Доброта Бога

Содержимое

Тозер Э. У.

О Господь, делай нам добро по Своему благоволению! Не по делам нашим воздавай нам, а действуй так, как это подобает Богу, Которым Ты являешься. Тогда нам нечего будет бояться ни в этом мире, ни в будущем. Аминь.

Слово «добрый» включает в себя столь многое, что краткое исследование Божественной доброты придётся начать с определения. Понять значение этого слова можно лишь исполь­зуя большое количество синонимов, уходя и вновь возвращаясь различными путями к одному и тому же.

Когда христианское богословие говорит, что Бог добр, оно говорит нечто иное, чем то, что Он праведен или свят. Свя­тость Бога громко прославляется на небесах, и эхо этого про­славления - голоса святых и мудрецов на земле, раздающи­еся всякий раз, когда Бог являет Себя людям; однако сейчас мы рассматриваем не Его святость, но Его доброту, а это не­что совсем иное.

Доброта Бога - это то, что располагает Его быть радуш­ным, благожелательным и исполненным доброй воли по отно­шению к людям. Сердце Его излучает нежность и живое со­чувствие, и Его отношение ко всем моральным существам неиз­менно остаётся открытым, искренним и дружеским. По природе Своей Бог склонен давать людям блаженство, и Он получает святое удовольствие от счастья Своего народа.

На каждой странице Библии прямо или косвенно говорится о том, что Бог добр, и это следует принять как составную часть веры, такой же непоколебимой, как и престол Бога. Доб­рота Божья - краеугольный камень всякой нормальной мыс­ли о Боге и необходимое условие нравственного здоровья. До­пустить, что Бог может быть недобрым, - значит отрицать вся­кое нравственное суждение. Если Бог не является добрым, то не может быть различия между добротой и жестокостью и не­беса могут быть адом, а ад - небесами.

Доброта Бога - это механизм, приводящий в действие все те благословения, которые Он ежедневно нам посылает. Бог со­здал нас, потому что у Него доброе сердце, и по той же причине Он искупил наши грехи.

Юлиана Норвичская ясно видела, что основа всякого бла­женства - доброта Бога. Шестая глава её невероятно прекрас­ной и проникновенной книги «Откровения Божественной люб­ви» начинается словами: «Это было показано для того, чтобы научить наши души мудро прокладывать себе путь к добро­те Бога». Затем она перечисляет несколько великих дел, сде­ланных ради нас Богом, и после описания каждого из этих дел добавляет: «По Своей доброте». Она видела, что вся на­ша религиозная деятельность и все способы проявления мило­сердия, какими бы правильными и полезными они ни были, - ничто до тех пор, пока мы не поймём, что за всеми делами Бо­га стоит Его непринуждённая доброта, которую Он проявляет по отношению к людям вне зависимости от их заслуг.

Божественная доброта, как одно из свойств Бога, не име­ет другой причины, кроме Самого Бога; она бесконечна, совер­шенна и вечна. Поскольку Бог неизменен, Он никогда не изме­няет степени Своей любви и доброты. Он никогда не был бо­лее добрым, чем сейчас, и никогда не будет менее добрым, чем сейчас. Он проявляет уважение не к отдельным только личнос­тям, но заставляет солнце светить и злым, и добрым и посы­лает дождь на праведных и неправедных. Причина Его добро­ты - в Нём Самом; те, кто получают Его доброту, получают Его благодеяния независимо от своих заслуг и независимо от того, как они воздают Ему за Его доброту.

Рассудок соглашается с этим, равно и нравственная муд­рость, которая признаёт, что причина Его доброты - не в человеческом поведении, даже если это поведение самое лучшее и самое безупречное. В основе наших ожиданий - лишь доб­рота Бога. Покаяние, хотя оно и необходимо, является не за­слугой человека, а лишь условием принятия милостивого дара прощения, который Бог даёт по Своей доброте. Молитва сама по себе не является заслугой. Она не обязывает Бога ни к чему и не оставляет Его ни перед кем в долгу. Он слышит молитву потому, что Он добр, и ни по какой иной причине. Также и ве­ра не заслуга человека; это просто доверие доброте Бога, а от­сутствие доверия - это порицание святого характера Бога.

Все взгляды людей на мир могли бы измениться, если бы люди поверили, что живут под дружественным небом и что Бог на небесах, хотя и высок в Своём могуществе и Своём вели­чии, очень хочет быть нашим другом.

Но грех сделал нас робкими и застенчивыми, и в этом нет ничего удивительного. Годы бунта против Бога породили в нас страх, который не преодолеть за один день. Арестованный бун­тарь добровольно не входит в присутствие Царя, Которого он долго и безуспешно пытался свергнуть. Но если он действи­тельно раскаялся, он может подойти, доверяя только любви и доброте своего Господа, и его не обвинят в том, что он совер­шил в прошлом. Когда мы возвращаемся к Богу, Он не обвиня­ет нас в грехах, даже если количество наших грехов столь же велико, как и численность всего человечества. Бог относится к нам с таким доверием, будто мы никогда не грешили.

Человек, который, несмотря на свои прошлые грехи, искренне хочет помириться с Богом, возможно, спросит с осто­рожностью: «Если я приду к Богу, как Он отнесётся ко мне? В каком Он будет настроении? Каким я Его увижу?»

Бог будет точно таким, как Иисус. «Видевший Меня, - ска­зал Иисус, - видел Отца...» (Иоан. 14:9). Христос ходил по земле вместе с людьми, чтобы показать им, каков Бог, и чтобы раскрыть истинную природу Бога человечеству, которое имело о Нём неправильное представление. Это было лишь одно из тех дел, которые Иисус сделал, будучи во плоти, но Он сделал это с чудесным совершенством.

От Иисуса мы узнали, как Бог относится к людям. Лице­меры, неискренние по своей сути, увидят Его хладнокровным и отчуждённым, каким они увидели когда-то Иисуса; но те, кто покается, увидят Его милосердным; те, кто осуждает себя, уви­дят Его великодушным и добрым. Для несмелых Он приветлив, для нищих духом - снисходителен, для незнающих - такти­чен, для слабых - нежен, для чужестранцев - гостеприимен.

По нашему личному отношению к Нему мы можем опре­делить, как Он примет нас. Хотя доброта Бога бесконечна и подобна гигантскому потоку радушия, Бог не будет навязывать нам Своё внимание. Если мы хотим быть так же хорошо при­нятыми, как был принят блудный сын, то должны прийти так, как пришёл он; а когда мы придём так же, как он, когда Отец снова прижмёт Своё дитя к Своему сердцу, то пусть за две­рями сердятся фарисеи и законники, в доме будет праздник в честь нашего возвращения, будет музыка и веселье.

Величие Бога вызывает в нас страх, но Его доброта даёт нам возможность не бояться Его. Испытывать страх и не бо­яться - таков парадокс веры.

О Боже, мой покой на небесах!
В Тебе одном всё моё счастье,
Ты безответной просьбу не оставь,
Ко мне яви Своё участье.
Своё лицо мне покажи,
Сиянье вечных дней яви.
Так пусть же Твоя милость, доброта
Пройдёт перед глазами веры;
Твоё лицо хочу я увидать,
Ведь доброта Твоя безмерна.
С моей душой поговори,
Поведай о Своей любви...

Выпуски