Псалом 26

Содержимое

 1. «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?»

«Господь – свет мой и спасение мое». Псалмовепец понимает, что Бог нужен лично ему, поэтому он называет Его «свет мой», «спасение мое». Он был уверен в своем спасении и заявлял об этом прямо. «Свет мой». – В момент рождения свыше душа человека озаряется небесным светом, предвестником спасения. Там, где нет божественного света, позволяющего человеку увидеть тьму собственного света и возжелать Господа Иисуса Христа, там нет и спасения. Спасение застает нас во тьме, но не оставляет во тьме. Оно просвещает тех, кто пребывает в долине смертной тени. После обращения Бог становится нашей радостью, вождем, утешителем и во всех отношениях – светом. Он есть свет внутри и снаружи, свет, что исходит от нас, свет, который нисходит на нас. Заметьте, что, согласно первому стиху, Господь не просто дает свет, но и является светом. Он не просто дает спасение, но и является спасением. Тот, кто верой держится за Господа, получил все обещанные заветом благословения. Не всякое светило является солнцем, но солнце – источник всякого света. Опираясь на этот непреложный факт, Давид сформулировал свой аргумент в форме вопроса: «Кого мне бояться?» Ответ на этот вопрос очевиден. Не нужно бояться сил зла, ибо Господь, наш свет, уничтожил тьму века сего. Проклятие ада не должно вселять в нас страх, ибо Господь – спасение наше. Это заявление не имеет ничего общего с хвастовством Голиафа: те пустые слова имели под собой совершенно иное основание. Уверенность Давида проистекала не из тщеславного упования на силу человека, а из упования на безмерное могущество Иеговы.

«Господь крепость жизни моей». Третий эпитет показывает, что надежда псалмопевца была крепкой, как тройная веревка – ее невозможно было порвать. Когда Господь изливает на нас океан благодати, мы можем ответить Ему потоками славословия. Жизнь наша полностью зависит от Того, кто является ее Создателем. Если Он сделает нас сильными, то никакой враг не сможет нас сломить.

«Кого мне страшиться?» Своим дерзновенным вопросом псалмопевец показывает, что ему некого бояться ни в настоящем, ни в будущем. Если Бог с нами, то кто может противостать нам в этом мире и в будущем?

2. «Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут»

В этом стихе псалмопевец описывает свои прошлые переживания – опыт божественного избавления. Мы также должны вспоминать о событиях прошлого, чтобы укрепиться, когда нас одолевают скорби в настоящем. Каждое слово этого стиха содержит наставление. «Если будут наступать на меня злодеи». Ненависть нечестивых – добрый знак. Если бы нашими врагами были праведники, это было бы просто ужасно. Если же нам противостоят злодеи, то их ненависть лучше их любви. «Противники и враги мои». Их было много; они были разные, но все как один ненавидели Давида и желали ему зла. Они напали на него внезапно, обрушились на свою жертву, как лев на ягненка. «Чтобы пожрать плоть мою». Они были подобны людоедам, которые пожирают человека целиком или разрывают его на множество кусков, ликуя в неистовой злобе. Враги душ человеческих такие же свирепые, они не знают жалости и не заслуживают ее. Итак, Давид оказался в окружении многочисленных, могущественных и безжалостных врагов. И, тем не менее, он был безмятежен и спокоен, потому что знал, что будет дальше. «Они сами преткнутся и падут». Дыхание уст Божьих сбило их с ног. На пути их оказались камни, о которых они и не подозревали. Об эти камни они и преткнулись к своей бесславной гибели. Все это произошло буквальным образом в Гефсиманском саду, когда пришедшие взять Господа под стражу отпрянули назад и пали наземь. Господь в этот момент был предтечей всех подвизающихся со злом – они восстанут с колен и сокрушат противника силой своей веры.

 3. «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться»

 «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое». Перед битвой с врагом сердца воинов часто трепещут, пребывая в состоянии волнительного ожидания. Вражеское воинство часто внушает больше страха тогда, когда собирается вступить в битву, чем тогда, когда битва уже началась. Как говорил Янг, «некоторые испытывают тысячу смертей, боясь одной». Несомненно, для боязливых сердец тень опасности страшнее самого испытания. Вера же укрепляет человека и придает ему храбрости, изгоняя боязливость прочь. «Если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться». Когда дело доходит до рукопашного боя, щит веры поможет отразить все удары врага. Даже если первая стычка будет лишь началом долгой войны, флаг веры будет смело развеваться перед лицом врага. Даже если сражениям не будет конца и один бой будет сменять другой, верующий не падет духом из-за того, что война продолжается очень долго. Читатель, обратите внимание, что третий стих логично вытекает из второго: уверенность есть дитя опыта. Были ли вы хоть раз избавлены из великой беды? Тогда поднимите высоко свой флаг, ждите у сигнального костра, и пусть враг делает что хочет.

 4. «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его»

 «Одного». Если мы пытаемся уследить сразу за двумя объектами, то, как правило, путаемся, не можем сосредоточиться и от этого разочаровываемся. Тот велик, кто изучает одну книгу; тот удачлив, кто посвящает себя одному делу. Пусть все наши желания сольются в одно желание, и пусть оно будет направлено на небеса. «Просил я». То, что мы не можем получить сразу, мы можем желать и просить. Бог судит нас, большей частью, по желаниям нашего сердца. Едущего на хромой лошади едва ли обвинят в медлительности, если, конечно, он старается ехать как можно быстрее, и хотел бы ехать быстрее, если бы была возможность. Бог приравнивает желания к действиям. «У Господа». Вот достойный объект желаний и колодец, из которого мы можем черпать воду жизни. Именно в эту дверь мы должны стучать, из этого источника черпать силы. Желай того, чего желают люди, и ты окажешься на навозной куче, где лежал Лазарь. Желай Бога, и ангелы вознесут тебя на лоно Авраамово. Наше желание Господа должно быть чистым, смиренным, постоянным, покорным и страстным. Хорошо, когда все наши желания, как желания псалмопевца, устремляются к одному. Можно было бы понять Давида, если бы он в таких сложных обстоятельствах жаждал покоя, безопасности и тысячи других вещей. Но он возжелал самого дорогого, позабыв обо всем остальном.

«Того только ищу». Святые желания должны вести к решительным действиям. Под лежачий камень вода не течет. Семя желания должно быть брошено в плодородную почву деятельности, а иначе оно не принесет плода. Наши желания будут как облака без дождя, если мы не воплотим их в конкретные действия. «Чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей». Ради того чтобы пребывать в общении с Царем, Давид был готов навсегда поселиться в царских чертогах. Служение в скинии ничуть не утомляло его. Напротив, он жаждал заниматься им постоянно, ибо это было самым большим удовольствием в его жизни. Больше всего он жаждал быть в семье Божьей, ребенком, живущим в доме Отца. Таково и наше заветное желание, только мы связываем его исполнение с наступлением вечности. О, как мы томимся по Отчему дому на небесах, пристанищу нашей души! А о благах и бедах этой никчемной жизни мы нисколько не заботимся. Наше сердце жаждет только золота Иерусалима.

«Созерцать красоту Господню». Это дело годится как для земных, так и для небесных поклонников. Мы должны посещать собрания верующих не для того, чтобы что-то увидеть или чтобы нас кто-то увидел, и даже не для того, чтобы услышать проповедь. В собрание праведных следует приходить со страстным желанием узнать больше о любящем Отце, о прославленном Сыне и о таинственном Святом Духе, дабы еще больше восхищаться великим Богом и поклоняться Ему с еще большим трепетом. Какие великолепные слова: «Красота Господня»! Поразмыслите о них, дорогие читатели, а еще лучше – воззрите на них глазами веры. «И посещать храм Его». Мы должны посещать дом Господень с целью получить наставление. Бога следует искать не только грешникам, ищущим покаяния, но и святым, утвержденным в благодати. Мы должны спрашивать Господа о Его воле, о том, как ее исполнить, о небесном граде, о том, как нам наверняка туда попасть. Когда мы окажемся на небесах, мы уже не будем спрашивать Бога ни о чем, ибо познаем все. Однако в этом мире необходимо сидеть у ног Иисуса и всеми силами пытаться познать Его.

 5. «ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу»

 Псалмопевец желал общения с Богом, потому что оно давало ему безопасность в час скорби. «Ибо Он укрыл бы меня … в день бедствия», – в то самое время, когда Давид остался один. «В скинии Своей». Бог даст мне самый надежный приют в самых тяжелых обстоятельствах. Царский шатер всегда располагался в центре стана и охранялся могучими воинами. Вечное владычество Божье, утвержденное Его всемогуществом, укрывало верующего от бед и давало ему безопасность. Верующий прятался в царских чертогах не тайно – сам Царь вводил его в Свой шатер. «Скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего». Система жертвоприношений помогает Божьей любви ограждать избранных от зла. Никто из древних не осмеливался войти в святое святых – это грозило неминуемой смертью. Если же Господь укрывает там Своих людей, кто дерзнет причинить им вред? «Вознес бы меня на скалу». Бог защищает не только Своим всевластием в святом святых, но и Своими неизменностью, вечностью и всемогуществом. Благословен человек, которого Бог возносит на безопасную скалу. Скала эта неприступна, ни один враг не в силах взять ее штурмом. Как же мы жаждем пребывать с Господом, защищающим Свой народ столь надежно!

 6. «Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом»

 «Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня». В этом Давид совершенно уверен. Благочестивые мужи древности молились с верой, не сомневаясь, и считали ответ на свои молитвы лишь делом времени. Вера дала Давиду такую уверенность в полной победе над врагом, что он заранее наметил в сердце своем, что он сделает, когда все его враги будут повержены. На это его подвигло чувство благодарности. «И я принес бы в Его скинии жертвы славословия». Радость победы он выразит именно в том месте, которого он так жаждал во время испытаний. Он не станет устраивать празднеств в царских палатах и пировать в огромных залах – по случаю избавления Давид принесет жертвы славословия Богу. «Стал бы петь и воспевать пред Господом». Он подтвердил свое намерение, выразив его другими словами и добавив небольшое пояснение. Всю хвалу он пообещал воздать Господу. Пусть все, кто желает молчать, молчат – верующий же, получивший ответ на молитву, должен воспеть Богу хвалу. Пусть все, кто желает петь песни суете мира сего, поют их – верующий же поет свои песни только Господу.

(Из книги «Сокровищница Давида»)

 

Выпуски