Кризис в духовной жизни

Содержимое

2Пар 20:12; Иов 42:5; Ис 6:5; Лук 15:11-19

На прошлом собрании мы разбирали тему «Духовное обновление» и в качестве примера рассмотрели один важный период из жизни орлов.

Когда орел, решившись на обновление, разбивает свой клюв, вырывает когти и ощипывает себя, тогда он превращается в беззащитную птицу и становится мишенью для всех хищных птиц. Как же ему жить все эти 150 дней? Здесь затрагивается очень важный и интересный момент. Как правило, все хищные птицы, в том числе и молодые орлы, видят в этой безобразной птице легкую добычу для себя.  Однако всё это время беспомощную особь защищают другие орлы, которые в своей жизни уже пережили процесс обновления и которые хорошо понимают, как беззащитна и слаба птица в таком состоянии. Весь этот кризисный период орлы оберегают и кормят своего беспомощного собрата.

Я ещё раз взял эту историю в качестве примера, чтобы показать одну из сторон нашей христианской жизни. Когда человек на своём духовном пути заходит в определённый тупик, когда в его жизни наблюдается некий кризис, когда он наталкивается на стены, которыми  окружён, тогда нередко верующие люди (это замечено и проверено на практике) такого человека рассматривают как цель, и он становится мишенью для осуждений и обсуждений. Чаще всего так поступают те люди, которые недавно пришли в церковь и у которых, можно так сказать, всё в ажуре, всё в прекрасном состоянии.  Они свысока рассматривают тех, которые переживают в своей жизни определённые трудности. Но лишь тот, кто сам находился в сложной ситуации и переживал духовный кризис, никогда не поднимет руку, никогда не осудит, но на протяжении всего этого периода будет за таковых заступаться и защищать их. И это происходит  не всегда так   видимо для глаз окружающих (пусть это будет в молитве, а может быть, в образе жизни по отношению к таким людям), однако от таковых вы не услышите ни осуждения, ни упрёка, ни каких-либо требований, чтобы человек стал другим.

Однако в остальных вариантах картина выглядит примерно так: люди имеют претензии, с чем-то несогласны, вслух высказывают всё то, что их не устраивает, и постоянно теснят тех, кто переживает кризис. Это является одной из самых частых причин, которая всячески  мешает человеку, и он, не справившись с трудностями  в духовной жизни и не получив понимания со стороны других верующих, впоследствии оставляет всё. Вот так просто и, к сожалению, печально человек решает этот вопрос.

Я сам это пережил и хорошо понимаю такое состояние, когда каждый проходящий и уходящий ставит точку: «Ты - конченый человек, для тебя нет выхода». И как хорошо, когда подходит кто-то и говорит: «Ты знаешь, я был в таком состоянии, я это пережил и знаю, что выход есть. И на протяжении всего этого времени я буду за тебя заступаться и верить в то, что и ты найдёшь этот выход».

    Давайте прочитаем 2 Пар. 20 главу. Здесь описана история из жизни царя Иосафата, когда на него пошли войной  моавитяне и аммонитяне (1 ст.). Из 12 стиха мы видим то смятение, которое происходило  в душе царя и его народа: «Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!» Я бы хотел продолжить нашу тему этими словами: «Мы не знаем, что делать». Обычно такое состояние называется кризисом или тупиком. Это когда человек не знает, как ему решить возникшую на его пути проблему, когда он попадает в такое положение, из которого не видит выхода. И здесь, поверьте, очень важно наше правильное отношение к людям, переживающим кризис. Анализировали ли мы когда-нибудь наше отношение к окружающим нас людям: насколько мы требовательны и придирчивы и как часто в своих беседах мы осуждаем других людей? Если эти моменты присутствуют в жизни верующего, то это говорит о том, что такой человек ещё не был в подобном положении, потому и говорит с такой легкостью о проблемах других. Но когда человек побывает сам в такой тяжёлой ситуации и убедится, что без помощи Бога ему из неё не выйти, тогда он с пониманием  будет относиться ко всем тем, кто переживает кризис в своей духовной жизни.

Кризис - это переломный момент, из которого есть только два выхода. Мы рассмотрим их на  примере организации  (предприятия), которая находится в кризисе:

1. Успешное преодоление кризиса.

2. Ликвидация организации.

Так и в духовной жизни человека: либо он решает свою проблему при помощи Господа, либо всё в его жизни будет разрушено.

    Слово «кризис» взято из греческого языка. Кризис - это такой момент в жизни человека, когда от него требуется принятие определённого решения; это поворотный пункт; это крайне обострённые противоречия в душе человека; это состояние, когда человек находиться в тупике и не видит из него выхода.

Я хотел бы остановиться на 3-х видах кризисов, которые может переживать человек в своей духовной жизни:

1. Первый вид кризиса характеризуется тем, что ведёт душу к покаянию. Бог допускает человеку войти в этот вид кризиса, чтобы освободить душу от греховного рабства.

Я хочу напомнить вам одну историю, описанную в 15 главе Ев. Луки. Речь идёт о блудном сыне, который ушёл из родительского дома, взяв свою долю наследства, и в далёких краях с лёгкостью растратил своё состояние на  определённые жизненные удовольствия. В итоге блудный сын дошёл до такого состояния, что начал нуждаться и терпеть голод. «И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (16 ст.). Здесь описывается состояние человека, зашедшего в такой жизненный угол, из которого он уже никогда самостоятельно не выйдет. И Бог часто применяет это в отношении тех людей, которые в своей жизни не оценили и не смогли разглядеть, какое они имели преимущество по сравнению с другими. Среди них могут быть и те, кто рос в христианской среде, кому с детства предлагалась совершенно другая жизнь.

И вот этот путь блудного сына, имеющий свои ступени и извилины, заводит человека в такое  положение, из которого он не видит выхода. Иначе говоря, это такое состояние души, когда человек натыкается на сплошные стены и на неспособность решить что-то самостоятельно в своей жизни.  Понимая всю тяжесть такого положения, нам, по-человечески, хочется иногда забежать вперёд и как-то помочь и посочувствовать таким людям, чтобы они не так тяжко страдали. Однако мы должны знать, что этот определенный процесс предусмотрен Богом для  конкретных душ, и все наши  вмешательства в него  оказываются бессмысленной и напрасной работой. Мы можем наблюдать, мы можем переживать, но  мы не имеем права вмешиваться в этот процесс, ведь он  должен происходить лично в душе человека, между ним и Богом.

Когда человек приходит в такое положение, в котором был блудный сын из притчи Иисуса, но находятся люди, которые  приносят ему продукты, или же его родственники из далёкой страны организовывают для него посылки, или кто-то хотя бы частично заботится о нём, то сможет ли он тогда прийти в себя? Нет. Он будет жить прежней жизнью с расчетом на то, что ему обязаны и должны помочь.

Поэтому, с одной стороны, очень больно наблюдать и переживать, когда кто-то из  близких тебе душ находится на этом пути. Но, с другой стороны, тот, кто сам когда-то переживал подобное, будет делать всё для того, чтобы этот процесс, протекающий в жизни страдающей ныне души, закончился самым лучшим образом.

Однако нередко можно наблюдать противоположную ситуацию, когда люди нападают на тех, кто переживает кризис в своей духовной жизни. «Мы тебе говорили, - летят упрёки в адрес таковых, -  видишь, чем это закончилось? Мы тебя об этом предупреждали - и вот результат!» Таким отношением, выраженным в осуждении оных, они  ещё больше усугубляют и без того нелёгкие душевные переживания тех, кто проходит через кризисный период.

Поэтому самым лучшим вариантом в данном случае является тот, когда ты в безмолвии, не вмешиваясь и не пытаясь как-то  помочь, просто наблюдаешь за этим, взывая в молитве к Богу, чтобы Он, если потребуется, мог использовать тебя, чтобы вывести человека из кризиса.

Этот вид кризиса переживают многие люди. В нём могут находиться наши дети, родственники и совершенно чужие для нас люди. И одной из причин, когда многие не находят выхода, является то, что человек не встречает со стороны ни понимания его положения, ни сочувствия. Порой мы с ужасом наблюдаем за тем, как человек скатывается всё ниже и ниже, как он принимает необдуманные решения, и в тревоге ожидаем, чем  же это всё закончится. Однако мы должны понимать, что если Бог по-другому не смог предложить человеку спасение, то Он выбирает этот вариант как крайнюю меру для того, чтобы завести человека в безвыходное положение и, используя силу Своей благодати, открыть ему дверь на новую жизнь. И как бы это тяжело не выглядело, с этим нужно согласиться и принять этот вариант, выбранный Богом для определённой души.

Однако не всегда люди приходят к Богу, дойдя до какого-то тупика или до неспособности принимать самостоятельные решения. Многие не доходят до такого состояния, понимая разумом то, что им предлагает Бог. Они, читая Библию, видят для себя лучшую жизнь и соглашаются на это.

 

2. Второй вид кризиса можно охарактеризовать, как  состояние резкого или же, наоборот, постепенного ухудшения отношений человека с Богом.

Этот вид кризиса встречается наиболее часто. Его переживают люди, которые называют себя христианами. В жизни таких людей наступает момент, когда они начинают видеть своё несоответствие, несостоятельность и неспособность изменить что-то в отношении себя перед Богом. Я прочитаю один стих из Священного Писания: «…горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). Для лучшего понимания я приведу пример из жизни, который многим будет понятен. Как-то я разговаривал с одним человеком, который в настоящее время проживает в другой стране, и в ходе нашего общения он коснулся некоторых моментов из своей духовной жизни: «Мое духовное падение произошло не здесь, оно началось еще в Казахстане. До падения у меня все было прекрасно: и мое обращение к Богу, и цель моей жизни - служить только Ему, да и многое другое. Все было на высшем уровне. Но потом стало что-то происходить (кстати, человек часто неспособен сразу заметить, что в его жизни происходят перемены, однако когда он уже чувствует, что в его жизни всё остановилось и его усилиями  ничего уже нельзя изменить, тогда он начинает осознавать безвыходность своего положения). В Казахстане я имел хорошую работу. Ко мне часто за помощью обращались люди, но так как я был христианином, то деньги за помощь  не брал. Однако бывало, что люди из чувства благодарности все-таки пытались меня отблагодарить, и дальше все происходило очень так необъяснимо. Однажды осенью, когда мы получали зерно, завскладом сказал мне: «Знаешь, ты так много сделал для меня, поэтому пусть накладная на получение зерна останется у тебя. Я не буду ее подписывать. Через месяц, когда мы сдадим все бумаги, ты приедешь ко мне и по этой накладной еще раз получишь зерно». Прекрасный вариант и очень удобный для жизни. Но во мне заговорила совесть, пояснив, что это будет нечестно, однако я промолчал и согласился на предложение завскладом…

Как-то с родственником мы грузили солому. Грузили же ее не на наших полях, т.к. у нас была только пшеничная солома, а на полях соседнего совхоза, потому что там была ячменная солома, которая  лучше пшеничной. Другими словами, просто воровали. Я хорошо понимал то, что делаю, однако опять промолчал, так как ответственность за все происходящее нес мой родственник. Согласился я на это только потому, что это очень выгодный вариант для естественной жизни».

Дальше в жизни этого человека возник ряд похожих друг на друга ситуаций, когда он ради выгоды, ради того, чтобы не платить всю  денежную сумму, соглашался на удобный вариант, идя на компромисс с совестью. И это всё медленно оказывало влияние на его духовное состояние.

Вне всякого сомнения, любая неправда, любой жизненный вопрос, который решается нечестным путём, гарантируют вам духовный кризис и потерю общения  с Богом. Это выражается во внутренней пустоте, в нежелании молиться, читать Библию и посещать собрания. Спустя какое-то время человек начинает замечать, что с ним что-то происходит. Он понимает, что у него уже не то отношение ко всему тому, что когда-то для него было так ценно и дорого. И обычно причину своего такого вот состояния  человек ищет в других людях, считая их виновниками его проблемы. Увидеть же причину в себе и признать, что это произошло по твоей вине, не так-то просто, и многие на это бывают  неспособны. И вот этот медленный процесс такого образа жизни заводит человека в состояние, где он уже ничего не может сделать. И когда он слышит Слово Божие, то видит, что его духовная жизнь не соответствует Библейским принципам. Это производит на него ошеломляющее действие. Как так? Не может этого быть? Что же теперь делать? И человек начинает усердно над собой работать, чтобы изменить себя, чтобы всё это как-то исправить. Вы знаете, это до боли знакомый процесс. Человек принимает решение серьёзно читать Библию, уделять больше времени молитве, проявлять в чём-то большую активность. Иными словами, он пытается своими силами изменить положение, однако вскоре  замечает, что в его жизни ничего не меняется.

Отличительной особенностью кризиса 2-го вида является то, что человек игнорирует предупреждения и обличения Святого Духа. Это  происходит в самых незначительных мелочах, когда человек допускает какую-то неправду и нечестность ради своей выгоды. И все эти обстоятельства постепенно, как яд медленного действия, оказывают влияние на его духовное состояние. В итоге все приобретает такой вид, что человек вроде бы не грешник, однако его отношения с Богом настолько ухудшились, что он уже ничего не может поправить. Он не может обратиться к Нему, как к Отцу, с какой-нибудь просьбой; он лишён права смело и открыто говорить о Господе, как о Спасителе своей души; он как бы бегает по кругу, замкнутый со всех сторон стенами  несоответствия и личного бессилия. Проходят годы, в течение которых человек продолжает использовать различные варианты, чтобы выбраться из этого положения, и в конечном итоге он приходит к выводу, что всё так и бегает по кругу,  не видя  никакого выхода. Человек, находящийся в этом виде кризиса, со многим соглашается, начинает принимать многие истины, которые как-то позволяют ему оправдывать себя и говорить, что это и есть жизнь и ничего здесь не изменишь, что мы все такие  или почти все. Вся тяжесть этого состояния в том, что человек отчётливо видит своё несоответствие, свою неправоту перед Богом, но при этом изменить ничего не может.

 

3. Третий вид кризиса характеризуется тем, что  Бог его рассчитывает и устраивает для человека с целью определённых перемен.

Этот вид кризиса не имеет ничего общего с предыдущими видами, где проблема кроется в самом человеке, в смысле его отношения к Божьим заповедям. Этот вариант используется Богом, чтобы перевести человека на другой уровень, изменить его мышление или открыть ему глаза на нечто большее, иначе говоря, показать ему другие просторы.

Я прочитаю один стих из Священного Писания: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:5). В жизни Иова был очень серьёзный кризис, когда он находился в полном тупике. Однако у Бога не было  претензии, или недовольства,  к Иову относительно его праведной жизни. Для наиболее доступного понимания этого кризиса я приведу простой пример из жизни. Допустим, человек научился плавать, однако заплывать далеко он не решается. И теперь, видя эту способность, его можно посадить в лодку, отходящую от берега на большую глубину, и затем просто выбросить. И человек, находясь в таком опасном, на его взгляд, положении, начинает плыть к берегу и убеждается, что способен преодолеть такое большое расстояние. Надо полагать, и Бог часто использует подобный метод в тех ситуациях, когда человек нерешителен, когда он неуверен, что способен на большее. Господь берёт его и просто, так сказать, выбрасывает на определенную глубину. Точно так происходит и в жизни орлов, когда их птенцы не решаются вылетать из своего гнезда, и родителям приходиться их выталкивать силой, чтобы заставить  летать. В то же время, следует отметить, орлами предусматривается система подстраховки на случай необходимости.

Отличительной особенностью такого кризиса  является то, что на протяжении всего этого периода человек  переживает сильнейшие трудности и испытания. Однако, находясь в этом, всегда может чему-то научиться и открыть для себя новые горизонты, новые возможности в своём служении Богу.

В этом кризисе, как и в других видах, существуют только два варианта выхода. Без всякого сомнения, в  кризис мы будем попадать все и этого невозможно избежать в нашей жизни. Вопрос лишь в том, каким вариантом мы будем выходить из этого состояния.

В первом виде кризиса, который ведёт душу к покаянию, человек либо обращается к Богу, либо полностью отказывается от Него, и Бог  впоследствии оставляет такую душу в покое.

Когда человек, проходя второй вид кризиса, отказывается от тех возможностей, которые ему предлагаются Богом для выхода из тупика, и находит для себя какие-то другие варианты, тогда он успокаивается и соглашается пребывать в нынешнем положении: какой я есть, такой и есть и ничего менять не буду.

Таким образом, мы видим, что выход, который решает все наши внутренние вопросы, всегда лежит лишь в одном варианте - когда человек соглашается на то, что ему предлагает Бог.

Когда в духовной жизни человека возникает третий вид кризиса, а он не понимает происходящего или не соглашается с Божьими вариантами,   пытаясь решить проблему своими силами, тогда  его поражает болезнь или какие-то другие сложности.Однажды один наш ребенок  заболел. Это была серьёзная болезнь, которая могла превратить его в инвалида. Знаете, для меня это был сильный удар. Я стоял пред Богом в молитве: «Господи, ведь в своей жизни я всё решил и ничего не оставил себе, почему же всё это?Для чего эти все сложности, которые так тяжело переносятся мной?» Спустя какое-то время, когда уже всё было позади, я убедился в том, насколько мудро поступил Бог, толкнув меня на то, на что бы я сам никогда не решился. И через эти трудные испытания Он позволил мне пережить Его помощь, Его исцеление, Его величие и впоследствии - возможность рассказать об этом другим людям. Вы знаете, именно эти стороны, такие трудные и тяжёлые, когда человек очень сильно переживает, часто бывают для него непонятны. Но когда человек решает этот вопрос перед лицом Господа, тогда он убеждается, что этот кризис помог ему в жизни шагнуть дальше.

Поэтому, проходя кризис, будем помнить главное: либо остаться при старом, либо полное обновление и полная перемена.

Давайте постараемся взглянуть на себя со стороны и задать себе такой вопрос: что переживаю я сейчас? Знаете, когда человек обратился к Богу, то Он никогда не будет ставить его в положение блудного сына. Но когда человек уже имел встречу с Богом и в своей духовной жизни становится непослушным и упрямым, игнорируя Божьи предостережения и упираясь в тупик, тогда ничто не решит его проблемы, нежели как только личное покаяние и признание своей неправоты пред Богом. И как хорошо для человека, если он решает свою проблему перед Богом сразу, как только она возникнет, не допуская, чтобы всё переросло в более сложное состояние.

Поэтому пусть Бог поможет нам ещё раз увидеть всё то, что происходит с нами. Я полагаю, одним из признаков признания человека Богом является проведение его через третий вид кризиса, когда душа может открывать для себя нечто лучшее, еще глубже познавать своего Творца и через это приобретать определённый опыт.

Хочу отметить, что в каждом виде кризиса Бог предлагает человеку Свою помощь, зная, что без Его помощи и участия человек  никогда не решит свою проблему. «Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!»

Да, кризис неизбежен в жизни каждого человека. Как же ты будешь выходить из него: с Богом или без Него?

И когда мы будем в подобном состоянии, пусть Господь поможет каждому увидеть всё то, что Он нам предлагает, согласиться с этим и через это найти выход для своей души.  

  Аминь.

Владимир Адлер, г. Астана

 

Бог дал нам Свое святое Слово; повиноваться ему есть наш долг, а также и наше преимущество, наша нравственная безопасность и счастье.

Выпуски
Разделы