Содержимое

В наш преступный век родителям необходимо обратить серьезное внимание на свою ответственность за дисциплину в семье.

В первой книге Царств повествуется об одном отце по имени Илий. Его сыновья были священниками, а сам Илий исполнял роль первосвященника и судьи. «Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами... И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа. Нет, дети мои, не хороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень» (1 Цар. 2: 22-24).

Илий предстает перед нами слабым, благодушным отцом. Хотя он и выразил словами протест против нечестивого и безнравственного поведения сыновей, все же не предпринял дополнительных мер в их воспитании. Он даже не пригрозил, что они потеряют священническую должность, если не покаются. Для Илия, вероятно, это было нормой отношения к сыновьям. По-видимому, он с детства не приучил их к повиновению. Слова без соответствующих действий оказываются в воспитании детей совсем неэффективными.

Бог послал к Илию пророка со строгим выговором: «Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего - Израиля?» (1 Цар. 2: 29). Очевидно, Илий хотел сохранить добрые отношения с сыновьями, но в итоге выступил против Бога и оказался на их стороне.

Пророческий приговор говорил о том, что два сына Илия вскоре умрут, причем оба в один день. Вдобавок к этому, все потомство Илия было обречено на умирание в расцвете сил.

Бог еще раз предупредил Илия о наказании: «И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. В тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу. Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1 Цар. 3:11-13).

Бог призвал Илия к ответственности за то, что он не обуздывал своих сыновей. Неспособность Илия отстранить сыновей от священства говорит о том, что он и раньше не в состоянии был остепенять их надлежащими методами. Илий не видел необходимости в родительской дисциплине.

Какое место занимает дисциплина в наших семьях? Позволяем ли мы своим детям недобросовестно учиться или же спать в воскресенье, вместо того чтобы идти на богослужение? Если мы потворствуем этим наклонностям, то причиняем детям огромный вред. Мы занимаем позицию Илия и непременно пожнем  горькие плоды. Важно видеть взаимосвязь между печальным состоянием детей и невыполненным родительским долгом (1Цар. 2: 12). Ребенку, который, будучи непослушным, остается  без наказания, будет очень трудно покориться Богу и подчиниться власти, данной Богом церкви. И напротив наученный послушанию с детства окажется сосудом, пригодным для Царства Божьего, и даже в критических обстоятельствах жизни сможет сказать: «Господи, не моя воля, а Твоя да будет!»

Родительская дисциплина обязательна и крайне необходима. Некоторые родители утверждают, что они - хорошие наставники для своих детей и не хотят быть деспотами, наказывая их. Но быть слабым родителем в вопросе воспитания - значит не пресекать грех в жизни детей и допустить их падение, что является прямой виной перед Богом.

Есть в Библии образ еще одного отца. Это царь Давид. Посмотрим, как он относился к одному из своих сыновей, и возьмем урок для себя. «Адония, сын Аггифы, возгордившись, говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов. Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?.. И советовался он с Иоавом, сыном Саруиным, и с Авиафаром священником, и они помогали Адонии» (3 Цар. 1: 5-7).

Давид слишком много позволял своему сыну Адонии. Это привело к тому, что Адония дерзко захватил престол, игнорируя волю отца. Ведь он знал, что наследником престола должен быть Соломон.

Когда пророк Нафан узнал о заговоре Адонии, он сразу же приступил к действию. «Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. Иди и войди к царю Давиду, и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «сын твой Соломон будет царем после меня, и он сядет на престоле моем”? Почему же воцарился Адония? И вот, когда ты еще будешь говорить там с царем, войду и я вслед за тобою, и дополню слова твои» (3 Цар. 1:11-14).

Вирсавия послушно исполнила указания Нафана. В тот момент у Давида хватило решительности издать царский приказ и немедленно помазать Соломона на царство.

Почему же Адония смог так презреть планы отца? Этому, видимо, содействовало то, что отец «никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?» (3 Цар. 1:6). Давид разрешал Адонии действовать своевольно, и такой вид воспитания принес в итоге горький плод.

Перед нами пример двух отцов, которые во многих отношениях прожили жизнь, достойную подражания, но которые не обременяли себя родительской обязанностью дисциплинировать детей. Это пренебрежение породило целый ряд трагических последствий.

Есть родители, склонные к чрезмерной строгости, и есть родители все позволяющие. Обе крайности мешают правильному воспитанию детей и никогда не принесут доброго плода.

Жизнь постоянно проверяет и утверждает правдивость мудрых слов Священного Писания: «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притч. 29:15).

Если вы склонны к диктаторскому управлению детьми - помните, что гнев и суровость могут привести в страх, но никак не убедят ребенка в вашей правоте. Больше того, если вы наказываете ребенка в гневе, то вскоре потеряете его уважение, а то и вызовете ответные вспышки гнева и недовольства. А Писание учит нас: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:21). Дети должны уважать родителей, но покорять их только страхом - неправильно. Страх лишает откровенности - весьма важного элемента во взаимоотношениях родителей с детьми. Дети должны бояться розги, а не отца с матерью.

Желающему избежать чрезмерной строгости в воспитании грозит опасность попустительства. Такую ошибку совершили Илий и Давид. Сегодня весь мир делает ударение на то, что дети должны получить полное право на самовыражение и должны развиваться, как хотят. Соглашаясь с такой точкой зрения, родители лишают себя возможности дисциплинировать детей по Писанию.

Родительская любовь по природе мягкая. И если она не закалена Божественной любовью, то обычно становится вседозволяющей и сентиментальной. Такая любовь ослепляет родителей, и они не видят ошибок своих детей и всегда считают их правыми.

Попустительство родителей может выражаться в разных формах. В одной семье мать, когда дети не слушались, уходила в свою комнату и молилась. Молитвой она старалась заменить строгие способы воспитания. Естественно, такая замена не привела к добрым результатам.

Часто родители говорят ребенку: «Еще раз сделаешь так, я накажу тебя!» Что же случается, когда поступок действительно повторяется? Зачастую за ним следуют дополнительные словесные угрозы. Так слова заменяют розгу. И если такие родители действительно накажут однажды ребенка, это наказание не принесет пользы. Наказание эффективно вовремя. Оно делает свое доброе дело, когда совершается своевременно и правильно.

Если вы позволяете своему ребенку делать то, что он хочет, оставляя его без наказания, то имейте в виду, вас и вашего ребенка ожидает несчастье.

Все люди приходят в мир со своенравной, греховной природой, и если в детстве методами правильной дисциплины не изменить естественное движение ребенка по наклонной, он пойдет в неверном направлении. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареется» (Притч. 22: 6).

К воспитанию ребенка необходимо приступать как можно раньше. Как только он начинает проявлять признаки эгоизма и гнева,- он уже достаточно вырос, чтобы быть наказанным за это. Приступ раздражения даже у годовалого ребенка должен быть осажен наказанием, чтобы он научился ответственности за свои чувства.

Сегодня очень много говорится о том, что нужно понимать детей, убеждать их, объяснять им мотивы и причины наказания. И это правильно. Когда ребенок начнет понимать слова, объяснению должно быть уделено место. Но своеволие ребенка должно быть сломлено задолго до наступления этого периода. Задолго до того, как вы сможете говорить с ребенком и переубеждать его, вы должны поработать над его характером. Ребенок должен понимать слово «нет»  задолго до того, как родители смогут объяснить ему, почему нельзя делать то или другое.

Для плодотворности родительской дисциплины необходимо сотрудничество между отцом и матерью. Если один наказывает, а другой жалеет, исправительное действие будет уничтожено. К тому же это учит ребенка настраивать одного родителя против другого, что приводит к еще большему разрушению единства семьи.

Успех родительской дисциплины зависит от постоянства. Не разрешайте ребенку сегодня делать то, что вы запрещали вчера, и завтра - то, что запрещаете сегодня. Иначе вы создадите неразбериху в его мышлении. Он должен знать установленные родителями границы. Будьте конкретны, тверды и последовательны!

Маленькие дети на богослужениях могут причинять беспокойство окружающим, и родители должны обращать на это внимание. Несмотря на присущую детям неусидчивость, мы должны идти на богослужение вместе с ними, но при этом дома обязательно объяснять им, как вести себя в церкви. Ребенок должен уяснить, что значит слово «нет», что родители сдержат свое слово и накажут за непослушание.

Мамы и папы обычно могут определить, почему плачет их дитя - от неудобства иди от каприза. Если очевидно, что он плачет от неудобства, выйдите с ним, чтобы не отвлекать других. Если же ребенок добивается своего, тоже выйдите с ним и найдите место, где его наказать. Но, как раньше было сказано, основное воспитание должно проходить дома.

Несказанно плохо, когда детей за плохое поведение выводят из собрания и разрешают им свободно бегать в вестибюле или в подвальном помещении молитвенного дома. Ребенок, который таким образом добивается своего, повторит свое «представление» и на следующем собрании. Когда плохое поведение награждается свободой, ребенок получает желаемое, но когда его за это накажут, он получает то, что ему нужно. Дети должны понять, что они попадают в худшую обстановку, когда их выводят из собрания.

Игрушка, которую мать берет на собрание для малыша, не должна создавать шум. Хотя и такие игрушки ребенок может бросать или ронять, и это тоже причиняет неудобства, отвлекает ближних. Такого рода проблему можно разрешить, привязав к игрушке нитку или веревочку. Это поможет матери держать игрушку при себе.

Если дети после собрания начинают бегать, смеяться и даже кричать, это нарушает благоговение. Для игр у детей должно быть определенное время и место, и не следует позволять им это ни в доме молитвы, ни во дворе.

Плохое поведение детей очень заразительно. Если после собрания вы расслабляетесь и, общаясь с друзьями, разрешаете детям бегать без присмотра, вы осложняете обстановку для тех родителей, которые ограничивают своих детей и не разрешают им развлекаться в молитвенном доме.

Родительская дисциплина требует, чтобы отец и мать были в курсе всех дел, которыми занимаются их дети. Давать подросткам возможность самостоятельно принимать решения и чувствовать на себе ответственность - хорошо, но необходимо оставаться при этом близким наблюдателем, готовым в любой момент прийти на помощь.

Ваша дочь может выбрать себе неприличную одежду, а сын - прийти домой с прической по последней моде. Это как раз те моменты, когда вы должны с любовью и настойчивостью проявить данную Богом власть.

Мудрые родители наблюдают за решениями своих подрастающих детей и предохраняют их от всевозможных соблазнов и прихотей, присущих испорченному сердцу человека.

Занятия детей в свободное время тоже должны быть известны родителям. Возможно, вы радуетесь, что ваши дети много читают. Это на самом деле хорошее занятие. И все же оно может превратиться в повод избегать работы. К тому же необходимо обращать внимание и на содержание книг: укрепляют ли они хороший характер, обогащают ли душу, или питают нездоровую фантазию и вместо пользы причиняют вред?

Родители обязаны научить детей бережливости и правильному отношению к деньгам. Если кто-то из ваших детей уже зарабатывает, и вы разрешаете им оставлять часть денег себе, научите их жертвовать на дело Божье.

Еще в детстве необходимо научить сыновей и дочерей заботиться о финансовом положении семьи. В послании Тимофею есть такое замечание о взрослых детях: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Мы привыкли относить этот стих к кормильцу семьи, будто это касается его отношений к жене и детям. Но обратим внимание, что здесь сказано: «если же кто...» Согласно контексту, если у вдовы есть взрослые дети и внуки, то они обязаны помогать ей материально, причем их обязанность предшествует обязанности церкви. Это библейский принцип: в материальных трудностях помощь в первую очередь должны оказывать близкие родственники. И это правило, эту заботу необходимо прививать детям.

Родительская дисциплина - один из верных способов избавления души ребенка от преисподней: «Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Притч. 23: 13-14). Эти слова вносят в воспитание детей характер неотложности. Приступите к действиям тотчас, и вы никогда об этом не пожалеете!

Выпуски