Содержимое

В Ев. от Лук.17:20-21 представлен диалог: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царство Божие, отвечал им: «Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь» или: «Вот там». Ибо вот, Царство Божие внутри вас есть». В чем подоплека этой беседы, и что, в сущности, Иисус имел в виду, говоря о Царстве Божьем?

Дело в том, что представления о Царстве Божьем у Иисуса и у фарисеев были различны. Мы не знаем насколько фарисеи, задавая Иисусу этот вопрос, были искренни, ведь известно, что своими каверзными вопросами они, зачастую, пытались устроить Ему западню.

Представление фарисеев о Царстве Божьем базировалось на буквальном толковании ветхозаветных пророков. Согласно этому толкованию, обещанный Богом Мессия (Христос) должен посетить израильский народ, освободить его от ига Рима и от всех других врагов. Затем Мессия установит Свое Царство на земле, в котором евреи, как избранный народ, будут занимать доминирующее положение. На всей земле воцарится тотальный мир и великое материальное благоденствие. Все народы в этом царстве, вольно и невольно, будут поклоняться Царю-Мессии.

В данной теории невооруженным глазом просматриваются две главные составляющие этого царства - национальная идея и материальное благоденствие. Представления фарисеев о Царстве Божьем по своей сути мало чем отличалось от современного учения о тысячелетнем царстве. В связи с этим небольшая ремарка: если учение о тысячелетнем царстве верно, то фарисеи не ошибались в своих понятиях о царстве, в его сути, но ошибались во времени его исполнения.   

Будет вполне вероятным предположить, что вопрос этот возник у фарисеев по причине того факта, что Иисус, Который не скрывал, что Он есть Христос, т.е. Мессия, ничего не изменил в общественной жизни Израиля. По большому счету Израиль ожидал от своего Мессии то, что многие народы сегодня ожидают от своих правителей - политических, экономических и социальных реформ. Как бы то ни было, Иисус, зная их мировоззрение и настроение, хорошо понял подоплеку вопроса. И ответ Его, как всегда, был блестящим, ведь в нем Он выразил всю суть Царства Божьего. Примечательно, что Иисус не обещает фарисеям и в будущем такого царства, которого они ожидали. Следует сказать, что Спаситель много проповедовал о Царстве Божьем, однако о таком царстве, которое присутствовало в умах фарисеев, Он никогда никому не говорил.

Для меня странным является один момент: если Царство Христа по представлениям фарисеев, столь грандиозное как по событиям, так и по времени, действительно имеет право на существование, тогда почему Иисус нигде - ни в проповедях, ни в интимных беседах с учениками - об этом не упоминает? Ответ, безусловно, кроется в том, что Иисус сказал фарисеям - Царство Божие не плотское (не земное), но духовное, и оно предназначено для человеческого сердца. Ради этого Христос родился в мир и отдал жизнь Свою. На суде Иисус сказал Пилату: «Царство Мое не от мира сего». Римлянам Павел писал: «Ибо Царство Божие - не пища и питье, но праведность, и мир, и радость в Духе Святом. Кто этим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения людей». Церковь Христа, спасение через благодать, человеческое сердце, как обитель триединого Бога (Ин.14:23), победа над дьяволом и грехом - все это и есть Царство Христа на земле.

Царство Христа включает в себя два важных аспекта:

1) оно - духовное

2) оно - вечное, непреходящее.          

«И в дни тех царств Бог Небесный воздвигнет Царство, которое вовеки не разрушится; и царство это не будет передано другому народу: оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан.2:44).

«И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лук.1:31-33). Когда духовные учители обосновывают так называемое «тысячелетнее царство» вышеуказанными местами Священного Писания, то они, по меньшей мере, поступают некорректно, поскольку, согласно этому же учению, сатана после долгого (1000л.) заточения выйдет на свободу и не оставит камня на камне в этом царстве. На мой взгляд - это самое трагичное и самое позорное звено в цепи данного учения, которое, как ничто другое, дискредитирует могущество и честь нашего Господа. Представьте себе: Христос восседает на троне Давида и царствует в Своем великолепном царстве, но вдруг приходит сатана и все разрушает, вопреки тому, что говорит Писание. Возможно ли такое? Возможно ли, чтобы Царь царей и Господь господствующих, Тот, Кому дана всякая власть на небе и на земле, потерпел бы поражение? Ведь поражение войска - это, прежде всего, поражение самого полководца. В таком случае полководец либо сбегает с поля битвы, либо его пленяют и убивают (И.Н. 8:21-29). Возможно ли, чтобы Церковь, которая есть часть Царства Христа и которую врата ада не в состоянии одолеть, могла потерпеть поражение? Думаю, что все эти риторические вопросы не нуждаются в ответах. Мы не должны Царство Господа нашего Иисуса Христа уподоблять земным империям, которые возникали, достигали пика своего расцвета, а потом распадались. Так же мы не должны пророческие символы о Царстве толковать буквально, чтобы не впасть в противоречие. Царство Христа - Царство уникальное. Его уникальность состоит в том, что его царем является Сам Бог; оно духовное, и в нем отсутствуют грешники.

                П. С. Б.

Выпуски