегда направлена на то, чтобы слушать Слово Его и пребывать в Слове Его. А Иисус Христос призывал народ к покаянию и говорил, что если не покаетесь - погибнете, как все остальные грешники; и если не переживёте рождение свыше, то не увидите Царствия Божьего - это однозначно. Однако и Писание, и практика свидетельствуют о том, что не всякое покаяние приводит к рождению свыше. Апостол Павел во 2 послании к Коринфянам ясно говорит, что есть покаяние, которое ведёт ко спасению. И он же говорит, что бывают покаяния, ведущие к гибели. «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:10).

Что означает «печаль ради Бога»? Прежде всего, согласие человека с Божьим определением его греховного и погибшего состояния;  осознание вины перед Господом и отсутствие в сердце всякого оправдания греху. Это и есть та печаль ради Бога, которая соответствует воле Божьей. Образцом истинного покаяния является покаяние Давида, когда он молится о прощении своих грехов: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоём и чист в суде Твоём» (Пс.50:6). Давид не оправдывает своего лукавства. Когда Нафан обличает его в грехе, то он, искренне сокрушаясь, признаёт, что он согрешил, что ему нет никакого оправдания, что он достоин смерти. Этот библейский пример показывает нам состояние человеческого сердца, переживающего искреннюю и глубокую печаль ради Бога.

А что такое «печаль мирская»? Как-то одна сестра попросила на собрании помолиться о спасении её детей.  Начали молиться, и кто-то помолился вслух: «Господи, спаси эти души, пробуди их жестокие и каменные сердца». Через некоторое время сестра подошла к тому человеку и с обидой в голосе сказала: «Не такое уж у моих детей жестокое и каменное сердце, как ты говорил в молитве». Этой сестре стало обидно за своих детей. Вот так, к сожалению, многие люди каются в своих грехах. Они молятся так: «Господи, Ты прости мне мои грехи, но Ты же знаешь, что я не такой уж и плохой человек (не такой, как здесь малюют)». Это есть печаль мирская (человеческая), исходящая не от Духа Святого, а из нашего себялюбия, наших представлений и нашей испорченной природы. Такая печаль не может быть основана на Божьем Слове.

Есть и другие признаки ложного покаяния, которые базируются исключительно на чувствах и эмоциях человека. Я встречал людей, которые слёзно исповедовали свои грехи перед Господом и в то же время наотрез отказывались прощать своих обидчиков. Для меня это всегда было поразительно. Давайте проверим наши сердца сегодня. Я обращаюсь сейчас к тем, кто считает себя покаянным человеком: «Можете ли вы простить ваших обидчиков? Можете ли вы забыть то зло, ту неправду, которые вам причинили? А может, вы говорите, что простили, но в душе держите обиду? Вспомним слова Спасителя: «…прощайте, …дабы и Отец ваш Небесный простил вам…» ».

Однажды на собрании один пожилой человек трогательно попросил помолиться за него, поскольку он изъявил желание покаяться. После собрания его пригласили на беседу.

- Какая причина побудила вас к покаянию? - поинтересовался служитель церкви.

- Во время проповеди мне стало страшно от мысли, что я могу попасть в ад. Поэтому я хочу покаяться, чтобы не попасть в это страшное место мучения: туда, где оказался богач.

- А вы видите себя погибающим во грехах человеком?

- Нет, не вижу.

Из дальнейшей беседы стало понятно, что эта душа, дающая себе положительную характеристику, не готова к покаянию. Тогда служитель постарался ей объяснить, что человеку, не осознавшему свою вину перед Богом, нет смысла просить о прощении грехов, поскольку не изменится ни его сердце, ни его жизнь. А его молитва покаяния будет лишь формальностью, которая приведёт либо к ханжеству (притворной, показной набожности), либо к разочарованию в учении Иисуса Христа. Благодарность Господу, что этот человек, разобравшись в своих мотивах, согласился с приведёнными ему доводами. Знаете, если эти важные моменты (мотивы, побуждающие человека к покаянию) упустить, что часто и происходит (где-то по объективным причинам, а где-то по нашей вине), тогда люди с ложным покаянием входят в церковь и укореняются в ней, не повинуясь Слову Божьему. Со временем они становятся серьёзной проблемой для церкви. А если таким людям поручают ответственное служение, тогда это оборачивается бедой для поместной церкви.

    Когда многие Иудеи уверовали в Иисуса (подстрочный перевод: «поверили в Него»), то Иисус увидел, что их мышление и их сердца не изменились. Может быть, их состояние было схожим с состоянием той души, которая из-за боязни попасть в ад решила срочно покаяться, не осознав умом и сердцем своей греховной сущности, ведь покаяние - это дело и разума, и сердца. Покаяться, однозначно, нужно, но это должно происходить правильно и осознанно. И если мы осознали своё погибшее состояние, то медлить нельзя. Не надо откладывать на «завтра» своё спасение, не надо угашать в сердце побуждение Духа Святого. Надо просто поверить Божьему Слову: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9). Надо в это верить и идти к Иисусу Христу.

Однако если мы не осознали, что погибаем во грехах, то наше сердце не готово к  покаянию. Когда Иисус увидел эту проблему, тогда сказал «к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в Слове Моём (если вы будете Меня слушаться), то вы истинно Мои ученики, и познаете истину (Он обращается к уверовавшим!) и истина сделает вас свободными». Быть может, вы заметили в этом отрывке один примечательный факт: люди уверовали в Иисуса, но не познали Его. Употребив в Своей речи слово «истина», Иисус, несомненно, подразумевает под ним Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Обратите внимание на то, что Иисус говорит Иудеям дальше: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Значит, этим уверовавшим Иудеям надо было послушаться Иисуса и познать истину, чтобы получить свободу. Как вы думаете, что предлагал Иисус Иудеям в данном случае? Он предлагал им спасение от греховного рабства! Ведь эти люди сделали только первый шаг по направлению к Иисусу, поверив, что Он - Тот, Кого они ожидают: Учитель, пришедший от Бога. Теперь необходимо было сделать второй шаг - познать Иисуса. Для этого им надо было осознать и признать, что они являются рабами греха и искренно покаяться в своих грехах. Апостол Павел писал, что условием для познания истины является покаяние: «С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2Тим.2:25). Об этом и говорит Иисус Иудеям, но посмотрите, как они реагируют на Его слова: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?». Иисус говорит Иудеям, что они во грехах, а они Ему: «Нет, это не так!». Вероятно, они думали, что поверить в Иисуса - это достаточно (ходить на собрания - это достаточно; принимать участие в служении - это достаточно). Однако Иисус говорит: «Не достаточно, а «должно вам родиться свыше»». То, что Иисус говорил  Никодиму,  Он говорит и всем уверовавшим в Него Иудеям, но другими словами: «…всякий делающий грех, есть раб греха;…итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Заметьте, что Иисус не сглаживает факты и не говорит Иудеям, что они люди зависимые, но - рабы. Для Иудеев это слово было особенно унизительно. «Раб? Да ты что?! Это не так!» - возмущенно кричало их нутро. Иудеи считали себя свободными людьми.

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни задумывался над тем, что такое свобода. Есть общее определение понятию «свобода», которое дают нам толковые словари. Но есть и субъективные понятия о свободе, и они у всех людей разные, как и понятия о смысле жизни, о счастье и т.п. Можно не сомневаться в том, что если бы Иисус попросил Иудеев дать определение слову «свобода» (а среди Иудеев были весьма грамотные люди - книжники и фарисеи), то они правильно, как по словарю, объяснили бы Ему значение этого слова. Однако в вопросе свободы относительно себя Иудеи были, мягко говоря, необъективны. Будучи рабами вдвойне (вассалами Рима и пленниками греха), они продолжали считать себя свободными людьми. «Мы не были рабами никому никогда», - уверенно заявляли они. Слышите, какая гордость звучит в словах правоверных Иудеев, уверовавших в Иисуса Христа? Поверьте, как существует истинное и ложное покаяние, так существует истинная и ложная свобода. Как вы думаете, что мешает всем людям прийти к Иисусу? Это - страх потерять свою независимость. Грешный человек рассуждает примерно так: «Иисус? Его бремя на моих плечах? Его тяжёлый крест на моей спине? Нет! Я хочу свободно пожить и быть независимым». Это природа нашего «ветхого человека». Как схожи эти рассуждения со словами коварного змея, когда он в Эдеме приступил к обольщению человека: «Посмотри, ты же не свободный человек. Ты должен делать всё то, что Бог тебе говорит. Он везде ограничил тебя рамками - «это можно», а «это нельзя». А знаешь ли ты, что Бог от тебя скрывает такие знания, которые дали бы тебе полную независимость, и ты стал бы таким же, как и Бог, если бы обладал ими?». Такое предложение прельстило человека. Желание стать независимым от Бога вошло в его сердце и укоренилось в его генах. Оно и по сей день является препятствием для людей на их пути ко спасению.

Иисус Христос предлагал Иудеям истинную свободу: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Спаситель ясно говорит, что истинная свобода зависит от познания истины. Обратите внимание на этот момент! Если мы желаем быть независимыми (по Библии), то мы должны познать истину и пребывать в ней. Некто сказал: «Люди должны искать не свободу, но истину. Свобода не цель, свобода - последствие». У каждого из нас своё понимание свободы, но воля Иисуса в том, чтобы мы наши понятия и наше мышление направляли к Слову Божьему - Его истине, познание которой сделает нас свободными. Тема свободы весьма важная, интересная и обширная, и она требует с нашей стороны определённого внимания и времени для её изучения. Однако если мы глубоко вникнем в эту тему, постигая её суть, то извлечем для себя только пользу. Хочу затронуть ещё один момент, касающийся полноты свободы, которая является понятием относительным. Апостол Павел говорит: «Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» (Рим.6:16). Здесь выражена мысль о том, что если человек не отдал себя в рабы для Господа, то он является рабом греха. Золотой середины в данном случае нет, и третьего варианта людям не дано. Абсолютную независимость имеет только Бог. Люди же пребывают всегда в состоянии относительной свободы или, другими словами, в состоянии подчинения: либо в подчинении правде, либо - лжи. Это неоспоримый факт! И если мы не сложим свою «независимость» у ног Христа, то мы будем в зависимости от греха. Осмелюсь выразить мысль, что даже Бог в некотором смысле зависим, поскольку Он не может Себя изменить, и слово Его, которое Он возвеличил и поставил превыше всякого имени Своего (Пс.137:2), не меняется: «Если мы неверны, Он пребывает верен; ибо Себя отречься не может» (2Тим.2:13; Мал.3:6;).  Если наша физическая жизнь, согласитесь, зависит от множества факторов, то тем более наша духовная жизнь подчинена духовным законам, которые установил её Творец. Поэтому будет глупо гордо думать и категорически утверждать, подобно тем Иудеям,  что мы абсолютно свободные личности. Павел, вспоминая своё духовное состояние до покаяния, говорит, что он хотел делать добро, но не мог его делать, потому что в его душе жил закон греха и он был  зависим от него (Рим.7:18-20). Люди, полагающиеся на своё ложное покаяние, являются людьми вовсе несвободными. Точно так же, как те Иудеи, которые были уверены, что у них всё нормально, у них нет проблем. А Иисус нам показывает, что проблема у Иудеев была, и заключалась она в том, что они были рабами греха. Но это только одна проблема. Другая проблема состояла в том, что они, будучи рабами греха, не хотели этого признать. И эта проблема была весомее первой.

А теперь давайте посмотрим на результат диалога или на финал, к которому пришли уверовавшие в Иисуса Иудеи, а на деле - всё это время противящиеся Ему. «Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, - говорит Иисус к уверовавшим в Него Иудеям, - потому что Слово Мое не вмещается в вас (это и есть проблема людей); Я говорю то, что видел у Отца Моего, а вы делаете то, что видели у отца вашего» (37-43 ст.). «Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине (дьявол тоже является пленником  греха, но для него, в отличие от людей, нет никакого шанса ко спасению), ибо нет в нем истины…» (44-47 ст). Читая далее, мы видим, как резко изменилось отношение уверовавших Иудеев к Иисусу: «Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?». Диалог переходит в словопрение. Вне всякого сомнения, Иисус понял, что с этими людьми уже не было смысла продолжать разговор. «Истинно, истинно говорю вам, кто соблюдет Слово Мое, тот не увидит смерти вовек», - мы слышим самый важный момент из речи Иисуса Христа, но он, к сожалению, так и не дошёл до ушей возмущённых Иудеев. Прав был один брат, когда сказал, что если сердце человека уже изначально занимает твёрдую позицию против Бога и противится Его Слову, то ему бесполезно говорить; для него бесполезны чудеса; для него бесполезно и воскресение мёртвых. Бесполезно!

Результат диалога был таков, что уверовавшие Иудеи решились побить Иисуса камнями. Иисус не ошибся, когда заранее сказал: «Вы хотите убить Меня, потому что Слово Мое не вмещается в вас».

Я сегодня говорил о ложном покаянии. Обратите внимание, что речь шла не о мытарях и грешниках (детях этого мира), а о людях, которые уверовали в Иисуса Христа и считали себя свободными. Очень опасно, когда люди, пережившие ложное покаяние и не осознавшие этого, закладывают его в основу своей жизни и укореняются в этом. Поверьте, однажды в их жизни наступит такой момент, когда они будут противиться истине, подстраивая Слово Божье под себя. Как-то один брат упомянул в своей проповеди о старцах и старицах. Он, основываясь на послании апостола Павла к Титу, объяснял, какой должна быть жизнь детей Божьих в преклонном возрасте. После собрания к нему подошёл один верующий человек и с возмущением сказал: «Ну, ты сегодня меня окончательно добил: что - я не учу моих детей?!». Интересный момент, не правда ли? Проповедник говорил истину и не упоминал имени этого человека в своей проповеди. По логике, если у тебя всё в порядке, то зачем тебе переживать и возмущаться? Ты же должен радоваться и благодарить Бога, что, слушая Слово Божие, ты исполняешь его. А почему ты возмущаешься? Если на воре горит шапка, причём же здесь проповедник?!

Вы сегодня слышали о том, что Иисусу создавали проблемы не мытари и блудницы (они искренно каялись), но правоверные Иудеи (верующие люди). Да сохранит нас Господь и откроет нам глаза. Одна сестра как-то выразилась: «Это же страшно: думать, что ты в свободе, а после смерти оказаться не в том месте, куда направлялся. Это очень страшно!». И тогда уж, поверьте, нам не помогут ни наш ум, ни наши знания и достижения - ничего не поможет. И пока нам даровано это драгоценное время, мы должны познать истину, которая сделает нас истинно свободными. Пусть Бог нам всем в этом поможет. Аминь.  

           Гарри Рейник, Караганда