Наш первостепенный долг

Содержимое

Бог установил, что человек должен трудиться. Так было от начала. Первому человеку Адаму было поручено хранить и возделывать Едемский сад. Даже в тех идеальных условиях на повестке дня стояла работа, хотя работа эта существенно отличалась от той, которую человек был вынужден выполнять позднее. Это уже после грехопадения работать нужно было «в поте лица» (Быт. 3:19). Земледельческий процесс стал трудоёмким, пропитание человеку доставалось ценой больших усилий. Каждый, кто работает, подтвердит, что в этом и сегодня мало что изменилось. Работа требует от нас физического и интеллектуального напряжения, а это порой очень утомительно.

Священное Писание говорит, что верующие (и не только верующие, но и каждый человек) обязаны трудиться.

Рассмотрим, на чём основывается это требование.

Работай, чтобы быть образцом для неверующих

«... усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать своё дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чём не нуждались» 1Фес. 4:11-12.

Требование Апостола Павла трудиться своими руками имеет следующие обоснования:

Во-первых, верующие должны иметь хорошую репутацию. К образу жизни христиан, которым писал Павел, внимательно присматривалось их неверующее окружение. Люди внешние всегда замечают, когда в жизни верующих случаются ошибки или противоречивые поступки. Так было во времена апостолов, ничего в этом не изменилось и сейчас. Последователи Евангелия не имеют права вести праздный образ жизни. Христиане, которые не хотят своим трудом добывать хлеб насущный, выставляют Евангелие в ложном свете - то Евангелие, которое сами же исповедуют. В своей жизни они не проявляют честности и добросовестности, которых ждут от них окружающие, и поэтому скоро теряют их уважение.

Да, сегодня не редкость, что многие не по своей вине не имеют работы. Но они готовы к ней приступить и постоянно её ищут. Однако некоторые ведут себя иначе - они никогда не искали работы и сделали безделье своим образом жизни. Такое поведение решительно осуждает Священное Писание.

Стоит обратить внимание, что говорит Павел о работе своими руками. Именно это - достойный способ жизнеобеспечения. В Библии ничего не сказано о том, что работа ремесленника менее уважаема, чем другие виды деятельности. Сам Павел временами зарабатывал на жизнь изготовлением палаток. Что делал Павел, того и мы не должны считать ниже своего достоинства, точно так же, как нам не к лицу считать неполноценными тех, кто занят неквалифицированным трудом. Священное Писание называет достойным всякий труд - будь то ремесло или служба в офисе, работа на производстве, в строительстве, или работа творческая.

Трудись, чтобы обеспечить себя и свою семью

«...чтобы вы поступали благоприлично пред внешними и ни в чём не нуждались» 1Фес. 4:12.

Работать мы должны ещё и для того, чтобы быть самостоятельными. Работать - это наш долг перед самими собой и перед теми, за кого мы несём ответственность. Если мы пренебрегаем этим долгом, то лишний раз даём повод окружающим ложно истолковывать Евангелие. Обрати внимание, что говорится об этом в 1-м Послании к Тимофею 5:8: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного».

Никто не станет принимать всерьёз моё свидетельство, если я плохо обеспечиваю свою семью. Если мы в состоянии работать, но систематически от этого уклоняемся и надеемся, что о нас позаботится Господь (грубо говоря, сидим и ждём, пока кто-то принесёт нам продукты, одежду и деньги), то это абсолютно не вяжется с принципами Писания. Да, это правда, что Господь заботится о праведниках. Давид говорит, что никогда «не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). Но сидеть праздно и надеяться на щедрость других - не значит жить жизнью праведника!

Трудись, чтобы не жить в праздности

«...усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать своё дело и работать собственными руками» 1Фес. 4:11.

Работать мы должны ещё и потому, чтобы избежать искушения слишком глубоко погружаться в личную жизнь других. Праздность приносит с собой проблемы, которых в другом случае у нас не было бы. Очень легко соскользнуть к образу жизни, единственным содержанием которой является «перемывание косточек» своих ближних и прослыть при этом сплетником и пустословом. Как только наше время не будет обозначено дисциплинированностью, которую приносит с собой занятость, пустоту тотчас заполнит суесловие, и мы станем принимать активное участие в обсуждении дел и событий, которые вовсе нас не касаются. Праздность повлияет и на нашу духовную жизнь. Если мы бездеятельны в одной сфере, это тотчас распространится и на другую.

Пожалуйста, ещё раз обрати внимание на все опасности праздности: очень мало пользы от того, что мы вмешиваемся в чужие дела, оставляем без внимания тех, кто нуждается в помощи, и производим негативное впечатление на окружающих. Дело это серьёзное, и к нему нельзя относиться легкомысленно. Павел не только рекомендовал фессалоникийцам работать, но прямо требовал этого от них. Эта сфера так же важна, как и остальные указания, которые он давал им раньше относительно освящения их жизни.

Работай, чтобы ты мог помочь тем, кто нуждается

«Кто крал, вперёд не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающимся» Еф. 4:28.

Здесь сравнивается жизнь верующих до и после покаяния. Для многих кража в прошлом была делом само собой разумеющимся. Но теперь прямой долг каждого - зарабатывать на жизнь честным трудом, а не извлекать для себя пользу такими поступками, которые более не к лицу верующему. Но мы видим, что этим дело не заканчивается. Существует не только обязанность трудиться - кроме этого, верующий должен помогать тем, кто нуждается. Тот, кто раньше удовлетворял свои потребности с помощью краденого добра, тот теперь трудится и обеспечивает себя сам, да ещё и помогает другим. Работа, таким образом, не является для христианина деятельностью только во благо себе. Он помнит и о нуждах других. Но обрати внимание на то, что это те потребности, которые удовлетворять необходимо, и не допускай, чтобы твои деньги тратились бесцельно. Смотри, кому ты даёшь, и на что расходуется твой дар. Кроме того, не нужно забывать о том, что мы в первую очередь обязаны помогать братьям по вере. Да, в наше время есть государственные фонды помощи нуждающимся, но это не значит, что они могут помочь абсолютно всем. Многие верующие попадают в такие ситуации, когда помощь им крайне необходима, и наш долг - помогать им в той степени, в какой благословляет нас Господь.

Работай, чтобы поддерживать дело Господне

«Вы ... и раз и два присылали мне на нужду» Флп. 4:16.

Верующие не только понимают, что должны помогать нуждающимся, но сознают и то, что должны поддерживать труд по распространению Евангелия. Филиппийцы неоднократно давали деньги Апостолу Павлу, их дар был, «как благовонное курение, как жертва приятная, благоугодная Богу».

Если я что-то жертвую для дела Господнего, то это не должно происходить в однажды установленном формате, но в соответствии с тем, как Бог благословляет меня в материальной сфере (1Кор. 16:2). При этом я должен продумать, в чём нуждаюсь сам, и какими средствами располагаю, и потом уже определить перед Господом, что могу дать. Поступая так, я признаю, что хоть я и имею работу, мои средства в конечном итоге приходят от Господа, и только благодаря Ему я могу обеспечить себя и что-то уделять другим.

Выпуски