Содержимое

Дисциплина- это одно из важнейших условий сохранения Божьего порядка, признания авторитетов, подчиненности и привития ответственности. Дети нуждаются в дисциплине, независимо от того, осознают они это или нет. Дисциплина - это та направляющая сила, которая дает в воспитании нужное направление роста. Родители, словно садовники, правильно направляют посредством дисциплины стволы своих живых растений в сторону послушания и ответственности, почитания родителей и старших. Очень трудно выгибать и исправлять ствол старого дерева, в то время как рост молодых саженцев можно направить в нужное русло.

Дисциплинирование - это обучение ребенка (как словесное, так и личным  примером, отношением) навыкам и правилам, которые помогают ему контролировать самого себя, направляют его, являются ориентирами и помогают приобрести истинные ценности и применять их в жизни.

Почему необходима дисциплина и самодисциплина? Необходимость эта следует из греховной природы человека и постоянной борьбы духа и плоти, из потребности умерщвлять греховные дела плоти. Дисциплина необходима, чтобы дать простор Божьему в человеке и умертвить в нем греховное. По отношению к признанию авторитета родителей и важности дисциплинирования детей при воспитании, а также в зависимости от методов достижения дисциплины методы воспитания могут быть антиавторитетными и авторитетными, демократическими и тоталитарными.

Бог дисциплинирует взрослых родителей, которые нуждаются в этом, но дети нуждаются в этом более взрослых, так как их жизненный путь только начинается.

Дисциплина невозможна без правил и добрых эталонов. Однако нужно избегать крайностей и законничества, чтобы не свести жизнь ребенка к бездуховному исполнению инструкций, учитывающих всякую мелочь. В такую крайность впали фарисеи.

Обречен на многие неудачи в будущем тоталитарный метод воспитания (диктаторский), который имеет формулу: «Я так сказал, значит так надо, и ты будешь делать так». Такой подход ведет к отчуждению, к всплескам бунта, к подавлению личности.    

Не приносит успеха также и метод абсолютной демократии и вседозволенности, который выражается в формуле: «Делай все, что угодно, но тебе потом самому придется за все отвечать». Это неверный подход к дисциплинированию, потому что ребенок не всегда видит последствия своих действий. Обычно из таких детей вырастают эгоисты и неутвержденные в нравственных принципах люди.

Божья дисциплина основывается на разумном балансе свободы и ограничений, поощрений и наказаний, нежности и строгости, автократии и демократии, независимости ребенка и его подчинения, его самостоятельности и повиновения. Эту «золотую середину» должны определить родители для своих детей в конкретных обстоятельствах. В стремлении к воспитанию в ребенке положительных качеств важно проявлять благоразумие. Французский писатель Н.С. Шамфор (1741 - 1794) писал: «Воспитание должно опираться на две основы: нравственность и благоразумие. Первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, то вы воспитаете одних простаков или мучеников, а если только благоразумие - одних расчетливых эгоистов».

Наш Господь являет Собой любовь и святость, прощение и справедливость, милость и суд. Святость Бога и греховность человека неизбежно требуют дисциплинирования.

Губительной для детей является ложная любовь и доброта, которая разрешает там, где надо останавливать, проявляет мягкость там, где надо быть твердым, изобилует снисходительностью там, где надо запрещать, и поощряет то, за что надо наказывать. Дом и семья без дисциплины - это дом, построенный на песке. Он не способен устоять при испытаниях.

Библия подчеркивает ответственность отца за дисциплину детей:

Пр. 4:1-4 «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи».

Дисциплина требует затрат времени и усилий. Иногда легче уступить ребенку, чем направить его поведение в нужное русло. Правила без любви и благоразумия, перегрузка запретами - это законничество, но чрезмерная снисходительность и молчаливое одобрение беспорядка - это слепота и безответственность.

Дети преуспевают в условиях определенного режима и порядка, а при отсутствии дисциплины из них в будущем ничего путного не выходит.

Дисциплинирование детей включает в себя:

Обучение послушанию и повиновению родителям, установление и поддержание авторитета родителей.

Установление разумных правил, границ, запретов. При этом важно избегать установления заведомо невыполнимых для ребенка требований.

Осуществление контроля над детьми, за исполнением установленных правил, установление разумной отчетности детей.

Установление четких обязанностей по дому и контроль за их исполнением.

Проявление оправданной твердости, последовательности, принципиальности и терпения.

Обучение дисциплине посредством личного примера, словесных указаний, просьб, использования примеров из Библии и другой литературы, посредством наставлений, назиданий, бесед, игр, письменных советов, анализа ситуаций и т.д.

Мудрое применение наказаний и поощрений.

Для эффективного налаживания дисциплины важно применять одновременно все аспекты дисциплинирования. Неверные подходы к дисциплинированию приводят к тому, что отцы только раздражают своих детей и не исполняют Слово Божье (Еф. 6:4).

        В. Н.

Выпуски