Духовное обновление

Содержимое

Пс.102:5; Ис.40:29-31

На прошлом собрании мы читали из 2Кор. 4-6: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Я бы хотел обратить ваше внимание на слово «обновляется» и при помощи еще нескольких стихов из Библии подойти к нему как бы с другой стороны.

«Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима» (Ев. Ин. 10:22). На первый взгляд этот стих нам ни о чем не говорит, но если мы заглянем в историю, то увидим, что этот праздник имеет свое объяснение. Некогда Божий храм был осквернен Антиохом Епифанским, но во время Маккавейских войн один из братьев по имени Иуда вновь освятил и очистил этот храм. С той поры иудеи стали отмечать праздник обновления.

     «И был праздник обновления…» Какую ценность эти слова могут иметь для нас сегодня? Обновить - значит заменить устаревшее, сделать новее и совершеннее. На протяжении всей нашей жизни нам всегда приходится что-то изменять, добавлять, переделывать. И эти обновления, согласитесь, необходимы для того, чтобы наша естественная жизнь могла идти дальше. Более того, процесс обновления является неотъемлемой частью и нашей духовной жизни, одной из ее составляющих, без которого невозможно духовное развитие человека.

Чтобы глубже и доступней объяснить выраженную мысль,  я бы хотел предложить вам в качестве сравнительных примеров еще несколько стихов из Священного Писания. «Насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя…» (Пс.102:5). Здесь говорится о неком, подобно орлу, обновлении. «Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся» (Ис.40:29-31). Наверное, вы обратили внимание, что авторы этих стихов используют сравнение, взятое из жизни орлов. Кто внимательно изучает жизнь этой птицы, тот всегда находит что-то интересное для себя. Исследователи говорят, что продолжительность жизни орлов всего  30-40 лет. По сравнению с продолжительностью жизни ворона, которая длится до 75 лет, это короткий срок.

Одна из легенд повествует о том, как орел выспрашивал у ворона секрет его долголетия. Ворон ответил ему, что причина его долголетия в том, что он никогда не рискует, не охотится и просто питается падалью. Другими словами, весь секрет - в неподвижной и спокойной жизни, где отсутствует даже самая малая доля риска. Орел, выслушав ворона, согласился на такой вариант и попробовал какое-то время так жить. Но его надолго не хватило, и он сказал: «Лучше я буду охотиться и рисковать но пить теплую кровь, чем жить, питаясь падалью!»

Когда изучаешь жизнь этой птицы, то обращаешь внимание на одну интересную особенность. К 30-40 годам в жизни орла наступает момент, когда ему предстоит важный выбор: или жить, или медленно умирать. Ближе к этой дате когти хищной птицы становятся слишком длинными и гибкими, и орел уже не может захватить ими добычу. Клюв старого орла становится очень длинным и изогнутым, и птица уже не способна нормально питаться и рвать мясо с такой же силой, как это было раньше. Но это еще не все. Перья на крыльях и груди орла становятся слишком густыми и тяжелыми, и когда он парит в воздухе, то свист грязных и старых крыльев всегда выдает его присутствие. Поэтому даже мышь, слыша этот шум, способна укрыться от орла, который опять остается безуспешным в своей охоте. Перед старым орлом встает выбор: либо медленная смерть, либо длительный и болезненный период обновления протяженностью 150 дней.

Мне было интересно читать, как протекает этот тяжелый для орлов период - период обновления. Удивляет то, что орел отчетливо понимает свое критическое положение: либо умереть, либо изменить все при помощи своего клюва. И первое, что  делает орел, - он летит на вершину горы, туда, где находится его гнездо, и разбивает о скалы свой клюв, который за прожитые годы накопил различные, так сказать, твердые наросты. И когда клюв полностью разбит и снят, тогда орел становится беспомощным: он не способен уже ни охотиться, ни принимать пищу. Далее, на протяжении 40-50 дней (время, необходимое для отрастания нового клюва) птица пребывает в терпеливом ожидании. Самое интересное, говорят наблюдатели, что в этот период другие орлы, прекрасно понимая положение беспомощного собрата, заботятся о нем и кормят его. По истечении этого срока у орла вырастает новый клюв, и он вырывает им все свои когти. И опять время терпеливого ожидания. Наконец, когда у птицы отрастают новые когти, тогда она при помощи нового клюва и новых когтей вырывает все свои перья на крыльях, на груди, а некоторые виды орлов ощипывают себя полностью. Затем оголенный орел ищет горный поток холодной воды и окунается в него. Вода смывает с него всю грязь, усталость и останавливает процесс старения. Спустя некоторое время, когда отрастают  новые перья, орел, уже полностью обновленный, падает со скалы навстречу потокам солнца - и миру предстает новая птица, способная жить еще раз 30-40 лет.

Так происходит процесс обновления в жизни этой удивительной птицы. Я думаю, что авторы библейских стихов «обновляется, подобно орлу, юность твоя» и «надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся» знали суть этого процесса у орлов. Нечто похожее происходит и в духовной жизни человека, где процессу обновления отведена важная роль. Ведь обновление - это то, от чего зависит движение нашей духовной жизни: либо человек будет жить дальше, либо его жизнь остановится. Здесь все происходит на основе личного понимания и решения. Довольно-таки непросто решиться на то, чтобы разбить старое (свой клюв), вырвать когти и ощипать себя, как это делает орел, чтобы обновить свою жизнь.

Я долгое время наблюдаю за одним явлением, которое у меня вызывает ряд вопросов. Почему в духовной жизни есть место тупикам? Почему человек в своем духовном шествии заходит в такое положение, из которого, как он считает, нет выхода? Почему в духовной области бывают кризисы такого уровня, из которых человек уже не выбирается? Меня волновали и многие другие вопросы. Почему во многих церквах нет никаких перемен? Почему они в виде, так сказать, вымирающей особи вынуждены заканчивать свое существование в малом количестве людей, не имея ничего нового в своей церкви? Вопросов много, но если мы исследуем их при помощи Слова Божьего, то каждый из этих вопросов получит свое объяснение и любой человек сможет найти для себя ответ. Скажу больше, если в духовной жизни человека есть место чувству тупика, безвыходности или острого кризиса, то чаще всего причина в том, что эта душа не согласна, не желает идти на какие- то  духовные перемены.

Духовная жизнь человека похожа на путь, состоящий из различных этапов, ступеней или отрезков, на которых Бог доступно объясняет нам через Свое Слово то или другое. Это напоминает обучение в школе, где классы представляют собой этапы обучения, на которых  используются различные методы и приемы с учетом возраста ученика: в 1классе - одно объяснение, во 2 - другое и т.д. От класса к классу идет постепенное расширение кругозора учащегося и повышается уровень его знаний, т.е. идет движение.

Так и в духовной жизни. Но когда человек с этим не согласен и не желает этого движения в своей жизни, тогда он останавливается. Знаете, это есть самое отвратительное явление в христианстве, когда люди, пришедшие к Богу и нашедшие в Нем мир и спасение, останавливаются на каком-то отрезке своего пути и в их жизни уже ничего не меняется.

В духовной жизни каждого человека есть момент, когда ему необходимо принять это решение: либо умереть, либо продолжать жить. И это отнюдь не просто и даже больше чем не просто соглашаться на перемены. Хотя нам нет необходимости разбивать что-то своими руками или что-то менять при помощи наших усилий, но это делает Бог, когда человек согласен. Только Он совершает это обновление и перемены.

Я часто не решаюсь говорить о том, что я лично переживал, и как это в моем опыте было из-за толков, объяснений и комментариев со стороны. Однако я хотел бы сказать, что переживая обновление в своей жизни, я могу очень хорошо понимать, что это такое. И это вовсе не простой процесс: когда ты длительное время к чему-то шел, что-то накапливал и теперь приходит пора, когда это все становится ненужным или непригодным и от этого надо отказаться, это нужно оставить, заменив  новым. Этим ненужным могут быть наши понятия, взгляды на жизнь, те ценности, которые мы по-человечески как-то накопили и т.д. И когда человек соглашается расстаться со старым, то Бог взамен дает новое.

Пожалуй, один из примеров того, что я когда-то переживал, я все же приведу. Допустим, каждый из нас прекрасно понимает, что такое семья, из чего она состоит и как должен происходить выбор половины в вопросе брака. Наши понятия в этой области формируются через чтение Библии, через то, что мы слышим со стороны или как это можем сами себе объяснить. И в дальнейшем основным пунктом, которым мы руководствуемся при принятии определенного решения, является то, что мы читаем или понимаем. Знаете, давно в моей жизни была такая пора, когда я в одном вопросе не мог согласиться на другой вариант лишь из-за того, что это именно так. Хотя, с другой стороны, я отчетливо понимал  угрозу вытекающих отсюда последствий: если буду отстаивать старое, то потеряю право на дальнейшую жизнь.  Я внутренне находился в поисках ответа. И знаете, Бог так  четко и ясно через один стих, через другой показывал мне тот новый путь, те новые варианты, да и вообще решение этого вопроса. И это, поверьте, не просто теория, не просто накопленные знания, а реальное и практическое решение насущной проблемы.  И я, решившись  на этот обмен и  оставив старое (свои взгляды),  увидел насколько шире, насколько лучше все стало через мое согласие  на Божий вариант.

Каждый человек на своем жизненном пути сталкивается с разными проблемами, да и у каждого из нас  свое понимание той или иной проблемы. Однако часто наше понимание не позволяет  нам решить этот вопрос так, как бы мы этого хотели. Сюда, кстати, можно отнести и наши убеждения, и нашу позу, и еще многое из того, с чем мы желали бы жить, несмотря на то, что весь этот накопленный нами арсенал не способен разрешить ни одного вопроса.  В итоге мы заходим в тупик. И вы знаете, этих тупиков и кризисов в духовной жизни человека бывает так много лишь по одной причине: мы не соглашаемся на то новое, что предлагает Бог.

В духовном обновлении прослеживается определенный порядок, впрочем, как и во всем, что делает Господь. Работая над человеком, Бог приводит его к такой точке, когда  душа задается вопросом: ситуация эта должна каким-то образом измениться, и эта проблема должна уйти из моей жизни, но как? И человек ищет ответы, он пытается как-то разобраться в этом, и как раз в этот момент Бог и предлагает Свой вариант. Теперь все выглядит так: либо ты возвращаешься на скалу и разбиваешь все старое, и вырываешь все то, что тебе мешает, либо тебе грозит медленное умирание.

 Мы довольно-таки часто можем наблюдать такую ситуацию, когда человек в духовной жизни остановился или же, другими словами, в его жизни нет процесса обновления. Со временем он превращается в личность, у которой пропадает интерес ко всему духовному, наблюдается некое безразличие и апатия ко всему, что касается церкви. Он начинает жить только собой. И если, допустим, такому человеку задать ряд вопросов, типа: «Что ты можешь рассказать о своей жизни с Богом? Что Бог тебе открывал? Что Он совершал в твоей жизни? На какие молитвы ты получал ответ?» - то вероятнее всего его ответами будут свидетельства с большим сроком давности.  Как правило, такие люди склонны рассказывать о уже давно пережитом: о том, как много лет назад Бог призвал их к покаянию, как Он работал над ними когда-то, чтобы они смогли  осознать и увидеть свою греховность. Через определенное время ты опять задаешь им подобные вопросы - и в ответ звучит то же самое свидетельство. Иными словами, ничего нового и свежего, что могло бы притягивать людей, вы не услышите.

Знаете, это нечто такое, что по-своему имеет очень сильное действие отрицательного характера на христианство. И когда новые, ищущие Бога люди приходят в церковь, то они, глядя на ее состав, на первых порах оценивают всех, как людей верующих. Однако со временем, научившись уже разбираться и различать что-то в жизни, они замечают, что это все далеко не так и не все то, что здесь называется христианством, таковым является. И у людей возникает вопрос: «Почему?» На это я скажу конкретно, что если мы и ставим такой вопрос, то ставить его можно только Богу и в таком виде, насколько это важно для меня или каким уроком оно может послужить лично мне. Но не так, чтобы в чьей-то жизни копаться или отыскивать причину, почему у человека это хуже или лучше, нежели у меня. Ведь суть в том, что наступило некое прозрение, которое и показало человеку, что здесь что-то не так: духовное развитие не имеет хода - нет обновления, нет перемен.

Когда человек не решается на то, что ему предлагает Бог, тогда у него начинается обратный процесс - медленное угасание духовной жизни, проявляющееся в отсутствии интереса, в возникновении неких тупиков, в неумении разрешать житейские проблемы. У человека складывается впечатление, будто он зашел в лабиринт, из которого нет выхода. Знаете, скажу с уверенностью, Бог никогда не будет призывать человека в христианство, чтобы завести его в тупик или водить его по лабиринтам, чтобы он в конечном итоге уперся в большую стену, а потом сказать: «Видишь, вот на этом и закончится твоя жизнь».

Я сегодня затрагиваю этот вопрос с одной лишь целью: чтобы каждый, ищущий ответа и пытающийся разобраться в своих проблемах, смог понять, что решение этих важных  моментов заключается в согласии человека на те варианты, которые предлагает Бог, т.е. на полное обновление. Скажите, можно ли было орлу пережить обновление, ограничившись только одним вариантом, например,  освобождением от старого клюва? Конечно же,  это не было бы полным решением его проблемы: новый клюв позволял бы орлу только принимать пищу, но ведь ее  нужно было еще и добыть. И если бы  орел, согласившись и на второй вариант, вырвал все свои когти, то это тоже не привело бы к разрешению сложившейся ситуации: старые перья всегда будут выдавать присутствие этой птицы и в ее когти ничего не попадет.

Иначе говоря, когда Бог предлагает нам что-то в нашей жизни, то  предлагает это в полном комплекте, в совершенном обновлении, а не частично. Не так, что, допустим, только какая-то одна сторона  улучшается, а все остальное остается старым.

Как было уже упомянуто выше, мы все проходим через определенные обновления в нашей естественной жизни. И даже самый консервативный человек, который отказывается от всего нового, все равно вынужден в своей жизни что-то менять. Это может быть, например, мебель (стулья или стол, за которым он принимает трапезу) или обои, которые висят на стенах по 10-20 лет, но приходит пора - и их заменяют новыми, а также многое другое.

Мы все что-то меняем… и из этого состоит жизнь. Сама природа каждый год обновляется и все, что в ней происходит,  строго следует этому процессу.

Можно взять еще несколько примеров из нашей жизни. Каждый автолюбитель регулярно меняет что-то на своей машине: масло, резину, вышедшие из строя запчасти и т.п. И ни к кому, думаю, не придет мысль, что это все будет у него неизменным на протяжении жизни. Тот же принцип действует и в отношении правил дорожного движения: периодически в них вносятся поправки, добавляются новые пункты. И если водитель не будет в курсе этих обновлений, то его ожидают штрафы. Кроме того, если он, проигнорировав эти новшества, будет и дальше продолжать следовать старым правилам, то в итоге может лишиться прав на вождение автомобиля.

Далее, если мы возьмем, к примеру, труд на производстве, то и здесь увидим, что человек не может  однообразно делать одно и то же  и одновременно рассчитывать на то, что его продукция будет пользоваться спросом покупателей многие и многие годы. Стало быть, ты должен подстраиваться под время, под спрос и под интересы людей, иначе останешься один, иначе останешься без работы.

И какую бы область человеческой деятельности  мы не затронули - везде прослеживается процесс обновления. И если в естественной жизни человек способен это понять и вынужден согласиться на какую-то внутреннюю перестройку, какие-то перемены, тем более,  это необходимо сделать в жизни духовной, ведь второе имеет для нас большую ценность, значимость и важность.

Несомненно, в вопросе своей души человек остается хозяином и имеет полное право на роспись: соглашаться или нет на духовное обновление. Вместе с тем каждый из нас должен  понимать и следующую закономерность: в случае отказа человек зайдет в тупик, он станет одиноким и никому не нужным и в конечном итоге его духовная жизнь закончится смертью и полным разрывом в отношениях с Богом. И это печальное состояние не всегда бывает выражено в виде какого-то греха или же, допустим, какого-то отступления от Бога, но вот этих прежних отношений, этой близости с Господом уже не будет. Кроме того, духовно умирающий человек, оставаясь при своих понятиях и позициях, не способен уже питать свою душу: он не может ни охотиться, ни принимать пищу, более того, наличие старых и грязных перьев всегда будет выдавать его сущность.

Хочу вкратце затронуть еще одну область, которая меня всегда очень интересует, - это наш труд или наше участие в деле  Божием, когда верующий человек к чему-то пришел, что-то понял и занял какую-то позицию. На память приходит такое старое выражение: «Если церковь перерастает проповедников, то эти люди становятся непригодными».  Если молодежь, находясь в поисках и имея интерес к Богу, получает какие-то ответы, духовно растет и перерастает тех, через кого Бог хотел бы эти ответы давать, то эти люди становятся ненужными. Поверьте, это очень частое явление в церквах, когда пожилые братья, которые на протяжении какого-то времени являлись проповедниками, однажды приходят к такому пункту, что кто-то понимает что-то лучше, нежели они. Поймите правильно, речь не о том, что здесь имеет место какое-то первенство или один лучше понимает, а другой хуже - вовсе нет! Речь идет о пригодности и о способности как-то результативно работать. Я всегда с большим уважением отношусь к тем, у кого есть свое мнение и кто может понятно его выразить. И  упомянутая выше мысль говорит лишь о том, что само положение такого человека не имеет успеха или результата. Как правило, когда происходит такое явление, тогда в церкви начинаются сложности и взору открывается неприглядная картина: один человек со своих позиций все сдерживает, а другие, желая  духовно возрастать, вынуждены как-то искать выход. По обыкновению, те люди, которые не желают меняться и упорно остаются при своих понятиях, все же отчетливо видят, что их никто уже не хочет слушать, ими никто не интересуется и все то, что они говорят, - не актуально и не пользуется спросом. Однако они, оправдывая себя, склонны аргументировать такое положение следующим: такое, мол, наше время... люди не хотят ничего слышать о Боге, т.к. их больше интересует мир. И не желает такой верующий понять, что в данном случае причина-то не в людях, а в нем.  Не хочет он признаться и в том, что не способен на большее, что не может предложить людям что-то свежее и новое - то, что пользуется спросом, что могло бы как-то разрешать их искания и давать ответы на жизненные вопросы.

Таким образом, каждому из нас необходимо вникнуть в эту проблему и поставить перед собой такие вопросы: «Насколько больше я еще могу узнать? Насколько я могу быть полезней? Насколько моя жизнь может быть результативней и эффективней в плане того, чтобы Бог мог пользоваться мной?»

И дело не в том, сколько ты можешь приобрести слушателей или как тебя воспринимают люди. В моей жизни вопрос стоит так: насколько я могу все изменить, чтобы Бог мог пользоваться мной. Ведь если человек не соглашается на перемены и не хочет расстаться с устаревшими понятиями, которые тормозят его рост, то однажды он станет непригодным для того, чтобы Бог мог использовать его жизнь во благо других людей. Здесь важно пояснить, что речь идет не о каких-то изменениях в Библии и не о том, чтобы отказываться от одних духовных стандартов, заменяя их на другие и подстраиваясь под мир. А речь идет  о некой гибкости и способности, которые позволяют предлагать  спасение людям именно в таком варианте, в котором они это могут принять. Из истории христианства нам известно, что многие миссионеры часто подстраивались под образ жизни чужеземцев, под их культуру (как бы уподобляясь им) для того, чтобы эти люди смогли понять весть о спасении.

На память приходит пример из недалекого прошлого, когда в этом молитвенном доме звучало следующее: «Если кто-то другой, кроме немцев, хочет слышать что-то о Боге, то он должен выучить немецкий язык, в противном же случае - для него вариантов на спасение не существует. Наша церковь является самой правильной, самой лучшей и подобной нам - нет». Это один из таких вариантов, скажу с уверенностью, который загоняет людей в тупик и в дальнейшем оставляет один на один с их проблемами. И добавлю еще, что это более чем глупость - это абсурд, который не поддается никаким объяснениям.

Будьте внимательны, таких тупиков в нашей жизни может быть  много. Мы можем отстаивать какие-то свои варианты и ссылаться на то, что люди такие вот…и интереса у них нет. Но я бы прямо сказал, что если у человека нет результата, если у него ничего не получается, то причина, чаще всего, не в других людях, а в нем самом, в его методах и подходах и в его несогласии на перемены. Когда у человека, допустим, возникает желание продать свой товар, то он не будет ставить покупателям условия, а постарается предложить его так, чтобы люди этот товар купили. Заметьте, все это обязательно требует каких-то перемен, каких-то новых вариантов и постоянного согласия человека на обновление.

Давайте быть внимательными и видеть эти важные моменты, эти периоды в жизни, где нам Бог предлагает что-то новое, необычное. Ведь когда в естественной жизни нам предлагают что-то новее того, что мы имеем (например, одежду, машину…), тогда мы долго не задумываемся и принимаем это. Но когда это предлагается нам в духовной жизни, то все чаще всего происходит  с точностью до наоборот в довесок со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.

Пусть Господь поможет каждому из нас, доходя до того периода, где необходимо обновление, соглашаться на перемены, как бы это ни было болезненно и тяжело. Да, порой процесс обновления сопровождается болью, страхом и сомнениями, но в свете вечности эти страдания можно назвать легкими: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу»(2Кор.4:17). Это действительно непросто соглашаться, смиряться и говорить: «Да, это  было не так… надо что-то изменить». Однако когда человек соглашается на обновление, тогда Бог делает его пригодным на большее, на лучшее и его жизнь начинает являть окружающим людям настоящее христианство.

Пусть Господь поможет нам в том, чтобы наша жизнь не была однообразной, пустой и безрезультатной, но могла бы, подобно орлу, обновляться. Пусть наши духовные крылья будут такими, как здесь написано: «а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся».   Аминь.

    Владимир Адлер,   г. Астана

Выпуски
Разделы