Содержимое

 

Ч. Г. Сперджен

 Во-первых, вспомните, кого вы наставляете: «Придите, дети». Я полагаю, мы должны всегда с уважением относиться к своей аудитории. Я не имею в виду, что мы должны быть внимательными, когда на проповеди присутствует господин Такой-то, сэр Уильям или милорд, ибо в очах Бога подобные титулы – жалкая никчёмность, но мы должны помнить, что проповедуем мужчинам и женщинам, у которых есть души, поэтому мы не должны отнимать у них время, повествуя о том, что недостойно слуха.

Но когда вы наставляете учеников воскресной школы, ваше положение намного ответственнее, чем у служителя церкви. Он читает проповедь взрослым, которые имеют своё суждение, и если им не понравится то, что они слышат с церковной кафедры, они могут пойти куда-нибудь ещё. Вы же наставляете детей, у которых нет возможности пойти в другое место. Если вы учите ребёнка неправильно, он вам верит; если вы преподаёте ему ересь, он воспримет её; он никогда не забудет то, чему вы его учите. Вы не сеете, как говорят некоторые, на нетронутой земле, ибо она давно занята дьяволом, но вы засеваете почву, которая никогда не будет более плодородной, чем сейчас, которая никогда не произрастит столько плода, как сейчас.

Вы сеете в юном сердце, и, будьте уверены, в нём сохранятся все семена, особенно если это семена зла, ибо зло никогда не забудется. Вы начинаете работать с ребёнком. Будьте внимательны в работе с ним, не испортите его. Со многими детьми обращались так, как с маленькими индейцами, которым на голову клали медные тарелки, чтобы они не могли расти. Существует много простаков только благодаря тому, что те, кто опекал их в детстве, лишили их возможности получить знание; когда же они состарились, их это уже не беспокоило. Будьте внимательны к тому, какие цели вы преследуете. Вы учите детей, поэтому думайте, что вы им преподаёте. Положите в родник яд, и он отравит весь ручей. Будьте внимательны к тому, что вы преподаёте!

Из согнутого молодого дерева никогда не вырастет стройный дуб. Будьте осторожны, если у вас злой умысел, - вы оказываете пагубное влияние на детскую душу; вы готовите детскую душу к вечности, если с вами Бог. От имени каждого ребёнка мне хочется сделать вам серьёзное внушение. Если дать умирающему яд, то это, несомненно, будет расценено как убийство, но гораздо более преступно дать яд юному организму. Грех вводить в заблуждение седовласых старцев, но гораздо более греховно толкать молодых на путь порока, с которого они могут и не вернуться.

Во-вторых, помните, что вы наставляете для Бога. «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс. 33:12). Если вы, учителя, собрались лишь для того, чтобы преподавать географию, дети не погибнут навеки, если узнают от вас, что Северный Полюс расположен рядом с Экватором, или что границы Южной Америки проходят в непосредственной близости от побережья Европы, или же вы убедите их, что Англия находится в центре Африки. Однако вы не преподаватели географии или астрономии, вы не готовите детей для деловой жизни в этом мире. Вы по мере способностей наставляете их для Бога. Вы говорите им: «Дети, вы пришли сюда, чтобы познать Слово Божье; вы пришли сюда для того, чтобы мы, если это возможно, стали орудием спасения ваших душ». Будьте внимательны к тому, чему вы учите, когда вы осмелитесь наставлять их для Бога.

Пораньте руку ребёнка, если пожелаете, но, ради Бога, не пораньте его сердце! Говорите что угодно о вещах преходящих, но я умоляю вас проявлять осмотрительность в духовных вопросах, ведя его за собой. Будьте внимательны, чтобы то, что вы проповедуете, всегда было истиной, и ничем другим. Как серьёзна ваша работа при такой ответственности! Тот, кто выполняет работу для себя, может её делать так, как пожелает; но тот, кто трудится для другого, должен быть внимателен, чтобы угодить хозяину; тот, кто служит у монарха, должен с осмотрительностью выполнять свои обязанности; но тот, кто трудится для Бога, должен трепетать, если выполняет свою работу плохо. Помните, что вы трудитесь для Бога, если вы тот, за кого вы себя выдаёте. Увы, боюсь, что многие недооценивают серьёзность работы учителя воскресной школы.

В-третьих, помните, что ваши ученики нуждаются в наставлении. «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас». Это делает вашу работу ещё более серьёзной. Если бы дети не нуждались в наставлении, я бы не настаивал так строго на необходимости учить их правильно. Люди могут исполнять излишнюю работу и дела, в которых нет нужды, так, как им захочется, но наставление детей абсолютно необходимо. Ваш ребёнок нуждается в нём. Он был рождён в грехе; в грехе зачала его мать. У него порочное сердце; он не знает Бога и никогда Его не познает, если мы его не научим. Он не подобен почве, которая, как мы слышали, хранит внутри себя добрые семена. Вместо этого в его сердце семена порока. Бог может поместить в него добрые семена. Вы приняли на себя обязательство быть Его инструментом, чтобы сеять добрые семена в детском сердце. Помните: если не сделать этого, ребёнок будет потерян навеки, его жизнь будет отдалена от Бога, а после смерти его участью будет вечное наказание.

Будьте же внимательны к тому, чему вы учите, памятуя об острой необходимости в ваших наставлениях. Это не дом, объятый пламенем, где требуется ваша помощь в тушении огня; это не кораблекрушение на море, где требуется ваше весло для спасательной лодки; но это бессмертный дух, громко взывающий к вам: «Приди и помоги мне». Посему, умоляю вас, учите страху Господнему и только ему; стремитесь сказать правдиво: «Страху Господню научу вас». 

Выпуски