Вездесущность Бога

Содержимое

Отец наш, мы знаем, что Ты - с нами, но наше знание - это только несовершенное изображение и тень истины, и в нем мало того духовного богатства и той внутренней красоты, которые должны быть у такого знания. Для нас это большая потеря и причина большой слабости нашего сердца. Помоги нам исправить нашу жизнь, чтобы мы могли сами почувствовать истинное значение слов: «В Твоем присутствии - полнота радости». Аминь.

Присутствовать - значит быть здесь, близко, рядом, а присутствовать везде - это вездесущность. Бог - повсюду, близко ко всему, рядом со всеми.

Мало таких истин в Священном Писании, которые были бы столь понятны, как учение о Божественной вездесущности. Слова Священного Писания, которые подтверждают эту истину, настолько ясны, что потребовались бы значительные усилия, чтобы неправильно понять их. В этих строках говорится, что Бог постоянно присутствует в Своём творении, что нет места ни на небе, ни на земле, ни в аду, где человек мог бы скрыться от Его присутствия. Священное Писание учит, что Бог одновременно и очень далеко, и совсем рядом и что лишь благодаря Ему люди живут, и движутся, и существуют. Эти строки заставляют нас признать вездесущность Бога и объясняют нам другие истины о Нём.

Например, в Священном Писании говорится, что Бог бесконечен. Это означает, что Его существование не знает границ. Поэтому не может быть границ Его присутствию; Он вездесущ. В Своей бесконечности Бог окружает Свои конечные творения и держит их в Себе. Нет такого места, где что-то могло бы существовать без Его присутствия. Бог - это среда нашего обитания, как море для рыбы и как воздух для птицы. «Бог - над всем, - писал Гильдеберт Лавардинский, - под всем, за пределами всего, внутри, но не в составе; вовне, но не за исключением; вверху, но не поднят вверх; внизу, но не опущен; полностью вверху, возглавляя; полностью внизу, поддерживая; полностью внутри, наполняя».

Вера в то, что Бог присутствует внутри Своей Вселенной, не может существовать в изоляции. Она имеет практическое применение во многих сферах богословской мысли и оказывает непосредственное влияние на некоторые религиозные проблемы, например, на проблему природы этого мира. Мыслящие люди почти каждой эпохи и почти каждой культуры задумывались над вопросом о том, что же представляет собой этот мир. Материален ли только этот мир, существует ли он сам по себе, или же этот мир духовен и приводится в движение невидимыми силами? Можно ли найти объяснение всему внутри самой системы, в которой всё взаимосвязано, или же разгадка навсегда останется за завесой тайны? Действительно ли поток существования всего начинается и заканчивается в самом себе? Или его источник выше холмов и находится где-то дальше, за холмами?

Христианское богословие утверждает, что у него есть ответ на эти вопросы. Оно не вдаётся в рассуждения и не высказывает субъективного мнения, но выдвигает в качестве авторитета слова: «Так говорит Господь». Оно с уверенностью настаивает на том, что мир происходит от Духа, проистекает из Духа, что он не имеет никакого значения в отрыве от Духа.

Божественная вездесущность - эта великая главная истина - придаёт значение всем другим истинам и наделяет высшей ценностью всю короткую человеческую жизнь. Бог присутствует здесь, Он рядом с человеком, Он подле него, и этот Бог видит человека и знает его совершенно. С сознания этого начинается вера. Постепенно она может включить в себя тысячу других чудесных истин, и все эти истины будут восходить к той единственной, которая гласит: Бог есть, и Бог здесь.

В Послании к Евреям говорится: «... надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть...» (Евр. 11:6). И Сам Христос сказал: «...веруйте в Бога...» (Ин. 14:1). А всё то, что можно добавить к элементарной вере в Бога, является надстройкой, и, независимо от высот, до которых мы можем подняться, вся надстройка будет прочно стоять на этом первоначальном фундаменте.

Новый Завет учит, что Бог сотворил мир с помощью Логоса (то есть Слова), а Слово отождествляется со второй личностью Божества, которая присутствовала в мире ещё до боговоплощения. Слово создало всё и оставалось в Своих творениях, чтобы управлять ими и поддерживать их, и в то же время было моральным светом, позволяющим человеку отличать добро от зла. Вселенная действует как строго упорядоченная система не благодаря безличным законам, но благодаря творящему голосу Божественного присутствия - Логосу.

Каноник У. Дж. X. Холмс из Индии рассказывал о том, как молятся индусы: они стучат по деревьям и камням и, кланяясь, шепчут богу: «Здесь ли ты? Здесь ли ты?» - надеясь, что он обитает внутри этих деревьев и камней. Образованный христианин с полным спокойствием даёт ответ на этот вопрос. Бог действительно там. Он там, и здесь, и повсюду; не только в дереве или в камне, но и в просторах Вселенной, близко ко всему, рядом с каждым и, благодаря Иисусу Христу, в любой момент доступен каждому любящему сердцу. Учение о Божественной вездесущности навеки решает этот вопрос.

Для убеждённого христианина эта истина - источник великого утешения и величайшей уверенности, которая не зависит ни от каких жизненных обстоятельств. Для него практический смысл присутствия Бога состоит не в том, чтобы вообразить себе какое-то существо, мысленно поместить его куда-то и затем искать способы сделать его присутствие реальным, а в том, чтобы узнавать реальное присутствие Того, Который, согласно любому здравому богословскому учению, уже здесь и объективно существует независимо от того, признают Его существование те, кого Он создал, или нет. Результатом этой истины является опыт, который даётся человеку не в видении, а в реальности.

Уверенность в том, что Бог всегда рядом с нами, что Он присутствует во всех частях Своего мира, что Он ближе к нам, чем наши мысли, может долго поддерживать нас в состоянии возвышенного душевного счастья. Но не всегда. Было бы нечестно обещать каждому верующему постоянную радость, и было бы нереалистично ожидать этого. Подобно тому как ребёнок может плакать от боли даже на руках у своей матери, христианин может иногда страдать, даже сознавая, что он находится в присутствии Бога. Апостол Павел, хотя и говорил: «...мы всегда радуемся...» (2 Кор. 6:10) - в то же время признавал, что иногда он был печален; а Христос ради нас много страдал, хотя и никогда не покидал «недра Отчего» (Ин. 1: 18).

Но всё будет хорошо. В таком мире, как наш, Христовы страдания производят лечебное действие. Целительный бальзам, изготовленный из покрова защищающего нас присутствия Божьего, врачует наши болезни до того, как они становятся неизлечимыми. Знание о том, что мы никогда не бываем одни, успокаивает бушующее море нашей жизни и приносит мир в наши души.

И Священное Писание, и рассудок говорят нам, что Бог здесь. Нам остаётся только научиться понимать это с помощью осознанного опыта. Предложение, взятое из письма доктора Аллена Флиса, обобщает свидетельства многих: «Знать, что Бог присутствует здесь, - это благословение, но чувствовать Его присутствие - это самое настоящее счастье».
Сущность Бог открыл Свою -
С трепетом пред Ним предстанем
И Его теперь восхвалим!
Есть у нас один лишь Бог;
Он - Спаситель человеков,
Славьте же Его вовеки!
С нами Сам Господь, наш Бог,-
Тот, Кому с благоговеньем
Служат Ангелы смиренно.

Э. У. Тозер

Выпуски