Содержимое

Ин. 11:1-44

Ушел в вечность наш дорогой брат Саша. Я думаю, настало время сказать, что он был для всех нас благословением. Когда-то здесь, в доме Божьем, Саша покаялся. Это произошло в 1997 году. В то время он сидел на этих же скамейках и как-то после собрания попросил, чтобы братья за него помолились.

И после покаяния поступь Саши стала совершенно иной. С тех пор этот человек своим присутствием положительно влиял на атмосферу наших собраний. Саша никогда никого не осуждал и всегда мог понять другого человека. Он позитивно смотрел на жизнь и использовал любую возможность, чтобы поблагодарить и прославить Господа. Я не сомневаюсь в том, что он для нас останется примером. И невольно возникает вопрос: «Кто заменит его или кто пожелает занять его место, чтобы своим присутствием в доме Божьем, своим подходом к Слову Божьему, своей святой верой и любовью, своим служением и ревностными молитвами также положительно влиять на нашу Церковь?»

Путь Саши был нелегким, и последние месяцы жизни он находился в тяжелейших страданиях, на которые невозможно было спокойно смотреть. И в связи с этим у нас возникает ряд вопросов: «Можно ли было как-то по-другому? Почему Бог повел его именно таким тяжелым  путем?»

Если мы будем объективны к себе, то увидим, что нередко  такие вот «почему?»  склонны перерастать в претензии, типа: «Почему люди так поступают? Почему меня не понимают? Почему я должен страдать? Почему мой путь такой тяжелый, а у других намного легче?» Бывает, что на  эти вопросы Бог дает исчерпывающий ответ, но зачастую, после Божьего ответа, у нас опять возникают: «А почему? А зачем? А для чего?»

В нашей жизни, как и в жизни окружающих нас людей, много непонятного, и наше сердце ставит перед нами такие вопросы, на которые часто мы не можем ответить. Почему, например, Бог тому человеку, которого любит, доставляет много слез, страданий и печали? Разве Он не может всех тех, которых приготовил для Своей славы, как-то отгородить от этого? Очевидно, нет.

В Евангелии от Иоанна есть очень интересная глава, которая содержит в себе многие христианские принципы и рассказывает о силе Божьей, о Господе Иисусе Христе и о других людях. Это 11 глава. И первый ее стих начинается так: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее». Это был дом, который любил посещать Иисус. И вот однажды сестры посылают людей к Иисусу, чтобы сообщить нечто важное. Заметьте, они не говорят Ему: «Господи, срочно беги в Вифанию, поскольку у нас большие трудности и переживания: тяжело заболел наш брат». Ничего подобного. Сестры, взывая к Его чувствам, говорят несколько иначе: «Господи! Вот, кого Ты любишь, болен» (3 ст.). Смотрите, как они обращаются к Иисусу: такой сердечный и тонкий подход, на который нельзя равнодушно отреагировать. И в этой просьбе выражено все: и боль, и тоска, и переживание, и желание как можно скорее обратить на это внимание, чтобы решить создавшуюся проблему. Другими словами это можно было бы сказать так: «Ты усмотри это дело: как только, так сразу!»

И что же мы читаем дальше? «Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился» (6 ст.). Казалось бы, возникла острая нужда и сложилась такая обстановка, когда необходимо срочное вмешательство со стороны Бога, но Он медлит. И у нас невольно рождается такое чувство, что Господь оттягивает время или же замедляет Свои действия. И вроде бы не было никаких срочных дел, не было в эти два дня ни нагорной проповеди, ни еще чего-либо такого важного, что могло помешать Иисусу пойти в Иудею, однако Он почему-то не идет. И возникает вопрос: «Почему?» - ведь нам вполне очевидно и понятно, что Иисус делает это намеренно, специально. Но зачем так? Иисус объясняет ученикам: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией» (4 ст.).

Когда брат Саша испытывал мучения от сильнейших болей, то мы в молитвах просили Господа, чтобы Он сократил его страдания. «Господи, ответь на наши молитвы, ведь брат так мучится, что смотреть на это просто невозможно», - просили мы, и в те моменты нам казалось, что Бог медлит и чего-то ждет.

Часто мы не понимаем Бога и не вникаем в Его план, в Священное Писание с целью разобраться в том, чем же мотивирован поступок Божий. Поэтому у нас много сложностей во взаимоотношениях и в понимании Бога, ведь, как правило, когда ты не понимаешь, то практически сразу теряешь интерес. К тому же многие из нас склонны думать, что раз Бог очень велик,  значит, если мы Его попросим о чем-то, Он в силе это сделать, даже вопреки всем законам и правилам. Но, увы, Бог так не поступает. Это только наши чиновники могут действовать вопреки тем правилам, которые сами же и устанавливают, подвигая их в сторону и делая все так, как им заблагорассудится. У Бога же все четко: все планы, которые Он наперед установил, строго выполняются Им.

И вот это «почему?» нам всегда доставляет много трудностей. И у некоторых создается впечатление, что Бог специально ждет смерти Лазаря, чтобы потом показать всем, какой Он сильный. Возможно, так размышляют те люди, которые не испытывают любви к Господу. Но на самом деле в истории с Лазарем все было совсем по-другому.

Когда Иисус приходит в Иудею, Марфа выходит к Нему навстречу и говорит: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (21 ст.). Мы понимаем, что это был упрек, что это была горечь, выплеснутая Марфой на Иисуса, наподобие того, как: «Ты мог, но не сделал». Иногда и с наших уст слетает нечто подобное этому: «Ну почему Бог в нашей жизни делает то и то, ведь  мог же Он сделать по-другому?» Да, мог, однако не сделал. И на это есть веские причины, которые не позволяют Богу что-то сделать. Мы не привыкли к этой мысли, но такова реальность. Чуть позднее мы это рассмотрим.

И вот, читаем мы дальше, уже Мария идет навстречу Иисусу и говорит те же самые слова, что и ее старшая сестра, выражая при этом ту же горечь разочарования. Посмотрите, однако, как Иисус реагирует на слова Марии. Он не упрекает ее, например, так: «Почему ты не веришь Мне, Мария, ведь для Меня нет ничего невозможного? Почему ты не доверишься воле Божией, ибо во всем произошедшем была Его воля, но высказываешь на это слова, полные горечи?» Совсем нет. Наоборот, мы видим полное участие со стороны Господа к тем, кто страждет.

    Давайте прочитаем об этом: «Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с ней иудеев плачущих, Сам восскорбел духом, и взволновался, и сказал: «Где вы положили его?» Говорят Ему: «Господи! Пойди и посмотри». Иисус прослезился» (33-35 ст.). Что это такое? Вы можете объяснить поступок Иисуса? Тот, Который пришел из бессмертия, идет в бессмертие и может всем дать бессмертие, о чем плачет? Он-то знает, что Лазарь не погиб навеки. Иисус сострадает, как человек. Он хорошо понимает, что испытывают люди при потере близкого человека. Он знает, что такое боль, поэтому Он плачет.

    И здесь вполне очевидно, что Иисус не разыгрывает какую-то театральную сценку. Это вообще не похоже на Бога, чтобы Он делал вид, уподобляясь людям, что переживает. И это не было безысходностью. Иисус действительно сожалел и действительно прочувствовал эту боль - человеческую боль утраты. Написано, что Иисус любил Лазаря.

    Зачем же Он плакал, если знал, что через какие-то следующие полчаса воскресит Лазаря из мертвых? На это есть причины. Дело в том, что в плане Бога работают духовные законы, которыми Он четко руководствуется и которые никогда не нарушает. Иисус не мог прийти раньше. Он, в принципе, даже мог и не ходить, а только сказать Свое слово, как в случае с больным слугой сотника. Зачем же тогда Он допустил эту боль и смерть? Скорее всего, это было необходимо как для самого Лазаря, так и для Марфы с Марией. Поэтому Иисус не мог прийти раньше, чем Он это сделал. На это был Божий план.

    Если мы углубимся в Библию, то найдем много подобных ситуаций. Можно вспомнить пример из жизни Даниила, когда он молится и решает поститься 21 день. И только по истечении этого срока к нему приходит Ангел и говорит: «С первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим, но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день» (Дан. 10:12,13).

    В духовном мире существует большая и сложная структура, которую нам не понять и не вместить. И Бог, по Своей милости, не позволил, чтобы это было доступно нашему сознанию, ведь «сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29). Поэтому многие вещи Бог закрыл от людей тайным покровом.

    Знаете, мы сегодня здесь, на земле, смотрим на небо и нам видна лишь изнаночная сторона ковра, который ткет Господь. Переверните у себя дома ковер наизнанку, и вы увидите, как сразу все становится непонятно: что за рисунок и что за оттенки? Так и здесь мы не увидим картины своей жизни, но она видна будет только в вечности. И лишь одному Богу все очевидно. Когда же одна или другая нить рвется, когда что-нибудь не сходится, как это нам кажется с земли, то мы задаем Господу «почему?», устремляя свой взор на небо. «Зачем так было нужно, - в недоумении произносим мы, - ведь можно было бы и по-другому».

    Задумывались ли вы над тем, для чего так часто Иисус брал с Собой только троих учеников:  Иакова, Иоанна и Петра? Господь был с ними, когда молился в Гефсиманском саду, когда воскрешал дочь Иаира, когда восходил на гору Преображения. Но вот почему же, когда прошла Пятидесятница и ученики только начали  успешно  благовествовать, Иисус забирает Иакова - одного из столпов Церкви, одного из тех людей, с которыми Он пребывал в особо важные моменты Своей земной жизни?  Из Библии мы знаем, что Ирод казнил Иакова. Зачем Иисус это допускает, ведь Иаков мог бы более других потрудиться для славы Господа?  Мы же видим, как потрудился Петр, как потрудился Иоанн. А Иаков?! Почему? Нам этого не дано знать и здесь мы этого никогда не узнаем, но только  вечность откроет причину этому.

    И в те моменты, которые для нас кажутся совершенно непонятными, Бог как бы говорит: «Потерпите, не спешите». Это созвучно словам Иисуса, сказанным Марфе: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (40 ст.). Мы не можем бежать вперед времени, и даже Иисус не торопился. Он не мог поспешить и нарушить Божий план, или Его волю, именно в отношении времени.

Для примера рассмотрим еще одну историю из Ветхого Завета, которая произошла в жизни праведного Ноя. Мы помним, что однажды Бог повелел Ною и его семье войти в ковчег. И когда все люди и животные вошли, то Господь Сам закрыл дверь ковчега за ними. И вот, по истечении некоторого времени, когда прекращается потоп, мы видим, как действует Ной. Сначала он высылает ворона. Для чего? Потом посылает голубя. Зачем, ведь он все равно не может  выйти? И даже тогда, когда выпущенный голубь не возвратился, что мог сделать Ной? Он не мог опередить время Божьего плана. Мы читаем, что Ной  имел лишь возможность открыть крышку ковчега и обозреть землю. И только во втором месяце, когда обсохла земля, Бог позволил Ною выйти из ковчега (см. Быт.7 и 8 гл.).

Да, нам много непонятно из того, что происходит в нашей жизни. Еще Екклесиаст, осознавая эту проблему, предупреждал каждого человека, чтобы он помнил о днях темных, которых будет много в его жизни. И опять задаешься вопросом: «Зачем Бог так делает? Разве не может Он как-то упростить, улучшить, уровнять этот путь для многих верующих людей, чтобы они беспрепятственно вошли в небо, чтобы не споткнулись, не потеряли спасение и навек не погибли?» По всей видимости, нет. Болезни и страдания будут сопутствовать нам в нашей жизни. Но для чего? Чтобы сформировать нас для вечности.

И Иисус при всем этом не стоит в стороне, как может показаться некоторым, и просто наблюдает за нами, думая: «Как-то не правильно ведет себя Мое дитя, смотрит куда-то в сторону. Дай-ка Я пошлю ему испытания, сложности и посмотрю, как он их выдержит. Если выдержит - войдет в небо, а нет - увы,  в  вечности его будет ожидать горечь».  Бог так не действует, и это однозначно. Только мы можем  прореагировать подобным образом на поступки Бога.

Когда Господь решает вопрос с каждым человеком отдельно, то Он всегда сильно переживает.  И когда Господь что-то планирует в нашей жизни и знает, что это принесет нам немало трудностей и страданий, то Он не остается равнодушным при этом. Ведь и нормальный родитель, когда наказывает своего ребенка, делает это через боль и внутренние слезы. Те же чувства испытывает и Бог, когда видит страдания Своего дитя. Из Священного Писания мы знаем, что после Своего воскресения Иисус воссел одесную престола Божьего. Но когда Стефан стоял перед синедрионом, который вынес решение побить его камнями, то «воззрел на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Д.Ап.7:55). Христос не мог сидеть, так как видел Свое дитя в очень сложной обстановке. Мы знаем, что Стефан умер мученической смертью, но в его страданиях участвовал и Христос.  

Иаков, упоминая в своем послании о терпении Иова,  обращает внимание на некоторые качества Бога, которые Он проявил к Иову в период его тяжелых страданий: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак.5:11). Все мы знаем глубину страданий Иова, однако в словах Иакова нет и  тени сарказма, как кажется некоторым мирским людям, и это действительно так: наш Господь весьма милосерд и сострадателен.  Даже тогда, когда Бог допускает в нашей жизни нечто такое, что причиняет нам сильную боль, все равно Он остается любовь. И хотя нам не всегда понятно, почему Бог выжидает полное число дней наших  страданий, но мы твердо знаем, что на это есть Его воля. Вероятно, Он не может их сократить только потому, что это стало бы угрозой для нашего счастья и вечного блаженства. И Бог ткет ковер, при этом зная, как долго  нить должна виться, чтобы потом завязать узелок и передать эстафету другому.

Нам не понятно, но Богу все очевидно. И поэтому Иисус сказал Марфе эти очень важные и серьезные слова, которые кто поймет, тот спасется: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» Будьте уверены, этот вопрос звучит риторически. Человек, который верит, который набирается терпения и терпит, преодолеет все: недопонимания, сложности, преткновение, противостояние и пр. И волны, всколыхнувшие было его душу, успокаиваются и на сердце сходит покой,  несмотря на то, что обстоятельства остаются прежними и страдания продолжаются. Человек, который верит Богу, успокаивается в Нем. Вот это и отличает человека, который верит в Бога, от просто верующего человека. Этому мы должны научиться.

Священное Писание говорит нам о том, что у Бога есть Свой план и есть духовные законы, которые Он не может нарушать. Помните, когда царь Артаксеркс написал закон об уничтожении иудеев, как народа, а царица Есфирь просила  отменить этот закон, то царь не смог этого сделать, «ибо письма, написанного от имени царя и скрепленного перстнем царским, нельзя изменить» (Есф. 8:8). Мы видим, что даже такой великий властелин, в чьих руках была сконцентрирована огромная власть, не мог ничего изменить в отношении установленного им закона. И Артаксеркс предлагает Есфири написать другой закон, который становится сильнее и влиятельнее первого.

Знаете, в нашей жизни происходит то же самое. Бог когда-то написал закон: «возмездие за грех - смерть» (Рим. 6:23), - и от тех дней древних, когда Бог сказал это Адаму, и до нашего времени этот закон остается в силе, и мы нигде не читаем, чтобы Он отменил его. И Господь никогда не скажет человеку такие слова, как: «Вот, ты согрешаешь, ну  да ладно, когда ты войдешь в небо, то Я заглажу твои грехи». Бог так не делает, да и не может так поступить, идя вопреки Своему закону. Но, сострадая человеку, Он создает другой закон, который гласит, что «дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».

И Христос приходит на землю и так же, как и мы, страдает.  Казалось бы, что Иисус мог сделать Свой путь проще, чтобы его было легче пройти, но Он так не поступает. Господь проходит наитяжелейшим и самым тернистым путем с единственной целью - спасти человека. Бог написал новый закон, чтобы человек мог поверить в Иисуса Христа и понять простую истину:  единственное, что может его спасти, - это кровь Христа. Это план Божий, это пути Божьи. Поэтому, когда мы не понимаем многие вещи, происходящие в нашей жизни, тогда важно помнить, что так должно быть и что это тот единственный путь, который выбрал Господь для нас.

Помните, когда Бог выводил из Египта Свой народ, то Он не повел его коротким путем, дабы люди не увидели войны и не разочаровались. Но Господь повел их в противоположную сторону: в сторону Аравии, через Красное море. Почему Бог выбрал именно этот путь? Это был Его каприз или, может быть, Он хотел продемонстрировать Свою волю? Отнюдь нет! Господь вел людей, которые, по сути, были большой и разрозненной толпой, впитавшей в себя все египетские мерзости, хотя и сохранившей веру в живого Бога. Эта толпа людей должна была сформироваться как народ, а для этого необходим был закон или, говоря иначе, конституция. И лишь тогда этот народ мог авторитетно занять Ханаан. Однако этот путь был очень тяжелым, полным скорбей, и многие люди на этом пути отсеялись.

Знаете, это касается и нашего спасения. Вот потому-то Бог не водит нас короткими и легкими путями, теми, которые упрощают нашу жизнь и расслабляют нас. Господь ведет нас именно в том направлении, которым нам надо идти, и этот путь, поверьте, самый лучший. Другими путями, быть может, мы и сможем идти, но вот вопрос: «Дойдем ли?»

Господь всегда преследует конечную цель, ведь «конец дела лучше  начала его» (Екк.7:8). Поэтому, когда Бог нас побуждает идти в церковь, слушать Слово Божие, петь Ему и молиться, Он всегда подводит нас к главной мысли: «Ты должен быть спасен, но для этого необходимо твое согласие». И здесь, заметьте, Господь опять придерживается Своего закона, ибо человек создан Им со свободной волей. Несомненно, Бог уважает волю каждого человека, и в то же время  Он держится основной цели - спасение человека, а потому Ему приходиться создавать определенные условия в жизни каждого индивидуума. Отсюда становится понятно, почему у каждого из нас свои трудности,  переживания, скорби или болезни. И это пройти непросто. Это легко прочитать, это легко сказать, но вот переживать эти страдания совсем непросто.

Когда мы были у брата Саши в последний раз, то он выразил эту же мысль: «Да, говорить легко, но как трудно переживать все это, невероятно трудно». И это так. Возможно, Бог нас не поведет именно так, как прошел наш брат, но одно очевидно, что у каждого будет своя острота переживаний, болей и страданий: у кого-то моральных, у кого-то физических. Но мы все идем этим путем, потому что «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Д.Ап. 14:22).

Истинный христианин, открывая Богу свое сердце, становится чувствительным. И эта чувствительность остро ощущает раны, или уколы, со стороны мира, со стороны ближнего, со стороны дьявола. И она дана нам для того, чтобы мы  вошли в небо, и за это, поверьте, мы должны благодарить Бога.

Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы нас спасти, озарив наш путь Своим истинным светом. «Я свет миру, - сказал Господь, - кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).  Мы знаем, что тьма, как понятие естественного мира, - это отсутствие света. Иисус является светом, потому можно сказать, что тьма, как понятие  духовной области, - это отсутствие Бога. На память приходят слова псалмопевца: «Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться?» (Пс. 26:1), «Бог мой просвещает тьму мою» (Пс.17:29), «Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105).

Все это говорит о том, что в планах Божьих изначально  было предусмотрено  разделение между светом и тьмой как в физическом мире, так и в духовном. Но если в физическом мире для нашей жизнедеятельности необходимы как свет, который Бог назвал днем, так и тьма, которая названа ночью, то в духовном мире все иначе. И здесь Господь хочет, чтобы человек находился только во свете, которым является Христос, чтобы он не пребывал во тьме неверия, неведения и греха. И пусть мы многое не понимаем, но, находясь во свете Бога, мы остаемся спокойными, потому что знаем: все в Его руках.        

Когда-то Иов, вспоминая свои прожитые дни, выразил такую мысль:  «О, если бы я был как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею и я при свете Его ходил среди тьмы» (Иов 29:3). Этого и ожидает от нас Бог. И Он не забирает нас от этого мира и не отгораживает от страданий - все это мы проходим. Но в нашей душе горит светильник Божий и его свет позволяет нам ходить среди густой тьмы.

Возвращаясь к истории с Лазарем, мы видим, что когда наступило время для действий Иисуса, то Он сказал ученикам: «Пойдем опять в Иудею». И тогда между Иисусом и Его учениками завязался некий диалог, который  содержал в себе очень важную мысль: «Не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира этого; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (9 и 10 ст.).  Духовное значение этой мысли таково: «Кто ходит во свете, тот не претыкается о братьях, тот не спотыкается ни от болей, ни от страданий, ни от чего прочего.  Божий свет освещает тьму, через которую проходит путь человека, помогая ему достигнуть цели».

Бог нам дает Свое обещание, и если мы будем веровать, то увидим славу Божию. Это случилось с Марфой и Марией, со многими иудеями, которые увидели власть и силу Бога. И у них на тот момент все вопросы отпали. Впрочем, среди этих иудеев оказались и такие, которые, увидев воскресение Лазаря, все равно усомнились и не поверили.

«Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в меня не оставался во тьме» (Ин.12:46). Это воля Божия. Это Его план, который не всегда бывает нам понятен, но, между прочим, Бог никогда не подразумевал, что Свои планы будет сверять с нашими ожиданиями. А нам Он дал Свое Слово и сказал, что только тот, кто будет веровать в Его слово, кто не усомнится в Иисусе, как в Личности, тот пройдет через все перипетии жизни, сохранив свое спасение, и другим сможет помочь.

Случалось ли вам наблюдать в осеннем небе птичью стаю, улетающую в теплые края? Задавались ли вы вопросом: «Почему птицы так слаженно следуют друг за другом, соблюдая определенный порядок?»  Оказывается,  птицы интуитивно выполняют законы физики. Впереди стаи летит вожак - самая сильная из всех птиц стаи. Взмахом своих крыльев вожак создает определенную волну, которую подхватывают дальше другие птицы и на ней совершают свой полет. Поэтому птицам лететь легче в стае, чем поодиночке. Впереди летят сильные, а сзади - слабые. Своей волной сильные создают  такие условия, чтобы слабые птицы могли также долететь до цели.

Друзья, мы все призваны к небу, и наш брат, который оставил нас, чтобы занять более достойное место, был в этих рядах. Поэтому стоит верить Богу. Бог есть любовь, и только Он один знает, как нас спасти.

Пусть Господь благословит каждого из нас, дарует Свою милость и благодать, чтобы однажды мы смогли достигнуть заветной цели.  Аминь.

Артур Рейник, г. Караганда

Выпуски
Разделы