Драгоценное время

Содержимое

                Еф. 5:15-16

Развлечения

«Сказал я в сердце моем: „дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это - суета!» Еккл. 2:1.

Соломон, написавший Книгу Екклесиаста, был так богат и могуществен, что мог позволить себе всё, чего бы ни пожелал. Для него не существовало никаких ограничений. Однажды он решил впредь жить только для собственного удовольствия и наслаждаться всеми изысканными радостями, какие только был в состоянии предоставить ему мир. И он получил удовлетворение? Он остался довольным избранным стилем жизни? Нашёл в нём покой и мир? Нет. Всё оказалось ничтожным и пустым.

Мир и сегодня старается увлечь верующего и предоставляет ему широкий выбор, как лучше провести свободное время. Со стороны всё выглядит заманчивым и многообещающим. Любой вид - спорт, туры в экзотические страны - всё доступно каждому. Вне дома так много привлекательного, да и в доме есть всё, чтобы заполнить каждую свободную минутку, будь то компьютер, любые средства информации и прочие многочисленные технические изобретения. Многое из этого предлагается нам для саморазвития и самореализации. Нередко мы слышим вопрос: «Да какой может быть вред, если я проведу время тем или иным образом?» Или: «Вот уж от занятий спортом не бывает ничего, кроме пользы!» Но рассмотрим более внимательно несколько моментов, касающихся этой темы.

Когда мы проводим свободное время вне дома, нужно следить, в какое попадаем общество. Как бы то ни было, мы многие часы проводим с неверующими. Если даже группа верующих участвует в каком-либо мероприятии, она проведёт время в мирской атмосфере. Да, правильно, это имеет место и на нашем рабочем месте. Но как проводить досуг - это наш выбор, и он достаточно точно характеризует наше духовное состояние. Мы не можем находиться в мирском окружении без того, чтобы оно не оказывало на нас определённое влияние. Содержание программ, сама манера говорить и музыкальный фон - всё это никак не будет способствовать нашему духовному росту. Рано или поздно оно окажет определенное воздействие на твой внутренний мир, да и на поведение тоже.  Многое, чем мы можем заполнить свободное время в доме, имеет на нас то же самое воздействие. Да, мирское окружение отсутствует, но, несмотря на это, от нашего времяпрепровождения нет ничего, кроме вреда. Какой, к примеру, позитив в том, когда взрослые люди часами увлечённо заняты компьютерными играми? И что сказать о телепередачах, о видеофильмах и дисках, где в речи и поступках героев господствует примитив и бездуховность? Или содержание «захватывающих» романов? Неужели действительно таким видом досуга славится имя Господне?

Но мы считаем, что достаточно сильны, чтобы противостоять таким влияниям, и мы искренне не понимаем, каким образом они могут нам повредить. Это ведёт к другому вопросу, и его никак нельзя обойти молчанием. Какое впечатление мы производим на других, которые не так сильны, каковыми мы считаем себя? Кто более слаб в вере, последует нашему примеру. Им понравится то, что они видят и слышат, и они незаметно соскользнут к мирскому стилю жизни, потому что у них нет сил противостоять этим искушениям. Их интерес ко всему духовному ослабеет и может совсем заглохнуть. Своими необдуманными поступками мы можем привести брата или сестру к падению. Может быть, мы согласны со всем сказанным, но всё же есть у нас в запасе ещё один довод. Посещать места массового отдыха - это даёт нам возможность свидетельствовать о Господе. Мы утверждаем, что таким образом можем нести евангельскую весть людям, которые иначе никогда бы её не услышали. Этот момент тоже следует обдумать.

Действительно ли нашей целью является распространение Евангелия? Мы совсем не думаем о собственном удовольствии, и нас мотивирует только возможность благовествовать? В Писании нет такого примера, чтобы христианин пошёл на стадион или в театр с целью проповеди Евангелия.

Ни о ком из первых евангелистов не сказано, что они принимали участие в развлекательных мероприятиях, чтобы призывать их участников к покаянию. Мы не должны жить в полной изоляции от мира, но в то же время нам не стоит вступать с ним в слишком тесный контакт. Имеет смысл принять близко к сердцу предупреждение Екклесиаста. Он, сын Давида, царь израильский, предавался всем возможным увеселениям, и в конечном итоге вынужден был признать, что это всё ничтожно. Всё - суета сует и томление духа, - такой он делает вывод. Он не мог найти там решения жизненных проблем, там не было ничего, кроме сиюминутного проходящего веселья. Такая жизнь была жизнью пустой и никчемной, в ней не делалось никаких попыток исполнять обещанное.

И сегодня происходит то же самое. Нам не принесут удовлетворения многочасовые увеселительные мероприятия, но они сделают нас легкомысленными и поверхностными и воспрепятствуют нашему духовному росту. Для верующего человека есть другой, лучший путь.

Неразумность ничегонеделания

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым». Пр. 6:6.

В Книге Притчей много говорится о человеке праздном. Его называют ленивым. Он сторонится всякого труда и использует все мыслимые отговорки, чтобы только уклониться от работы, он не ставит перед собой никаких целей и ничего не добивается. Он никогда не запаздывает, потому что не ставит себе цели во времени. Стиль его жизни характеризуется инертностью и леностью, любимое занятие - праздность. «Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей» Пр. 26:14 - вот так человек ленивый предаётся бездействию. Его призывают брать пример с муравья и понаблюдать за его трудолюбием. Муравьи достигают многого, потому что помогают один другому. Они заготавливают пищу летом, используя время сбора урожая, и не допускают чтобы драгоценное время прошло впустую.

Мы по праву можем утверждать, что эта несколько утрированная характеристика относится не к нам, и даже не к нашей эпохе, но, тем не менее, может быть так, что мы проводим свой досуг подобным образом. На работе мы эффективно используем отведённое нам время, но дома расслабляемся - ведь после напряжённой работы так необходим отдых! Разумеется, это так. Но разве можно всё свободное время посвящать ничегонеделанию? Нет ничего, чем мы могли бы заняться?

О пустословии

«...приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» 1Тим. 5:13.

Апостол Павел говорит о молодых вдовах, которые свободны от обязанностей жены и матери. Но такая опасность существует для каждого, кто не приучил себя со смыслом использовать свободное время. Если мы проводим его в пустых, ничего не значащих разговорах, это легко может привести к тому, что найдут распространение истории до того приукрашенные, что они уже мало чем напоминают реальное событие. Да и сообщая то, что было в действительности, не будет излишним задаться вопросом, а нужно ли об этом говорить, не лучше ли оставить слово несказанным, если известно, что оно не принесёт никакого благословения?

Во времена Неемии Гешем был хорошо известен жителям Иерусалима. Он был чванливым пустословом. Любым слухам можно было придать достоверность, если сослаться на Гешема (Неем. 6:6). Даже если сказанное не соответствовало истине, можно было, называя имя Гешема, подмешать к самому нелепому слуху определённую дозу правдоподобности, и слуху этому верили. Мало чести быть известным только этим. Если мы имеем сомнительную репутацию пустослова, то это может сделать нас желанным гостем в таком доме, где охотно слушают малодостоверные истории. Но после нашего ухода такие «друзья» вряд ли будут о нас слишком высокого мнения.

Пустословие может принести ни в чём не повинным людям большой вред, поэтому лучше от него воздерживаться. Недолгое время, проведённое в кругу верующих за содержательной беседой, приправленной умеренной дозой юмора, может оставить хорошее впечатление. Но такие встречи ни в коем случае не должны быть местом, где плохо говорят об отсутствующих. Они в этот момент ничего не могут сказать в свою защиту. Не стоит таким образом проводить своё свободное время.

Опасность некоторых «безвредных» привычек

«Какая же польза ему, что он трудился на ветер?» Еккл. 5:156.

«И не сообразуйтесь с веком сим...» Рим. 12:2.

Наше время может быть заполнено множеством дел, о которых можно смело сказать, что это не грех, и в них нет ничего двусмысленного. Они не приводят нас в общество безбожников и не связаны с поступками, которые бесчестили бы имя Господне. Они не требуют от нас компромисса и не вынуждают нас впрягаться в одно ярмо с неверными. Так разве это не вполне допустимый способ проводить свободное время?

Но дело в том, что весь перечисленный позитив - всего лишь полуправда, одна лишь видимость. Мудрый верующий не только спросит: «Что плохого в том, что я собираюсь делать?», он, прежде всего, спросит: «Какое в этом для меня духовное приобретение?» Так ли мы уверены, что время тратится с пользой? Возрастаем ли духовно, получаем ли новые силы? Ты можешь сказать, что это несколько утрированный подход, но ведь мы всегда имеем возможность избрать такой вид отдыха, чтобы получить и физическое, и духовное подкрепление.

Если мы ближе рассмотрим некоторые виды «безвредного» времяпрепровождения, то увидим, что они не так уж безобидны и безвредны, как может показаться с первого взгляда. Часами смотреть телепередачи значит, что мы входим в чужой мир и, как уже было сказано выше, исполняем, или готовы исполнить чуждые нам обычаи, и смотрим на них под чуждым нам углом зрения. Это может нанести нашей духовной жизни непоправимый вред.

Следует избегать развлекательных программ из интернета, видеофильмов и дисков мирской направленности. Может произойти так, что мы будем считать всё увиденное и услышанное вполне приемлемым, мы входим в этот ранее чуждый для нас мир, и нас уже не беспокоят угрызения совести. Индустрия развлечений так заманчиво оформляет свой товар, что многие верующие, особенно молодые, уже не могут противостоять этому натиску, да часто и не хотят.

Определить, какие мы занимаем позиции, можно, ответив на следующие вопросы: Может ли так быть, чтобы мы лучше знали продукцию индустрии развлечений, чем Библию? Можем ли мы честно сказать, что Господь мог бы присутствовать при всем, что мы смотрим и слушаем? Можно ли назвать атмосферу, которой мы дышим, жилищем Святого Духа?

Пусть всем нам служит предупреждением слово из Рим, 12:2. Там сказано: «Не сообразуйтесь с веком сим», то есть верующий не должен носить образ мира сего, нельзя допускать, чтобы наш внутренний мир формировался под воздействием духа времени.

Если заготовка должна превратиться в пригодную к употреблению вещь, это не происходит в один миг. Нужна тщательная обработка, иногда мастер трудится очень долго, и вот постепенно вырисовываются контуры будущего изделия. Каждая выполненная операция вносит малозаметные изменения, но весь комплекс обработки приводит к радикальным преобразованиям.

Вот здесь и кроется опасность «безвредного» и «безобидного» пребывания в чуждом нам мире развлечений. Не сразу наступают перемены, это процесс длительный: каждый день мы немного меняемся, и в конечном итоге уже ничем не отличаемся от мира. Мы возвращаемся на ту плоскость, где когда-то были.

Процесс обратного превращения продолжается, и мы этого даже не замечаем. Но со временем изменится наш образ мыслей. Процесс деградации может растянуться во времени, но он реален. Нам следует остерегаться такого развития событий и признать, что кажущаяся безвредность всё-таки может причинить нам ощутимый ущерб.

Джон Грант

Выпуски