Тозер Э. У.
О Господь, делай нам добро по Своему благоволению! Не по делам нашим воздавай нам, а действуй так, как это подобает Богу, Которым Ты являешься. Тогда нам нечего будет бояться ни в этом мире, ни в будущем. Аминь.
Слово «добрый» включает в себя столь многое, что краткое исследование Божественной доброты придётся начать с определения. Понять значение этого слова можно лишь используя большое количество синонимов, уходя и вновь возвращаясь различными путями к одному и тому же.
Когда христианское богословие говорит, что Бог добр, оно говорит нечто иное, чем то, что Он праведен или свят. Святость Бога громко прославляется на небесах, и эхо этого прославления - голоса святых и мудрецов на земле, раздающиеся всякий раз, когда Бог являет Себя людям; однако сейчас мы рассматриваем не Его святость, но Его доброту, а это нечто совсем иное.
Доброта Бога - это то, что располагает Его быть радушным, благожелательным и исполненным доброй воли по отношению к людям. Сердце Его излучает нежность и живое сочувствие, и Его отношение ко всем моральным существам неизменно остаётся открытым, искренним и дружеским. По природе Своей Бог склонен давать людям блаженство, и Он получает святое удовольствие от счастья Своего народа.
На каждой странице Библии прямо или косвенно говорится о том, что Бог добр, и это следует принять как составную часть веры, такой же непоколебимой, как и престол Бога. Доброта Божья - краеугольный камень всякой нормальной мысли о Боге и необходимое условие нравственного здоровья. Допустить, что Бог может быть недобрым, - значит отрицать всякое нравственное суждение. Если Бог не является добрым, то не может быть различия между добротой и жестокостью и небеса могут быть адом, а ад - небесами.
Доброта Бога - это механизм, приводящий в действие все те благословения, которые Он ежедневно нам посылает. Бог создал нас, потому что у Него доброе сердце, и по той же причине Он искупил наши грехи.
Юлиана Норвичская ясно видела, что основа всякого блаженства - доброта Бога. Шестая глава её невероятно прекрасной и проникновенной книги «Откровения Божественной любви» начинается словами: «Это было показано для того, чтобы научить наши души мудро прокладывать себе путь к доброте Бога». Затем она перечисляет несколько великих дел, сделанных ради нас Богом, и после описания каждого из этих дел добавляет: «По Своей доброте». Она видела, что вся наша религиозная деятельность и все способы проявления милосердия, какими бы правильными и полезными они ни были, - ничто до тех пор, пока мы не поймём, что за всеми делами Бога стоит Его непринуждённая доброта, которую Он проявляет по отношению к людям вне зависимости от их заслуг.
Божественная доброта, как одно из свойств Бога, не имеет другой причины, кроме Самого Бога; она бесконечна, совершенна и вечна. Поскольку Бог неизменен, Он никогда не изменяет степени Своей любви и доброты. Он никогда не был более добрым, чем сейчас, и никогда не будет менее добрым, чем сейчас. Он проявляет уважение не к отдельным только личностям, но заставляет солнце светить и злым, и добрым и посылает дождь на праведных и неправедных. Причина Его доброты - в Нём Самом; те, кто получают Его доброту, получают Его благодеяния независимо от своих заслуг и независимо от того, как они воздают Ему за Его доброту.
Рассудок соглашается с этим, равно и нравственная мудрость, которая признаёт, что причина Его доброты - не в человеческом поведении, даже если это поведение самое лучшее и самое безупречное. В основе наших ожиданий - лишь доброта Бога. Покаяние, хотя оно и необходимо, является не заслугой человека, а лишь условием принятия милостивого дара прощения, который Бог даёт по Своей доброте. Молитва сама по себе не является заслугой. Она не обязывает Бога ни к чему и не оставляет Его ни перед кем в долгу. Он слышит молитву потому, что Он добр, и ни по какой иной причине. Также и вера не заслуга человека; это просто доверие доброте Бога, а отсутствие доверия - это порицание святого характера Бога.
Все взгляды людей на мир могли бы измениться, если бы люди поверили, что живут под дружественным небом и что Бог на небесах, хотя и высок в Своём могуществе и Своём величии, очень хочет быть нашим другом.
Но грех сделал нас робкими и застенчивыми, и в этом нет ничего удивительного. Годы бунта против Бога породили в нас страх, который не преодолеть за один день. Арестованный бунтарь добровольно не входит в присутствие Царя, Которого он долго и безуспешно пытался свергнуть. Но если он действительно раскаялся, он может подойти, доверяя только любви и доброте своего Господа, и его не обвинят в том, что он совершил в прошлом. Когда мы возвращаемся к Богу, Он не обвиняет нас в грехах, даже если количество наших грехов столь же велико, как и численность всего человечества. Бог относится к нам с таким доверием, будто мы никогда не грешили.
Человек, который, несмотря на свои прошлые грехи, искренне хочет помириться с Богом, возможно, спросит с осторожностью: «Если я приду к Богу, как Он отнесётся ко мне? В каком Он будет настроении? Каким я Его увижу?»
Бог будет точно таким, как Иисус. «Видевший Меня, - сказал Иисус, - видел Отца...» (Иоан. 14:9). Христос ходил по земле вместе с людьми, чтобы показать им, каков Бог, и чтобы раскрыть истинную природу Бога человечеству, которое имело о Нём неправильное представление. Это было лишь одно из тех дел, которые Иисус сделал, будучи во плоти, но Он сделал это с чудесным совершенством.
От Иисуса мы узнали, как Бог относится к людям. Лицемеры, неискренние по своей сути, увидят Его хладнокровным и отчуждённым, каким они увидели когда-то Иисуса; но те, кто покается, увидят Его милосердным; те, кто осуждает себя, увидят Его великодушным и добрым. Для несмелых Он приветлив, для нищих духом - снисходителен, для незнающих - тактичен, для слабых - нежен, для чужестранцев - гостеприимен.
По нашему личному отношению к Нему мы можем определить, как Он примет нас. Хотя доброта Бога бесконечна и подобна гигантскому потоку радушия, Бог не будет навязывать нам Своё внимание. Если мы хотим быть так же хорошо принятыми, как был принят блудный сын, то должны прийти так, как пришёл он; а когда мы придём так же, как он, когда Отец снова прижмёт Своё дитя к Своему сердцу, то пусть за дверями сердятся фарисеи и законники, в доме будет праздник в честь нашего возвращения, будет музыка и веселье.
Величие Бога вызывает в нас страх, но Его доброта даёт нам возможность не бояться Его. Испытывать страх и не бояться - таков парадокс веры.
О Боже, мой покой на небесах!
В Тебе одном всё моё счастье,
Ты безответной просьбу не оставь,
Ко мне яви Своё участье.
Своё лицо мне покажи,
Сиянье вечных дней яви.
Так пусть же Твоя милость, доброта
Пройдёт перед глазами веры;
Твоё лицо хочу я увидать,
Ведь доброта Твоя безмерна.
С моей душой поговори,
Поведай о Своей любви...