Богач и бедный Лазарь

Содержимое

Ев. от Луки 16:19-31

 Наш текст по своей внутренней сути связан с возрождением. Господь Иисус показывает нам последствия нашей земной жизни, перенося нас в другой мир и представляя нашему взору удел возрождённой – и невозрождённой – человеческой души в вечности.

 Для этого Он освещает нам:

I. Приход обманутой души в вечность.

II. Удел детей Божьих в другом мире.

III. Неизменную серьёзность суда Божьего в вечности.

IV. Важность Слова Божьего для нашей жизни на земле.

 

I. Приход обманутой души в вечность.

1. В этом тексте Господь разворачивает перед нашим взором две картины. Эти картины полны истины и святой серьёзности. Вначале одну картину из жизни, окружавшей его в то время и повторявшейся в каждом поколении, да и сегодня мы видим то же в нашей жизни: с одной стороны – жизнь богатого человека, окружённого сверкающей роскошью, удобствами, изобилием, пресыщенная земными благами; с другой стороны – жизнь нищего человека в горькой беспросветной нужде.

Мы не будем исследовать, являются ли эти два человека историческими лицами, т. е. описывает ли здесь Господь конкретный случай, имевший место во время жизни Иисуса Христа на земле, или же богач и Лазарь являются лишь образными представителями двух классов народа в Его притче. Необходимо все же заметить, что Он называет нищего человека по имени. Как бы то ни было, имеем ли мы здесь исторический факт или притчу, это не меняет смысла и важности этого повествования. Жизнь изображена здесь сжато, но ее соответствие истине не вызывает сомнений, независимо от того, какая она была (жизнь) две тысячи лет тому назад и какой является в нашу эпоху или какой будет в будущем. И если противоречия между богатством и нищетой не всегда так разительны, как в этой притче, они всё же есть повсюду, в каждой стране и в каждом городе. И сегодня, как и во времена Господа, эти противоречия нередко выступают на передний план. Мы всё ещё видим роскошь богатства в контрасте с соседствующей нищетой.

2. Господь не долго останавливается на этой картине. Ему ничего не требуется объяснять здесь или что-то добавлять для её доказательства: каждому человеку всё понятно, потому что так было – это взято из жизни. Господь спешит дальше и описывает нам следующую картину:

– «Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово, умер и богач, и похоронили его». –

Этими словами Господь заканчивает первую сцену и переносит нас непосредственно в вечность. И вот перед нашими глазами предстаёт новая картина. На некоторые вопросы, касательно вечности, мы не имеем ответа, - здесь мы должны руководствоваться верой, а не видением. Но в нашем сегодняшнем тексте Господь делает исключение. Он позволяет нам заглянуть за занавес вечности и даёт очень важное откровение о другом мире (только в этой притче, и нигде больше). И именно поэтому наш текст должен быть для нас очень важен. И что же мы узнаём в первую очередь?

3. – «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои» –

И что он увидел? Прежде всего, он увидел, что он ещё существует, что он жив, что есть вечность, есть жизнь после земной жизни; он увидел, что то, о чём он так весело шутил и что высмеивал сидя за столом со своими друзьями, – правда; он увидел, что в земной жизни он был легкомысленным глупцом. Далее он увидел, что у него нет больше роскошных палат и красивого дворца, что все свои богатства, чудесные одежды он должен был отдать в другие руки, что всё к чему было привязано его сердце – «всё его добро» – теперь не его, что он теперь беден, гол и нищ, ужасающе нищ!

Как ужасно пробуждение в вечности, когда человек впервые в своей жизни приходит в себя именно тогда, когда уже поздно! Мы не знаем, был ли он внезапно отозван из жизни или долго болел перед смертью. Во всяком случае, ему ничто не помогло. Его друзья, вероятно, утешали его, что нет никакой опасности; и врачи, естественно, точно так же утешали его; да и сам он себя успокаивал, что ничего серьёзного нет в его болезни, пока не исчезло сознание, и он проснулся – в аду!

Воистину, если какой-нибудь миллионер вдруг узнаёт, что он со своей семьёй внезапно обнищал, его страх и ужас - ничто в сравнении с ужасом души, которая приходит в вечность как этот богач из притчи Господа!

Теперь его жизнь осталась позади, как сон, и он видит себя вдруг в истинной, настоящей жизни в вечности. Если умирающий от голода человек засыпает и ему снится сон – богато накрытый стол; или умирающий от жажды человек ощущает себя у прохладного источника – его пробуждение в ужасную действительность не так потрясающе, как пробуждение безбожной души в вечности в аду!

Не нужно представлять себе ад так, как его описывали монахи в средневековье – этаким материальным огнём, в котором должны гореть души людей. Рисуя картину ада, Господь использует образ пламени, говоря о «пламени, которое не затухает», и «о черве, который не умирает». Но это образные сравнения, с помощью которых Господь хочет объяснить мучения в аду. Пламя это часто уже здесь начинает гореть в совести, если человек входит в противоречие с Богом и чувствует на себе гнев Божий. Для нас достаточно того, что Господь говорит: богач ушёл в место страдания – ад, - где он видит себя исключённым из волн света Божьего, и где он видит себя в потустороннем мире во мраке, окруженным таинственными, ухмыляющимися фигурами демонов.

И зададим себе вопрос: какую цель преследует Господь, описывая нам этот ужасный приход богатого человека в место мучения – ад? извлечём для себя урок из того, что Он хочет сказать: есть место погибели, место мучения, есть суд, святой Бог не позволит смеяться над Собою!

Да, существует вечность, и что человек здесь посеет, там он пожнёт. Суд Бога нельзя осмеивать – смехом и шутками его не уничтожишь. Да сохранит нас Бог от такого ухода в вечность и пробуждения в ней! И всё же есть много людей (их даже большинство), которые уходят в вечность как этот богатый человек: они никогда не думают о себе в свете вечности, пока не становится уже поздно!

 

II. Удел детей Божьих в другом мире.

1. Богач же видел больше, чем только своё великое страдание. «Он видел Авраама и Лазаря на груди его».

Похоже, что в вечности всё видится более ясными, чем плотские, глазами, - не так, как здесь. Мы видим ночью звёзды над нами, а днём – яркое солнце, но не можем проникнуть своим взором далее – в светлые миры и жизнь на них; умершие же души видят чудесные светлые миры Божьи над собой. Они видят внутреннее великолепие небесных миров и их жителей. И это ещё более увеличивает ужас их погибели. Богач поднял очи свои и увидел Авраама и всех героев веры: Моисея, который верою держался за Того, Кого не видел здесь на земле, так, как будто видел; Давида, чей грех он (богач) видел и тем успокаивал себя, но не видел его слёз раскаяния; Илию-пророка и всех тех пророков и мужей Божьих, которые умерли в вере в обещанного Спасителя, как мы верим в пришедшего на землю. Он видел блаженный сонм тех, кто пришёл от великой скорби и омыл свои одежды в Крови Агнца. Он видел ещё больше. На груди Авраама он увидел покоящуюся преображенную фигуру того (именно того!) нищего человека – Лазаря, который часто лежал на земле у его ворот. Какая разительная перемена! Какая различная участь!

2. Итак, богач должен был узнать в своём страдании, что существует небесный мир, что в этом – другом – мире участь людей совершенно иная, что, будучи в земном мире, он проиграл свой чудесный небесный удел.

Да, небесный мир существует! Есть ещё покой для народа Божьего! Есть Отцовский дом, дорогая блаженная Родина для всех, кто утруждён; для всех, кто знает, что здесь, на земле, они пришельцы и странники, а потому ищут лучшей Отчизны.

Об этом радостном и полном утешения будущем говорили, используя всякую возможность, Господь Иисус и Его апостолы. Будем же радоваться этому! Блаженны жаждущие родного дома, ибо они вернутся домой! О, хоть бы и мы все были в числе блаженных пилигримов – спасённых, ходящими под пальмами рая нашего Бога!

Будем же, мои дорогие, держаться за эту радостную и блаженную надежду, пусть даже вокруг нас сплошь неверие и равнодушный мир презирает эту надежду и отвергает её. Небо существует – пойдём же с радостью и весельем ему навстречу!

3. Необходимо обратить внимание ещё на одну мысль. В то время как «похоронили богача», устроив ему великолепные похороны, Господь говорит о нищем Лазаре, что когда он умер, то был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Верные стражи – ангелы, посланные для служения тем, кто должен унаследовать вечное блаженство, данные каждому дитю Божьему и невидимо стоящие на страже у одра смерти своего подопечного, с торжеством и радостью несут домой спасённую душу. Более того! Наш Господь оставил нам такие дорогие слова: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною…» (Иоанн. 17:24). Он Сам присутствует при отходе души и принимает её дух. В то время как при смерти мирского человека никто не заботится о покинутой душе, даже Бог не печётся о ней, спасённая душа видит своего Господа: как только закрываются его плотские глаза, он видит себя среди блаженных христиан. О, как это будет, если мы однажды сможем перейти в тот мир! если мы сможем увидеть, что реальность вечной жизни намного превышает все наши надежды!

Необходимо коротко напомнить и то, что говорил Господь о встрече в небесах и – узнаем ли мы друг друга в том небесном мире. Этот вопрос часто возникает среди людей: увидимся ли мы в том мире, а если увидимся, то – узнаем ли друг друга? В нашем тексте Господь однозначно подтверждает это. И если даже наш текст является только притчей, мы всё же можем довериться Господу, что Он не даёт нам ложных надежд и описывает нам не миражи. Он определённо говорит нам, что богач узнал Лазаря.

 

 (Продолжение в следующем номере)

 

Выпуски