От тьмы к свету

Содержимое

«Я - человек, испытавший горе от жезла гнева Его» Пл. Иер.3:1-27

«Он повел меня и ввел во тьму… » Пл. Иер. 3:2

На одном из собраний мы говорили о чувствах, о том, что они, наряду с разумом, волей, памятью и совестью, являются неотъемлемой частью бессмертной души и представляют  внутренний  мир человека,  характеризуя его как личность. Чувства - это дар Божий, данный человеку при его сотворении.

Без чувств человек был бы неполноценным, несовершенным и духовно мертвым творением. Создав наш внутренний мир, Бог установил в нем закон, порядок и субординацию для нашего внутреннего человека.

До грехопадения все составляющие нашего внутреннего мира пребывали в полной гармонии друг с другом и, конечно же, со своим Творцом. Эта гармония была обусловлена соблюдением установленного свыше порядка и субординации,  благодаря  чему человек испытывал блаженство.

Однако после грехопадения произошли глубокие изменения в нашем внутреннем мире. Грех, войдя в сердце, не просто  коснулся нашего внутреннего человека, но фактически стал в нем жить, провоцируя все его составляющие, в том числе и чувства, на междоусобную, так сказать, борьбу друг с другом и с Богом. Вместе с грехом во внутренний мир человека проникли  новые, доселе неведомые ему,чувства: стыд, страх, сожаление, разочарование, горечь, отчаяние, зависть, обида, ненависть, гордость… Они сделали жизнь людей несчастной и горькой. К тому же, многие из них способны разрушать не только дух и душу человека, но и негативно влиять на его  здоровье.

Несомненно, изначальной причиной всех болезней, как и всех проблем человека, является грех. «Проклята вся земля затебя», - сказал Бог Адаму. А грех живет в сердце человека. Состояние нашего мира в целом, как и состояние человечества в частности, можно охарактеризовать  одним словом - война. И подобно тому, как в нашем организме происходит постоянная борьба между иммунной системой человека и вредоносными вирусами, бактериями и другими паразитами,  так и в человеческой душе идет война между добром и злом.

Однако вернемся к чувствам. Священное Писание говорит, что чувства оказывают огромное влияние на человека. Апостол Иоанн, например, утверждает, что все грехи мира  («ибо все, что в мире…») базируются на трех китах: на похоти плоти, похоти очей и на гордости житейской. Власть этих пороков в человеческом сердце проявляется через чувства.

Сексуальная, алкогольная, наркотическая и другие зависимости - это зависимости чувственные. Можно смело утверждать, что это - извращение наших чувств, поскольку  изначально человек испытывал чувство удовлетворения только в Боге и во всем, что было связано с Богом. «Иные языки» и другие неестественные и небиблейские проявления, лежащие в основе пятидесятнического и харизматического учений, - это не действие Святого Духа, а не что иное, как чувства, завуалированные под Дух Святой. Дьяволу важно, чтобы люди не думали, но чувствовали, так проще их зомбировать и ими манипулировать.Что еще не маловажно для нас… Господь Иисус в своей истории о богаче и Лазаре учит, что способность мыслить, чувствовать и помнить человек не теряет и после смерти.

Сегодня мы будем говорить о замечательном муже - пророке Иеремии (Пл. Иер. 3 гл.). Читая эту главу и размышляя о ней, у меня появилось желание поделиться некоторыми мыслями на собрании. Однако следом пришли сомнения: а нужно ли моим слушателям то, что я хочу сказать? поймут ли они меня? и вообще, зачем опять копаться в душе? Но потом, проанализировав всё и хорошо взвесив, я понял - нужно. И вот почему:

1. Иисус говорит своим ученикам: «Бодрствуйте и молитесь». Для чего нам нужно бодрствовать? Чтобы сохранить спасение. Наше понятие о бодрствовании, как правило, чаще всего ассоциируется с молитвой. Это верно, что молитва в деле бодрствования исполняет значительную роль. Однако молитва в данном случае еще не все. Апостол Павел пишет Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся  этим постоянно, ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:10). Значит, чтобы сохранить свое спасение, кроме молитвы, необходимо еще «вникать в себя» и «в учение» (Святое Писание).

Наше бодрствование не будет эффективным и действенным, если мы не  знаем Писание и самих себя, т.е. если не будут применены все средства, данные нам Богом для бодрствования. Другими словами, нам необходимо использовать весь  арсенал Божьих условий для сохранения наших душ и ни один из его элементов не должен отсутствовать. Можно молиться сколько угодно, но если мы не будем знать самих себя, то положительных результатов, уверяю вас, не будет.

2. Апостол Павел молится об ефесянах, чтобы они крепко утвердились Духом Божьим во внутреннем человеке (Еф. 3:14-19). Для чего? Чтобы Христос мог жить в их сердцах, чтобы они укорененные и утвержденные в любви могли познать совершенную любовь Христа и через это исполниться всей полнотой Божией.

Можем ли мы уразуметь любовь Христову в нашем сердце, если мы не знаем, что собою представляет наше сердце, из чего оно состоит и в каком оно состоянии?

3. Если мы не ориентируемся в нашей собственной душе, если мы не способны разобраться в своих чувствах и не в состоянии дать анализ нашим мотивам - одним словом, не можем в себе верно отличить одно от другого, как же мы сможем помочь другим людям в их сердечных переживаниях?

Ап. Павел говорит, если мы будем вникать в себя и этим постоянно заниматься, тогда мы не только себя спасем, но и слушающих нас.

В связи с вышесказанным хочу привести цитату Ф. М. Достоевского, которая мне очень нравится, где дается оценка человеческой душе: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Человек до сих пор остается загадкой. И каким он был до потопа и после потопа во времена патриархов, в бытность пророка Иеремии или Достоевского, таким же он остался и сегодня, независимо от тех знаний и возможностей, которыми он  обладает.  Относительно себя и Бога человечество, к сожалению, по-прежнему пребывает в невежестве. Об этом красноречиво свидетельствуют факты  мировых событий и частные случаи.  «История повторяется» - эта известная поговорка в силе и сегодня, более того, она  останется в силе и до конца существования этого мира.

Евангелист Муди говорил, что если мы будем изучать Библию в течение 50 лет, то и тогда не сможем постигнуть всю её глубину.То же самое можно сказать и о человеке. Духовная субстанция человека невыразимо выше и сложнее, нежели его физическая.

Поэтому хочу сказать, что данная проповедь не претендует на полное и исчерпывающее изложение затрагиваемой в ней проблемы.

И в силу того что мы действительно интересуемся собственной душой и желаем познавать тайну нашего сердца, разумеется, нам, интересно будет узнать, в качестве назидания, о внутренних переживаниях нашего героя - пророка Иеремии.  Проповедь можно условно разделить на три части:

I. Кризисное состояние Иеремии

II. Выход из кризиса

III. Уроки для нас

Если мы внимательно исследуем эту главу, то увидим, что с 1 по 20 стихи пророк выражает свои чувства.  

Обратите внимание, что Иеремия в своей жалобе (а это и было  не что иное, как жалоба) не обращается прямо к Богу, а как бы рассказывает кому-то о своей нужде. Во всем отрывке текста фигурируют только два местоимения «я» и  «Он». «Я» - это Иеремия, «Он» - это Бог. Мы не знаем, кому жаловался пророк, скорее всего это был разговор с самим собой. Иеремия откровенно делится  тем, что происходило в его душе. Здесь мы  слышим интереснейший диалог между чувствами и разумом, который происходил в душе пророка. В жалобе Иеремии чувства буквально вопиют, они как бы апеллируют к его разуму: «смотри, все, что с тобой  происходит - это Он, твой Бог, сделал». Слова 19 стиха: «помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи» - это не обращение к Богу, но обращение чувств бедного страдальца к его разуму. Или фраза: «И сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа» -  это есть открытое проявление тех же чувств.

Я уверен, что с этой эмоциональной аргументацией разум пророка не согласился, поскольку Иеремия не хуже нас знал, что надежда умирает последней. Это и спасло его. С 1 по 20 стихи Иеремия рисует сплошной негатив и не видит никакого выхода из создавшегося положения. Пророк действительно находился в отчаянном состоянии, потому-то и не удивительно, что он впал в депрессию. А мы знаем, что депрессия не приходит в одночасье, поскольку ее возникновение всегда обусловлено определенными предпосылками. Давайте кратко остановимся на некоторых  негативных моментах, происходящих в душе, когда чувства отчаяния и безысходности берут верх в нашем сердце.

Мы забываем Божьи обетования. Это происходит тогда, когда нашей памятью управляет не разум, а наши чувства. Все наши знания о Боге куда-то исчезают, и мы забываем все прошлые благословения, дарованные нам когда-то Господом. В этот момент блокируется не только память, но и наш разум, и наша воля. Все  внимание сконцентрировано лишь на проблеме, т.е. на самом себе. У человека возникает ощущение, будто его покрыла беспросветная тьма. Это испытывал Иеремия в 19 и 20 стихах: «Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи. Твердо помнит  это душа моя и падает во мне». О чем она так твердо помнит? О бедствии, о полыни и желчи. Иеремия как будто не помнит момента своего призвания, не помнит и то, что Бог Ему говорил и как до этого Он его вел и хранил.

Чувства отчаяния вызывают в нас ропот на Бога и на людей.

Уже сама жалоба, как такова, всегда содержит в себе долю недовольства, претензий, затаенной обиды к предполагаемому виновнику наших бед. Происходит это часто не специально, не осознанно, на уровне нашего подсознания, так что мы в себе не всегда это можем заметить.

Иеремия не выражает открытого ропота на Бога, однако, в то же время, он не может напрямую обратиться к Нему и просто Его спросить, почему же с ним все так происходит. Что-то ему мешает.

Негативные чувства способствуют искаженному восприятию действительности.

Как правило, находясь в отчаянии, мы склонны воспринимать действительность более сложной и тяжкой, чем она есть на самом деле.

Не случайно в народе говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят». Негативные чувства, однако, не только искажают взгляд на обстоятельства, но и деформируют  образ Бога. Иеремия в нашем тексте сетует: «Он  (Бог) стал для меня, как бы медведь в засаде, как бы лев в скрытом месте» (ст.10). В Библии лев имеет как положительный, так и отрицательный образ. Глубоко погружённый в своё горе, Иеремия  не сравнивает льва с положительной силой, способной помочь ему в бедствии, но представляет его в качестве хищника, затаившегося в засаде и ждущего удобного случая, чтобы поглотить свою жертву. Вот таково представление  о Боге, которое имел пророк Иеремия, находясь в отчаянных обстоятельствах.

Это далеко не полный перечень негативных влияний, вызванных определенными чувственными переживаниями человека. Можно было  бы упомянуть и о чувстве самосожаления, которое весьма отрицательно влияет на душу, и о разочаровании… но рамки проповеди не позволяют это сделать. Хочу лишь кратко затронуть ещё один момент, который касается негативного влияния чувств на физическое состояние человека. Вот мнение некоторых учёных, занимающихся исследованиями в этой области: «Наши мысли, чувства накладывают отпечаток на каждую клеточку организма, влияя не только на наш дух, но и на наше тело. Хирурги давно заметили, что после боевого сражения раны победителей заживают гораздо быстрее, нежели раны побежденных. Это показывает, что психическое возбуждение, окрашенное осознанием победы, является сильным стимулятором. В противовесе находится уныние, которое овладевает поражённым в битве человеком и становится для него настоящим депрессантом. Возникновение онкологических заболеваний провоцируют не только сожаление, страх и большое горе, но и ненависть, недовольство, навязчивая ревность и прочие негативные эмоции. Более того, они вызывают развитие опухолей там, где для их появления не было никаких предпосылок.

Великий парижский врач - онколог доктор Теодор Труффлер ссылается на случай, когда пациент, не имевший никакой предрасположенности к раку, развил его у себя, скорбя по двум сыновьям, погибшим в битве. Его горе превратило обычную сыпь в настоящий рак.

Множество видов болезней кожи, почечной недостаточности, расстройства пищеварения, болезней печени и мозга вызываются психосоматическими причинами, такими, например, как ненависть или ревность. Эти чувства остаются в крови и других жидкостях организма в качестве источника постоянного отравления, которое отнимает силу у всего организма и подстегивает развитие дремлющих болезней». Таково мнение специалистов.

Однако обратимся ко второй части нашей темы и посмотрим, как Иеремия выходит из своего горя.  «Твердо помнит это душа моя и падает во мне» Когда душа пророка достигает критического состояния, а его чувства оказываются на дне омута отчаяния, тогда  он словно приходит в себя. Иеремия делает неожиданное и решающее для него заявление: «Вот, что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю» (ст. 21). Другими словами: «Вот, что мой разум отвечает чувствам моим…».

В этом стихе пророк дает ответ на апелляцию его чувств к его разуму. Он как бы говорит: «Чувства, чувства мои, подождите! Остановитесь, не мчитесь, как бешеные кони, не все еще потеряно - Господь жив, а значит, и  душа моя жива». Что же помогло пророку?

Я думаю, что во всей той борьбе,  происходящей в душе Иеремии, верх взял здравый рассудок. Иеремия не допустил, чтобы чувства полностью  затмили его разум. Здесь, несомненно, проявилась милость Божья к пророку, который осознавал это: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (22 ст.).

В душе каждого человека последнее слово остается за его разумом. Не чувства делают выбор, не они принимают решение, а разум. И верность этих решений будет зависеть от того, под чьим влиянием находится разум. Очень важно помнить, что трансформация нашего мышления, нашего разума чревата необратимыми последствиями.

Выходя из тьмы депрессии в Божий свет, Иеремия как бы воскрес. Воскресла его вера и надежда. Вновь пробудилось чувство благодарности к Богу, ведь во время депрессии у него не было даже силы поблагодарить Господа. Да и как он мог Его благодарить, когда в это время Бог для пророка был не близкий «Ты», а далёкий «Он». Иеремия стал здраво мыслить и рассуждать, реально все оценивать, что являлось немаловажным фактором на пути к свету. И пророк, находясь уже во свете, точно знает, что Бог действует всегда верно и справедливо, что все проблемы людей не в Боге, но в них самих. «Зачем сетует человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои. Испытаем и исследуем пути свои и обратимся к Господу. Вознесём сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах: мы отпали и упорствовали; Ты не пощадил…» (ст. 39-42). Следует отметить, что во всем этом Иеремия не открывает для себя «Америку», ведь все это он хорошо знал и до своей депрессии.

Какие же уроки мы можем извлечь из переживаний этого замечательного человека - пророка Иеремии?

А. Прежде всего, мы должны помнить, что депрессию могут переживать не только люди неверующие и не знающие Бога, но и праведники, такие как Иеремия, Иов, Илия и многие другие.

Также важно знать, что не Бог является виновником наших депрессий, а сам человек. Иеремия в 33 стихе нашей главы справедливо замечает: «Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает  и огорчает сынов человеческих». Так Бог поступает относительно каждого человека.

Возьмем, к примеру, Иова. Бог не просто испытывал Иова ради проверки или ради того, чтобы кому-то доказать, что его слуга останется Ему верным. Некто сказал: «Зачем попустил Бог ему столько искать и мучиться? Разве Иов находится в пробирке злого экспериментатора? Неужели Бог убавил под ней огонь, чтобы выиграть пари? Без всяких сомнений, Бог ничего не делает ради сатаны, ради зла. Ясно и то, что Самому Богу это не нужно, Он и так все знает…». Страдания нужны были самому Иову для того, чтобы решены были его личные проблемы.

Каждая проблема имеет свои причины. Проблемы, связанные с душой, коренятся в глубинах самой души. Поэтому без Конструктора души и без Его Слова человеку невозможно разобраться в себе, а тем более,  в других душах. Чтобы решить проблему и выйти из затруднительного положения необходимо найти причину  нашей проблемы и устранить её. И не всегда мы можем изменить наше положение, но мы способны изменить наш взгляд на это положение. И самое главное - нам необходимо  перевести свой взгляд с объекта наших проблем, направляя его на Господа. «Если ты управишь сердце твоё и прострешь к Нему руки твои и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, то поднимешь незапятнанное лицо твое, будешь тверд, и не будешь бояться. Тогда забудешь горе; как о воде протекшей будешь вспоминать о нем» (Иов 11:13-16).

Б. Мы не должны основывать наше спасение на чувствах. Чувства не спасают  и не утверждают, и единственным критерием, в данном случае, является Слово Божие.В то же время чувства могут привести нас к разочарованию, депрессии, суициду и погибели.

Поэтому чувства необходимо фильтровать (отделять негативные от позитивных) и  контролировать их. Кто же должен этим заниматься? Наш разум.  Разум, по определению Джона Баньяна, является городской главой города Душа. Он несет всю ответственность за состояние души. Поэтому враг души, занимая позиции в нашем сердце, первым делом,  отправляет в отставку наш разум, погружая его во тьму. И задача Духа Святого заключается в том, чтобы, прежде всего, озарить наш разум и направить наше мышление в правильное русло. Апостол Павел называет наш разум глазами нашего сердца, а духовную слепоту - помрачением ума (2 Кор. 3:14; 4:4-6; Еф. 1:18; 4:18, 23).

Вне всякого сомнения, наша воля и чувства должны подчиняться нашему разуму, который управляет чувствами через нашу волю. Один автор хорошо выразил эту мысль: «Воля - страж чувств, пусть учится вести их, а не тащиться за ними».

Сам разум же должен руководствоваться исключительно Словом Божиим. «Вера, - говорит Сперджен, - это разум, положившийся на Бога». Такова субординация, и таков порядок, который установил Бог в человеческом сердце. Проблема пророка Иеремии заключалась в том, что в нем этот порядок был временно нарушен.

Разум - это управитель души. Хозяином  же разума и всей души является Бог. Сегодня существуют много учений, претендующих на роль «инженера человеческих душ». Все они выступают под одним  лозунгом: «Станьте хозяином своего разума - и вы станете хозяином собственной судьбы». Как это стать хозяином своего разума, когда разум и есть «я»? Как «я» может быть хозяином «я»? Понятно, что человеческий разум должен руководствоваться какими-то критериями и ценностями. Глава города, например, должен соблюдать закон и выполнять распоряжения президента. Тот же президент подчинен конституции государства. Как сказано: «Над высоким наблюдает высший, а над ним - еще высший» (Еккл. 5:7). Наш разум никак не может быть сам себе хозяином. Только Всевышний Сам Себе Хозяин, а все остальное подчинено Ему. Не следует ожидать успеха там, где игнорируется проблема греха и где Бог не поставлен во главу угла. Все эти современные психологические уловки - это древняя ловушка подчинить рассудок греховным и противоречивым желаниям и чувствам человека, попытка все поставить с ног на голову, нарушив тем самым Божий порядок. Берегитесь этого. Исследуйте себя в свете Писания, ведь только так и не иначе вы себя поймете и сохраните свои души.

Может быть, кто-то скажет, зачем мне все эти тонкости и нюансы? Надо на всё смотреть проще. Да, на что-то надо смотреть проще, но не на свою душу. Человек - не робот. Мы должны помнить, что без Бога мы не способны навести порядок в своём сердце, равно как и знать, что Бог ничего не будет делать в нашей душе без нас самих. Труд, согласитесь, должен быть совместным. Задача Духа Святого в том и состоит, чтобы человек проснулся и это понял. Ведь внутренний человек нам для того и дан, чтобы он думал, анализировал, исследовал, делал выбор, принимал решение, чувствовал и радовался Богу и Его мудрому промыслу. Поверьте, это очень интересно и очень важно.

Господу благодарность! Аминь.

       Гарри Рейник, г. Караганда.

 

Выпуски
Разделы