Милосердие Бога

Содержимое

Святой Отец, Твоя мудрость приводит нас в восхищение, Твое могущество наполняет нас страхом, Твоя вездесущность превращает каждый клочок земли в святое место. Как нам в достаточной мере отблагодарить Тебя за Твое милосердие, которое снисходит до наших самых глубоких нужд, чтобы дать нам красоту вместо пепла, бальзам радости вместо траура, вместо уныния - одежду хвалы? Мы благословляем и прославляем Твое милосердие благодаря Иисусу Христу, нашему Господу. Аминь.

Когда мы, сыны тьмы, очищенные Кровью вечного завета, достигнем наконец Отчего дома, который во свете, у наших арф будут тысячи струн, но лучше всех зазвучат те из них, которые будут настроены восхвалять совершенное милосердие Бога.

Ибо по какому праву мы будем там? Разве мы, с нашими грехами, не принимали участия в нечестивом бунте, опрометчиво пытаясь свергнуть с престола славного Царя творения? И разве в прошлом мы не ходили мирскими путями, повинуясь воле лукавого, царствующего в мире,- духа, который действует ныне в сынах противления? И разве не жили мы некогда в похотях нашей плоти? И разве по своей природе мы не такие же чада гнева, как и прочие люди?

И всё же, несмотря на это, мы, бывшие некогда врагами и чужими Богу, однажды предстанем перед Ним, и на нашем челе будет Его имя. Мы, заслужившие изгнание, будем наслаждаться общением с Богом; мы, заслужившие мучения ада, будем наслаждаться блаженством небес. И всё это благодаря чуткому Божьему милосердию, с помощью которого нас осенила небесная заря.

Боже мой, когда всё Твоё милосердие
Обозрит воспарившая в небо душа,
Восторгаясь, я буду смотреть с изумленьем
И звучать Тебе будет вовеки хвала...

Милосердие - это атрибут Бога, это бесконечная и неисчерпаемая энергия внутри Божественной природы, располагающая Бога к активному сочувствию. И в Ветхом, и в Новом Завете провозглашается милосердие Бога, но в Ветхом Завете о нём говорится в четыре с лишним раза больше, чем в Новом.

Мы должны навсегда изгнать из наших умов общепринятое, но ошибочное представление о том, что справедливость и праведный суд характерны для Бога Израиля, в то время как милосердие и благосклонность характерны для Господа Церкви. На самом деле в вопросах милосердия и справедливости нет принципиального различия между Ветхим Заветом и Новым. В Новом Завете более полно раскрывается истина об искуплении грехов, но в обеих частях Священного Писания говорит один и тот же Бог, и то, что Он говорит, согласуется с тем, чем Он является.

Где бы и когда бы Бог ни появлялся перед людьми, Он действует согласно Своей сущности. Будь то в Эдемском саду или в Гефсиманском, Бог одинаково милосерден и справедлив. Он всегда был милосерден по отношению к человечеству и всегда будет справедлив, проявляя милосердие. Таковым Он был до всемирного потопа, таковым Он оставался и тогда, когда Христос жил на земле; таковым Он является сейчас и будет таковым всегда только по той причине, что Он - Бог.

Если бы мы могли помнить, что Божественное милосердие - это не временное настроение, а свойство вечного Бога, мы не боялись бы, что когда-нибудь это милосердие прекратится. Милосердие никогда не началось, оно существовало вечно, и оно никогда не прекратится. Оно никогда не возрастёт, поскольку оно само по себе бесконечно; и оно никогда не уменьшится, потому что бесконечное не может уменьшаться. Ничто из того, что произошло или произойдёт на небе, или на земле, или в аду, не может изменить чуткое милосердие нашего Бога. Его милосердие остаётся вечным. Это бесконечная, несметная, необъятная Божественная жалость и Божественное сочувствие.

Суд - это Божья справедливость, предстающая перед моральной несправедливостью, а милосердие - это милость Бога, предстающая перед страданием и виной людей. Если бы в мире не было вины, боли и слёз, Бог всё равно был бы бесконечно милосерден, но тогда Его милосердие могло бы оставаться скрытым в Его сердце и неизвестным сотворённой Им Вселенной. Не раздалось бы ни одного голоса, прославляющего милосердие, в котором не было бы нужды. Божье милосердие вызывают человеческие несчастья и человеческие грехи.

«Господи, помилуй! Иисус Христос, помилуй!» - умоляет церковь на протяжении столетий; но, если я не ошибаюсь, в этой мольбе слышится нота печали и отчаяния. Умоляющий крик, так часто повторяемый таким тоном, будто молящиеся уже смирились со всеми обстоятельствами и впали в уныние, заставляет подумать, что они молят о даре, который на самом деле никогда не ожидают получить. Церковь может с сознанием выполненного долга воспевать величие Бога и несчётное число раз читать символ веры, но в её мольбе о милосердии так мало надежды, что кажется, будто милосердие - это небесный дар, о котором можно только мечтать и которым никогда нельзя воспользоваться.

Почему мы не можем постичь чистую радость лично испытанного милосердия Божьего? Может, причиной этого является наше неверие? А может, наше незнание? А может, и то и другое? Когда-то именно неверие и незнание были причиной того, что народ израильский не воспринял Божье милосердие. «Ибо свидетельствую им,- говорил апостол Павел,- что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим. 10:2). Народ израильский не постиг Бога. Об этом народе, находившемся в пустыне, автор Послания к Евреям говорит: «...но не принесло им пользы слово слышанное, не растворённое верою слышавших» (Евр. 4:2). Для того чтобы принять милосердие, мы должны знать, что Бог милосерден, и верить в это милосердие. И недостаточно верить, что когда-то Бог явил Свою милость Ною, Аврааму и Давиду и что когда-нибудь, в будущем, Он вновь явит Своё милосердие. Мы должны верить, что милосердие Бога беспредельно, свободно и доступно нам через Иисуса Христа сейчас, в нашей теперешней ситуации.

Можно всю жизнь молить Бога о милосердии, слабо надеясь на то, что когда-то, в конце жизни, мы это милосердие получим. Это то же самое, что дать в своём сердце место робости и неверию и умирать от голода рядом с залом, где идёт пир, на который нас радушно пригласили. Мы можем войти в зал, доверившись милосердию Божьему, и насыщаться приготовленными яствами вместе со всеми алчущими и жаждущими.

Вставай, душа, вставай,
Вины отбрось свой страх:
Заступника Христа Струится кровь  из ран.
Мой Поручитель пред престолом,
Записан я в Его ладонях.
Я с Богом примирён;
Прощенья слышен глас:
Назвал меня Своим -
И страх в душе угас.
К Нему с доверьем приближаюсь
И «Авва, Отче» я взываю…

Выпуски