Содержимое

Лк. 17:20-37

Во время Своего земного служения Иисус часто проповедовал о последнем времени и о Своем пришествии в качестве Судьи над народами. Особенно это заметно в Его проповедях в последнюю неделю служения перед пасхой, когда Он  более всего говорил о кончине века и о судном дне. Судный день Христос определил как день  последний, подводящий окончательный итог земному существованию человечества.

В 6 главе Евангелия от Иоанна  Христос четыре раза употребляет фразу «в последний день». Согласно учению Христа в этот день произойдет воскресение мертвых: как праведников, так и грешников. Марфа, веруя этому, говорит об умершем Лазаре: «…знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Апостолы называли этот день - «день Господень» (2Пет. 3:10; 1Фес. 5:2).

Следует сказать, что тема второго пришествия Христа является одной из ключевых тем  Евангельского учения. В Ветхом завете, в отличие от Нового завета,  весьма скудно освещается  данный вопрос: в нем мало информации о загробной жизни, о воскресении мертвых и о вечности.  Иисус же в Своих проповедях много говорил  о рае и аде, проливая тем самым свет на очень важные для нас вещи, происходящие за пределами нашего сознания. Благодаря Христу и Его учению эти благословенные истины стали для нас доступными.

Учение о последнем времени, или эсхатология (греч. еschatos - последний, logos - учение), включает в себя ряд  событий, которые будут предшествовать дню Господнему, а  так же события,  которые непосредственно связаны с этим днем. Однако в данной статье мы не станем затрагивать  предшествующие этому дню события, но подробно рассмотрим именно то, что будет происходить конкретно в день второго пришествия Христа.

1. В день Господень буквально будет уничтожен весь материальный мир.

«А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых людей…; Придет же день Господень, как вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля, и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?» (2Пет. 3:7; 10-12).

Апостол Петр, описывая  все это, ссылается на слова Христа: «Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются, тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба… Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут»  (Мк. 13: 24-27; 31).

Здесь фраза «небо и земля прейдут» не метафора, а реальное событие, ведь  всё то, что Бог когда-то создал за шесть дней Своего творения, в последний день  будет разрушено огнем.  

Мы сознаем, что сотворение вселенной за шесть дней является величайшим чудом, запечатлённым в Священном Писании. Однако разрушение и исчезновение существующей вселенной будет  не менее грандиозным событием. И хотя нашим умом это трудно себе представить, но как мы верим в то, что  вселенная устроена Словом Божьим (Евр. 11:3), так веруем  и  в то, что она будет однажды разрушена тем же Словом, а не ядерным  потенциалом, который есть в наличии у человечества.   

Почему весь материальный мир будет разрушен? Дело в том, что небо (космос) и землю Бог создал для человека, и однажды Он скажет человеку: «Ты видел всё великолепие Моего творения, ты пользовался им, но не поверил»  (Рим.1:18-20). И поскольку  с пришествием Христа завершится земная история человечества, которое   после суда  будет пребывать без времени в вечности, то уже не будет надобности в материальном мире (вселенной).

Некоторые вероучения полагают, что земля будет очищена огнем, чтобы на ней могли царствовать праведники. Однако Писание ясно говорит, что не только дела на земле, но и она сама сгорит. Апостол Иоанн пишет:  «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Откр. 20:11). Поэтому в день пришествия Христа не будет места ни для иеговистов, ни для  «тысячелетнего царства».

Как было упомянуто ранее, апостол Петр предупреждает народ Божий о том, каким же образом он должен быть готовым встретить   день Господень: «Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?» Обратите внимание, что в тот Божий день,  ожидаемый и желаемый Церковью, исчезнут как небо, так и земля.

2. Пришествие Христа будет очевидным для всех.

Тот факт, что явление Христа будет явным для всех людей, утверждает апостол Иоанн: «Вот, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр. 1:7,8; Мф. 24:30-31). Праведники увидят в Нем своего Спасителя, нечестивые же -  Судью.

3. Пришествие Христа будет внезапным и молниеносным.

«Ибо, как  молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27);

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт.… Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын Человеческий» (Мф. 24:42,44).

Поэтому неоднократные попытки, вопреки Христу, предсказать день Его пришествия увенчивались неуспехом. Все спекуляции относительно конкретной даты пришествия Христа некорректны и безпочвенны. Иисус предупреждал Своих учеников, чтобы они остерегались лжепророков и лжеучителей.

4. Иисус явится в сопровождении небесного воинства.

«Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25:31); «Чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его» (1Фес. 3:13).

Павел, говоря в последнем стихе о святых, имеет в виду ангелов, поскольку в данном случае основывается на слова Христа.  А Иисус, ведя речь о том, кто Его будет сопровождать в Его явление, говорил исключительно об ангелах. Нигде не написано и не сказано, что Иисус придёт с Церковью. К тому же апостол в 1Фес. 4:17 пишет, что встреча Господа с Церковью произойдет не на земле, а в  воздухе, то есть в духовном мире, поскольку на тот момент весь материальный мир, включая и его составляющее - воздух, будет разрушен. Далее он говорит: «…и так всегда с Господом будем». Здесь также ни в коем случае не идет речь о буквальном воздухе  и о возвращении Церкви на землю.

Примечательно, что рождение Иисуса сопровождалось ангелами, ангелы присутствовали при Его вознесении, и ангелы также будут с Ним, когда Он явится для суда.

5. Во время второго пришествия Христа не будет ни времени, ни места для покаяния.

«Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28).

Один из толкователей Нового завета в своих комментариях так объясняет этот стих: «В основе Нового завета лежит безграничная жертва Христа: Он принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих.  Дальше говорится о благословенной надежде на Его близкое возвращение: во второй раз Он явится для ожидающих  Его. Но вернется Он не для того, чтобы разрешить проблему греха; этот труд Он завершил на кресте. Он придет, чтобы взять Свой народ на небеса. Это будет кульминационным пунктом их спасения; они получат прославленные тела и навсегда станут недосягаемы для греха».

Мы согласны с этой мыслю, однако необходимо уточнить нашу точку зрения по поводу проблемы греха.  На основании Священного Писания мы верим, что второе пришествие Христа не будет связанно с решением проблемы греха, или не будет иметь никакого отношения ко греху (в смысле спасения), как в общем плане, так и в частном порядке.   Это означает:

1. В Его пришествие не будет принесена повторная жертва со стороны Христа за грехи, поскольку Его уникальная жертва на Голгофе, в отличие от регулярно повторявшихся левитских жертвоприношений, имеет окончательный характер;

 2. В тот последний день уже не будет благодати для грешников, кем бы они ни были: иудеями или эллинами. А иначе к чему тогда все предостережения Иисуса быть готовым к тому дню?  Апостол Павел очень любил свой народ, однако он не делал различия, в плане спасения людей, между евреями и язычниками. Тем и другим он писал: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор. 6:2). Притча о десяти девах, выражающая эсхатологическую суть, также  исключает всякую возможность ко спасению в день пришествия  Спасителя. В ней сказано: «Когда же… пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились» (Мф. 25:10). Двери в дом брачного пира означают двери спасения. К великому сожалению, в тот последний Божий день многие напрасно будут стучать в эти двери, и напрасно будут  призывать имя Господа. Через эту притчу Иисус дал понять своим ученикам,  что в момент Его пришествия шанса для покаяния уже не будет, а потому ныне необходимо обратиться, бодрствовать  и быть готовыми к встрече с Ним (Мф. 25:1-13).  

6. В день Господень будет воздаяние праведникам и нечестивцам.

«Так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами  в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царства Божьего, для которого и страдаете.  Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию  Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день тот во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству» (2 Фесс. 1: 4-10).     

Вкратце рассмотрим этот текст.

а) В словах «в день тот» речь идет о последнем дне (ст. 10).

б) В этот день в пламенеющем огне будет явление с неба Господа Иисуса с Его ангелами (ст. 7).

в) Грешники будут наказаны и испытают скорбь, праведники же получат отраду (ст. 6,7,9).

г) Это будет день отмщения и праведного суда Божьего (ст. 5,8). Обратите внимание, всё это будет происходить в один и тот же день.

7. В день Господень будет воскресение мертвых, а оставшиеся  в живых - изменятся.

«Не дивитесь этому; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах услышат голос Сына Божьего;  и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло - в воскресение осуждения» (Ин. 5:28,29).  

«Но то скажу вам, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия, и тление не наследует нетление. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновения ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному этому надлежит облечься в нетление, и смертному этому облечься в бессмертие» (1Кор. 15:50-53).  

Звук последней трубы Божией характерен для последнего дня. В этот день воскресшие мертвые и  все оставшиеся в живых получат духовные тела (ст. 40-49). В день воскресения физическая смерть (тление, распад), как необратимое явление физического мира, будет поглощена («проглочена» - подстрочный перевод) победою, то есть навсегда исчезнет (ст.54-58).  Обратите внимание, речь здесь не идет об аде и о духовной смерти, так как духовная смерть (разделение с Богом) будет вечно пребывать с  погибшими в аду. Мы верим, согласно евангельскому учению, что душа человека бессмертна и что в вечности существуют две перспективы, два взаимно исключающих друг друга местопребывания людей.

8.  День Господень - это день великого суда.

«Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его»… И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31-34, 41,46).

Слова Иисуса «наследуйте Царство» (34 ст.) не означают царство земное, но царство небесное.    После вынесения приговора одни унаследуют новое небо и новую землю, вечную радость и вечную безопасность, другие же - озеро огненное (Откр. 20:11-15; 21гл.; 22гл.).  Таковы реальности «последнего дня» согласно учению Господа нашего Иисуса Христа.

В заключение хочется сказать, что библейская эсхатология последовательна, проста, ясна и доступна для каждого читателя Библии. В ней нет и не может быть противоречий. Сложности и заблуждения возникают тогда, когда начинают мудрствовать (фантазировать) сверх того, что написано. Это одна причина.

Другая причина - нельзя толковать тот или иной стих, вырывая его из  общего контекста данного учения.  

Также, чтобы не впасть в противоречие, следует придерживаться известного правила: более трудные и сложные для понимания места  Священного Писания  излагать более ясными и доступными для нас стихами.  Например, если появляется кажущееся противоречие между простыми и ясными словами Иисуса в  Евангелии и местами из Ветхого завета или аллегорическими картинами книги Откровение, тогда следует руководствоваться ясными словами Иисуса, а трудный текст пока оставить, ибо лучше его не толковать вовсе, чем толковать ложно.

И ещё одна, скажем так, банальная причина, которая может ввести нас в заблуждение,  - это наша невнимательность. Мы должны быть внимательными и осторожными не только при чтении Библии, но и при её изучении.

Изучая Священное Писание в целом и эсхатологию в частности, мы не должны манипулировать отдельными стихами, но исходить из контекста всего Нового завета, т.е. придерживаться общих незыблемых евангельских принципов и здравого смысла. Другими словами, ничего не придумывать сверх того чему учил Христос. Павел писал Тимофею: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2Тим. 1:13).

Гарри Рейник, г. Караганда

ПРИЗНАКИ ПРИШЕСТВИЯ

- Невозможно предвидеть пришествие Христа. И зачем только заниматься этим?

- О, нет, пришествие Христа настолько близко, что не предвидеть его равносильно слепоте. Другое дело, что день и час Его явления нам неизвестны. Но сроки и признаки пришествия - разные вещи!

Можно не знать сроков, но, зная признаки события, предвидеть его. Я назову лишь некоторые признаки, свидетельствующие о том, что время, в которое мы живем, - последнее. Очень и очень скоро хронометр времени сменит хронометр вечности.

    Итак:

Развитие науки и знания, т.е. умножение ведения: Дан. 12:4.

Наступление тяжкого времени - времени гордости, сребролюбия, жестокости: 2 Тим. 3:1.

Политические и социальные трудности, смятение народов, уныние: Лк. 21:9-11.

Спиритизм: 1 Тим. 4:1 и различные греховные «вероучения».

Отступничество, принимающее массовый характер: 2 Фес. 2:3.

Открытое и массовое распространение специфического греха, присущий обществу в канун потопа и жителям Содома: Лук. 17:26-30.

Обогащение, рост финансового капитала: Иак. 5:13.

Возвращение евреев в Палестину: Ам. 9:15.

Всемирная евангелизация во «свидетельство всем народам»: Мф. 24:14.

Выпуски
Разделы