Ключ к успеху в служении Богу

Содержимое

                                                        1Фес.1:5

Господу благодарность за наше собрание, за Его милость и любовь к нам. Сегодня мы будем говорить о Божьем Духе, Которого Писание называет Духом Святым.

Для лучшего понимания нашей темы исследуем три пункта:

1. Значимость Духа Святого для христианина

2. Дух Святой в жизни Иисуса Христа и апостолов

3. Основные функции Духа Святого в деле спасения.

Я прочитаю  первую главу из 1 послания к Фессалоникийцам. Хочу поделиться  с вами некоторыми мыслями из этой главы, которые были мне весьма дороги и важны. В самом начале этого послания  апостол Павел кратко упоминает о том, как была основана церковь в Фессалониках. Павел посетил этот город во время своего второго путешествия. Город Фессалоники находился в Македонии, и апостол, придя в него, три субботы проповедовал в иудейской синагоге. В результате, как известно,через проповедь Павла и Силуана во Христа уверовали некоторые иудеи, эллины и множество из знатных женщин, то есть образовалась церковь.

Из прочитанной главы мы видим, что люди, ставшие христианами, до своего обращения были идолопоклонниками. Согласно свидетельству Павла, в коем мы ни мало не сомневаемся, они обратились от идолов к Богу живому и истинному. Поверьте, не так-то просто обратить язычника в христианство. Обычно идолопоклонники, о которых здесь идёт речь, - это люди, находящиеся под тяжким оккультным бременем и под властью дьявола, поэтому  простое повествование о Христе, или только одна теория, им ничего не даст. Многие из нас, наверное, сами сталкивались с плачевным результатом, когда свидетельствовали о Христе таким людям.

Однако в этой главе апостол Павел говорит об успехе: «И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии». Как правило, те люди, которые являются истинными подражателями Господу Иисусу Христу, со временем становятся образцом для других. Если мы будем в точности подражать Богу, исполняя Его заповеди, то  станем примером для окружающих, и люди будут видеть в нас красоту Иисуса, Его благость и милость и тоже захотят стать Его последователями.

    Давайте проверим, почему же наши близкие и родные, длительное время наблюдающие за нашей жизнью во Христе, до сих пор не обратились к Господу. Может быть, причина в том, что мы не являемся  истинным примером в нашем поведении, разговорах и оценках? Вероятно, поэтому-то они, глядя на нашу жизнь, и не хотят идти за Христом. Впрочем, это относится не только к нашим близким, но и к нашим коллегам по работе, да и вообще ко всем окружающим нас людям.  Быть может, все наши мысли заняты только естественными нуждами и проблемами, и мы никак не можем выйти из этой рутины житейских забот, постоянно говоря про них и дома и на работе. Давайте проверим наши сердца и исследуем их на основании нашего текста из Писания. Возможно, наша жизнь не такова, а может быть, не хватает силы. Об этой силе мы сегодня немного  и поговорим.

    В нашем тексте апостол Павел указывает на причину благословенного служения и успеха в Фессалониках: «Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе…». Апостол утверждает, что проповеди Евангелия  проходили через явление силы Святого Духа, что многие люди, слушавшие благовествование, приняли слово с радостью Духа Святого, несмотря на большие скорби.  В данном случае скорби были связаны с гонениями, поэтому  невозможно было с радостью пройти такие испытания без благодати Святого Духа. Сила Духа Святого - ключ к успеху в служении апостолов  Иисуса Христа. Дух Святой жил в их сердцах, руководил их жизнью, мышлением и деятельностью. И только благодаря Святому Духу образовывались новые церкви. Некто сказал, что книгу «Деяния апостолов» правильнее было бы назвать «Деяния Духа Святого через апостолов».

    Те же самые мысли, указывающие на причину успеха, апостол Павел выражает в своём послании к Коринфской церкви. Он пишет:  «…и слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией», другими словами,  на Духе Святом. Я думаю, что такое благовествование через апостолов было в каждой церкви. В 4 главе этого послания Павел говорит коринфянам о сущности Царства Божьего, что оно не в словах, но в силе, подразумевая под этим силу Духа Святого. В другом месте он пишет: «Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).

В силе Духа Святого нуждаются исключительно все дети Божии. В этой же силе нуждается и каждая поместная церковь, ведь церковь, не исполненная Духом Святым и не осознающая Его важности и значимости в её жизни, есть мёртвая, безуспешная и недееспособная церковь. И может быть, это и является причиной того, что нет движения ни в церквах, ни в личной жизни христиан. Нет плодов, и люди не обращаются к Богу.

Исполниться Духом Святым - это не просто предложение нашего Господа, а Его заповедь, которую необходимо соблюдать.  Обратим на это внимание! Пусть Господь  поможет нам понять эту истину, потому что без Его Духа не будет никакого продвижения в нашей жизни. Можно говорить самые красивые, самые умные и самые правильные проповеди, но без Духа Святого они будут бездейственны. Можно усердно и ревностно выполнять служение в церкви, но результата мы не получим. Учитель воскресной школы будет тщательно готовить материал к уроку, но без Духа Святого ничего не  изменится, и дети наши со временем покинут церковь. И родители без Святого Духа не смогут правильно наставить своих детей и привести их к Господу.

Каково наше отношение к Святому Духу? Что Он для нас значит? Думаем ли мы о Нём? Желаем ли мы, чтобы Он жил в наших сердцах и управлял всей нашей жизнью? Вопросы эти сегодня весьма актуальны и достойны того, чтобы обратить  на них наше пристальное внимание.

Почему наше отношение к Святому Духу должно быть очень серьёзным? Прежде всего, конечно, потому что Дух Святой есть Божественная Личность. Согласно определению Тертуллиана, впервые введшему термин «Троица», Божество - это одна субстанция, состоящая из трёх лиц. Дух Святой - это Бог, обладающий всеми божественными качествами и атрибутами, какими обладают Бог-Отец и Бог-Сын, Он равен Им во всём и достоин тех же признаний и почестей, которых достоин Отец и Сын.

Нельзя Дух Святой отождествлять с Его дарами, как это делают пятидесятники и харизматы относительно Духа и дара «иных языков». Дух Святой - это Божественная Личность, существующая вне зависимости от  какого-либо дара. Можно иметь Святой Дух, но при этом не иметь того или иного дара (1Кор.12:29-30). Искать в Духе святом не Личность, но дары является грубейшей ошибкой, а еще точнее - грехом.

Иисус говорит: «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Ис.4:4; Лук.12:49) - и тем самым даёт оценку тому, насколько важен для нас Дух Святой. О каком же огне здесь идёт речь? Кто-то ответит, что  здесь сказано о Божьей любви. Верно. Однако любовь Божия изливается в наши сердца Духом Святым, Который и есть Любовь (Рим.5:5). Немного позднее Иисус скажет Своим ученикам: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16:7). Стало быть, абсолютно вся наша духовная жизнь неразрывно связана с Духом Святым.  Сегодня каждое чадо Божие, находясь в любой точке нашей планеты, может через Дух Святой  видеть Иисуса в духе и общаться с Ним точно так же, как  общались с Господом апостолы в древней Палестине. Без Духа Святого это было бы невозможно.  Поэтому мы должны быть внимательны к   Духу Святому не менее чем к Иисусу Христу.

Давайте прочитаем Евангелие от Луки 3:21-22 и постараемся понять, какую  роль исполнял Дух Святой в земной жизни Иисуса Христа: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился:  отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь…». Лука говорит, что во время крещения Иисус молился. О чем же Он молился? Можно смело предположить, что Он молился о Духе Святом. Для чего должен был сойти Дух Святой на Иисуса? Конечно же, не для того, чтобы очистить Его сердце, ведь Иисус был чист изначально, от утробы матери Своей. В Нём никогда не жил закон греха, и очищаться от ветхой природы Ему было не нужно.  Иисус Христос должен был исполниться Духом Святым для того, чтобы стать способным и пригодным для служения Богу, чтобы выполнить ту миссию, для которой Он  был предназначен.

Обратим внимание на тот факт, что Иисус, как человек,  без Духа Святого не смог бы проповедовать в силе, не смог бы совершать чудеса, не смог бы победить в пустыне, в ночной тиши  Гефсиманского сада и на Голгофе. Да и сама Голгофская жертва Сына Отцу была принесена посредством Святого Духа, Который является прямым участником в деле спасения людей  Иисусом Христом (Евр.9:14). Поэтому Иисус нуждался в исполнении Святым Духом. Здесь важно отметить, что акт исполнения Духом не был для Иисуса формальностью, или церемонией, или каким-то ритуалом, но - жизненной необходимостью, то есть он имел для Него практическое значение. Посмотрите, что мы читаем далее: «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведён был Духом в пустыню» (Лук 4:1). Заметьте, Христос не был сначала испытан, а потом исполнен Духом, но Он должен был сначала исполниться Духом, чтобы быть способным пройти предлежащее Ему испытание. И Христос, благодаря Святому Духу, побеждает в этом испытании: «И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею».

И лишь после всего этого Иисус начал Своё служение. Придя  в Назаретскую синагогу, Он не просто наугад открыл Священное Писание, но точно знал, что хотел прочитать, и искал это место в Книге: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (18ст.). Дух Господень - это тот Дух, Который сошёл на Иисуса во время крещения и Который послал Его совершать дело спасения.  Этот факт подтверждает и апостол Петр: «Вы знаете происходящее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил,   благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним» (Деян.10:37-38).

А  теперь мы рассмотрим, какое значение имел Дух Святой в жизни апостолов и учеников Иисуса Христа, деятельность которых можно разделить на два периода: до дня Пятидесятницы и после. Некоторые проповедники учат, что до дня Пятидесятницы ученики Иисуса не были возрождены, аргументируя это тем, что нигде не написано о пережившем ими покаянии и рождении свыше. Существует  и другой аргумент, что якобы они не могли быть возрождены, поскольку это было невозможно до  казни Спасителя. Однако евангельские факты говорят обратно. Мы читаем, что до Пятидесятницы ученики Иисуса были посланы проповедовать покаяние; они совершали водное крещение, исцеляли больных и изгоняли бесов; их имена были написаны в книгу жизни (буквально - на небесах), иными словами, они были уже гражданами Царства Божьего - того Царства, о котором Иисус говорил Никодиму. Разумеется, неспасённым людям Бог такие полномочия не даёт и никогда не даст, согласитесь. Все эти факты свидетельствуют о том, что Иисус ещё до Своей крестной смерти имел власть прощать грехи и возрождать сердца. Однако до дня Пятидесятницы ученики не смогли бы исполнить своё служение без помощи Духа Святого.  Как нуждался в этом Иисус, так нуждались в этом и Его ученики. Примечательно то, что Иисус, говоря ученикам  о Духе Святом,  указывает им на один момент: «…а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает…». Христос не говорит, что «вы слышали о Нём», но - «знаете Его». Что же это означает? Ученики знали Духа Святого, как знали Отца и Сына.   «Я открыл имя Твоё людям, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твоё»;  «Это же есть жизнь вечная, да знают Тебя Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3,6). Таким образом, ученики знали Отца, Сына и Духа Святого и имели жизнь вечную. Это был период до дня Пятидесятницы.

Однако на вечере Иисус говорит Своим ученикам, что они должны исполниться Духом Святым и получить Утешителя, прежде чем начнут своё служение по миру. Как понять эти слова и как их совместить  со всем вышесказанным?  Ведь Дух Святой всегда был с ними, и они знали Его, и после покаяния они стали Его собственностью. Но, как мы видим, для учеников это было недостаточно. Господь Иисус, указывая на Утешителя, имел в виду, что Дух Святой сойдёт на учеников в совершенно новом качестве и на совершенно других основаниях.  Иисус говорил ученикам: «…ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:17), то есть в их жизни наступит такой период, когда Святой Дух будет не только пребывать с ними, или действовать через них, но будет жить в их сердцах.

Для лучшего понимания этой мысли я хочу  предложить вам один пример. Много лет назад мы купили дом. По документам он уже был нашей собственностью, но жить в нём мы ещё не могли, так как необходимо было вынести из него весь  ненужный хлам и провести ремонтные работы. И только тогда, когда это было сделано, наша семья поселилась в этом доме, который к тому времени стал таким уютным и пригодным для проживания.

Так и воля Господа состояла не только в том, чтобы  сердца Его учеников были орудием в руках Духа Святого, но и в том, чтобы они были  обителью Духа, что гораздо важнее. Впрочем, обителью не только Духа Святого, но и обителью Отца и Сына. Там, где живёт Святой Дух,  живёт и Отец, живёт и Сын (Ин.14:23), как написано: «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них…» (2Кор.6:16).

Это и есть то новое качество души, исполненной Духом Святым, основанное не на крови тельцов  и козлов, а на совершенной жертве Христа, Агнца Божьего (Евр.10гл.). «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (Ин.7:37-39). Иисус должен был прежде умереть и воскреснуть,  войти со Своей кровью во святое святых небес, предстать пред Отцом и только потом, на основании Своей жертвы, послать Святого Духа на землю.

    Без Голгофы не было бы и Пятидесятницы. Пятидесятница же  ознаменовала своим приходом новый период в истории человечества - эру Святого Духа. Сотворение в человеческом сердце обители для Триединого Бога являлось  конечной целью Господа в деле спасения людей,  и это исполнилось в день Пятидесятницы. Слава и благодарность за это Господу!

 Прежде чем мы приступим к третьему пункту нашей темы, хочу обратить ваше внимание ещё на один существенный момент.  Выше говорилось о том, что ученики Христа до того, как  исполниться  Духом Святым, уже имели спасение. Они познали имя Отца, приняли Его слово и сохранили его. Об этом ясно говорит Иисус в Своей молитве.

    То же самое можно сказать и об апостоле Павле. Нам неизвестно точное время и место покаяния Павла. Это могло быть и на пути в Дамаск, во время получения им откровения, и в Иудином доме, когда он молился. Однако в любом из этих случаев Павел, к моменту прихода Анании,  был уже обращённым человеком. Это видно из того, что Анания обратился к нему, как к брату по вере: «брат Савл!» Цель прихода Анании к Павлу состояла не в том, чтобы Савл познал Иисуса и покаялся, а в том, чтобы он прозрел и исполнился Святым Духом.

Аналогичный пример, относительно принятия Духа Святого, описан в книге «Деяния Апостолов» в 8 главе. Через проповедь Филиппа жители из  Самарийского города уверовали во Христа и приняли водное крещение. Апостолы, услышав о том, что самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Иоанна и Петра, которые никоим   образом не поставили под сомнение факт  обращения этих людей к Богу и легитимность принятия ими водного крещения, но только «помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил ещё ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса». Иисус говорил ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». Исходя из этих слов, мы  понимаем, что принять Духа Святого могут только дети Божии.

    Сейчас мы перейдём к третьему пункту и кратко исследуем основные задачи и функции Святого Духа в плане спасения людей.

I. Дух Святой обличает

«И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осуждён» (Ин.16:8-11). В данном тексте все обличения связаны с Иисусом. Со дня Пятидесятницы Дух Святой обличает мир в контексте Христовых деяний и Его слова. Он открывает человеку его греховное и погибшее состояние и указывает ему на Голгофу, которая является для него одновременно и обличением и утешением. Таким образом, Дух Святой является как Утешителем, так и Обличителем. Кто не принимает обличения от Святого Духа, тот не получит от Него и утешение.

    Что такое обличение? Полагаю, есть вероятность, что не все люди могут объяснить это слово. Толковый словарь даёт нам его характеристику  в трёх значениях:

1. Сделать явной виновность (преступность кого либо), уличить, разоблачить

2. Сурово осуждать, вскрывать, разоблачать какое-либо зло, пороки

3. Обнаруживать, показывать, служить свидетельством чего-либо.

    Когда грешник принимает обличение, тогда Дух указывает ему на Спасителя, объясняя, что в Иисусе Христе он может получить прощение и жизнь вечную.

II. Дух Святой возрождает

«…Если кто не родиться от воды и Духа, не может войти в Царство Божие»(Ин 3:5).  Эти слова принадлежат Христу. Слово Божие и Святой Дух творят нового человека, и это происходит через покаяние и веру в Иисуса Христа (Иез.36:26; Мк.1:15). Обратившись к Богу, человек становится собственностью не только Отца и Сына, но и Духа Святого. Через возрождение Духом мы становимся также гражданами Царства Божьего, то есть членами церкви Божией, о чем и говорит апостол: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело…» (1Кор.12:13).

III. Дух Святой утверждает в нас наше спасение

«Этот самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии»(Рим.8:16). Образно говоря, на нашем документе о спасении  должны стоять роспись Иисуса Христа и печать Святого Духа, удостоверяющие его юридическую силу.

IV. Дух Святой есть Ходатай

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим.8:26-27). В данном стихе речь идет о святых.

V. Дух Святой освобождает от закона греха или внутри живущего греха

«А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех»; «Но  в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:17,23); «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по Духу, потому что закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Другой перевод гласит: «…ведь закон Духа, дающий жизнь в единении с Христом, освободил тебя от закона греха и смерти» (Рим.8:1,2). «Вложу внутрь вас дух Мой…  и освобожу вас от всех нечистот ваших…» (Иез.36:27,29).

VI. Святой Дух очищает сердце

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). «И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян.15:8-9). И ещё одно местописание:  «…быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божьего, дабы это приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу « (Рим.15:16). В оригинале слово «освящено» в данном стихе подразумевает два аспекта: посвящение и очищение, а фраза «приношение язычников » - внутреннего человека.

    В Новом Завете, когда речь идёт об очищении человека, всегда имеется в виду его сердце.  Триединый Бог живет только в чистом сердце. Сперджен как-то метко заметил, что невозможно  запрячь в одну колесницу двух львов вместе: Льва из колена Иудина и рыкающего льва.  Человеческое сердце не может быть одновременно обителью Духа Святого и закона греха (ветхого человека). Такой вариант полностью исключается. 

    В наше время учение о Духе Святом проходит через сложный период. С одной стороны, им либо пренебрегают, либо  относятся к нему с опаской (есть на то причины), а с другой - просто злоупотребляют им, широко рекламируя и распространяя его в искаженном свете, я имею в виду пятидесятнические и харизматические движения. Сегодня в сознании многих верующих, да и не только верующих, Святой Дух ассоциируется именно с этими движениями. Я уже не говорю о разных мелких группах, члены которых много рассуждают о Духе Святом, хотя их  жизнь не соответствует истине и является камнем соблазна и преткновения для многих. Впрочем, не только учение о Духе Святом, но и любая истина Священного Писания, если она не воплощается в практическую жизнь верующего человека,  становится объектом для нападок и скептицизма.   Мне нравятся слова Павла: «Ибо что же? Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём» » (Рим.3:3-4). Если кто-то нарушает природные законы, то он делает это не в ущерб закону, а в ущерб себе. Закона не убудет, если мы его нарушили: каким он был, таким и остается. То же самое происходит и с библейскими истинами: если кто-то искажает Слово, или  дискредитирует Его своей неверностью, то он это делает только во вред  себе, а не Слову. Постараемся  об этом помнить и ходить в страхе Господнем, ибо однажды Его вечное и неизменное Слово будет всех нас судить.

    В заключение хочу ещё, обратившись ко всем присутствующим, отметить, что если вы жаждете иметь чистое сердце, желаете большей любви, нуждаетесь в силе, если вы хотите быть успешными в служении Богу и жить во славу Его, то просите Господа, чтобы Он даровал вам во имя Иисуса Духа Святого.   Некто сказал: «Быть исполненным Духа Святого - это не выбор по собственному желанию. Это повеление Господа, которому нужно повиноваться, долг, который должен быть выполнен» (Деян. 1:1-5). Пусть Он нам в этом поможет и благословит. Господу за всё благодарность! Аминь.

        Гарри Рейник, г. Караганда 

Выпуски
Разделы