Содержимое

 Возможна ли, с точки зрения Библии, интимная жизнь вне брака? С какого времени брак считается дейст­вительным: после принятия решения жить совместно? После первой интимной связи? После регистрации в ЗАГСе или венчания в церкви?

Чтобы ответить на эти, в настоящее время становящиеся все более жгучими, вопросы, изложим пять библейских положений. Воспользуемся одним из основных прин­ципов толкования Библии, при котором решение про­блемы основывается не на одном единственном месте, а подкрепляется несколькими контекстами:

1. Брак и пол

 При сотворении человека Бог установил брак. Это было Его волей и добрым замыслом: «Не хоро­шо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Брак предусмотрен как пожизненное общение (Мат. 19:6), и поэтому церков­ное сочетание включает фразу «пока смерть не разлучит вас». При учреждении этого Богом установленного обще­ния мужчины и женщины Творец сказал: «Потому оста­вит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). «Одна плоть» предполагает физическое единение, половую жизнь. Однако этим не исчерпывается смысл этого выражения, оно подразумевает всего человека, в том числе, его душу и дух. Два человека с различными до сих пор жизнен­ными путями вступают в самое тесное общение, какое только существует. Они становятся «одно» в своих ощу­щениях, мыслях, как духовно, так и физически. Пол есть дар Божий, и супружеские сношения, по мнению Биб­лии, служат не только средством деторождения:

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7,5).

«Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланию и прекрасною серною; груди ее да упоявают тебя во всякое время; любовью ее услаждайся постоянно!» (Пр. 5:18-19). «Наслаждайся жизнью с женою, которую ты любишь» (Еккл. 9:9).

Библия дает советы относительно правильного отноше­ния к сексуальности. Она отмежевывается как от чопор­ности (Песни Песн. 4), так и от сладострастия (Иер. 5,8); условиями и рамками являются любовь и уважение (Кол. 3:19; 1 Пет. 3:7).

2. Брак и Церковь, как Божии установления

 В нашем мире существует много форм человеческого общения, из кото­рых брак и семья, церковь и государство (Рим. 13:1-7) - от Бога. Церковь же Иисуса Христа и брак являются особы­ми установлениями Божиими и, следовательно, вопреки мнению некоторых, ни в коем случае не человеческими изобретениями, оба они злословятся в этом безбожном мире (1 Тим. 4:3; Отк. 2:9). Со времени сотворения мира не существовало  ни одной человеческой культуры без семьи. Она никогда не отживала и всегда будет жить, вопреки разрушительным тенденциям в общественном мнении и неправильным семейным отношениям, ибо она создана для человека и находится под Божиим попечи­тельством. Точно так же и Церковь, по обетованию Божию, не смогут одолеть врата ада (Мат. 16:18).

3. Брак как прообраз

 Библия часто отождествляет веру и отношения между Богом и человеком с супружескими отношениями. «Как юноша сочетается с девою... и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис. 62:5). Поэтому брак является прообразом (греч. мюстерион = тайна) отношения Христа к Своей Церкви: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:25-28). Об этой аналогии Слово Божие говорит нам: «Тайна сия велика!» (Еф. 5:32).

Из того, что брак есть прообраз вечного общения со Хри­стом, следует, что брак есть общение на всю жизнь. Вся­кий развод искажает Божьи представления и разрушает таинство. Поэтому понятна бескомпромиссная позиция Иисуса в вопросе о разводе: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мат. 19:6 и далее 7-9).

4. Блуд как прообраз

 Если супружеская жизнь, основан­ная на любви и верности, является образом отношения Бога к Своему народу, то, следовательно, отступничество от Бога и поклонение чужим богам и идолам Библия называет прелюбодейством или блудом:

«Видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево, и там блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер. 3,6.9).

«Видел Я прелюбодейство твое и неистовые похотения твои, твои непотребства и твои мерзости на холмах в поле» (Иер. 13:27).

5. Что такое блуд?

 Для слов блуд и разврат в Новом Завете используется одно выражение (греч. порнейа), которое мы встречаем в слове «порнография». Слово «развратный» (греч. порнос) употребляется в Новом Завете, с одной стороны, по отношению к блудникам и гомосек­суалистам (например, 1 Кор. 6:9), с другой стороны, как родовое понятие для обозначения всякого удовлетворе­ния полового влечения вне установленного Богом супру­жеского общения (например, 1 Кор. 6:18; 1 Фес. 4,3). Сюда относятся:

- добрачные половые связи (Втор. 22:28)

- интимные связи с чужой женой (Лев. 18:20; Иер. 5:8-9; Мат. 5:32)

- гомосексуализм (Быт. 19:5; Рим. 1:26-27; 1 Тим.1:10)

- кровосмешение (1 Кор. 5:1)

- скотоложство (Лев. 18:23)

Занимающихся блудом и развратом ждет суровая кара Божия:

«Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блуд­ников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).

«А вне - ...любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду» (Отк. 22:15).

 В этих библейских принципах мы находим отве­ты на заданные нам вопросы. Сожительство не состоящих в браке партнеров, так же как и добрачные или внебрачные половые связи, Библия характеризует как блуд и преду­преждает, что таковые Царства Божия не наследуют, если только не порвут с грехом и не покаются.

Какой момент считается началом супружеской жизни? По мере того, как люди все более отдаляются от запове­дей Божиих, все чаще и чаще наблюдается, что незарегистрированные официально пары живут вместе, образуя подобный супружескому, но «свободный» союз. Они, однако, не являются супру­гами, хотя некоторые и не видят разницы между таким сожительством и браком. В ранее разобранном пункте 5 мы уже подчеркнули, что Бог осуждает такие отношения.

Из Библии мы узнаем, что началом брака считается:

- не намерение четы начать совместный жизненный путь. Иаков хотел жениться на Рахили. Когда он от­служил положенные до свадьбы семь лет, Иаков ска­зал своему тестю Лавану: «Дай жену мою; потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней» (Быт. 29:21). Здесь уже шла речь о половых отноше­ниях. Из контекста следует: а) до супружества Иаков не имел с Рахилью половых отношений; б) брак их вступал в силу со дня свадьбы.

- не тот факт, что между четой имелись половые сноше­ния. В Израиле существовал порядок: если мужчина опорочит девицу, он был обязан жениться на ней и, по обычаю того времени, уплатить выкуп (Втор. 22:28-29). Интимные отношения до момента официального за­ключения брака были запрещены.

Определение начала супружества: брак считается дейст­вительным (в том числе и перед Богом) с момента, когда муж и жена прошли через официально установленный в их обществе ритуал заключения брака.

Это определение становится понятным на примере опи­санных в Библии свадеб. Оно основано на следующем принципе толкования Библии: из множества отдельных событий присущее им общее принимается за библейское учение. Это определение применимо как в любом отда­ленном племени с его собственными, официально при­знанными в нем церемониями, так и в нашем обществе с учрежденными у нас бюро ЗАГС.

Во всех случаях важно, чтобы окружающим было официально известно о том, что чета является супру­жеской. Тем самым они больше не считаются возмож­ными партнерами других. Согласно Нагорной пропове­ди Иисуса, если мужчина смотрит на женщину с вож­делением (или наоборот), то он (она) становится прелю­бодеем (Мат. 5:28). Иисус сказал женщине у колодца Иаковлева, что муж, которого она имеет, не муж ей (Иоан. 4:18). Если бы она была официально «зарегист­рирована» с ним, Иисус не разговаривал бы с ней так. Библия нигде не определяет внешних форм заключения брака, однако, существует определенный день свадьбы, начиная с которого муж и жена официально принад­лежат друг другу. Во времена Авраама это происхо­дило иначе (Быт. 24:67), чем в дни Самсона (свадебный пир длился семь дней: Суд. 14:10-30), или во времена Иисуса (брак в Кане: Иоан. 2:1-11). В ФРГ признанной общественно-правовой формой начала брака является лишь его официальная регистрация. Поэтому офици­альная регистрация считается действительной и пред Богом, как мы уже видели выше из определения, осно­ванного на Библии.

                В. Гитт.

Выпуски