Содержимое

«Горе им, когда удалюсь от них!» (Ос. 9:12). Эта одна из самых страшных угроз в Библии. Может ли быть что-то страшнее для человека, нежели быть отвергнутым Им, источником всякой жизни?

А когда эта страшная угроза будет приведена в действие на неисправимых? После смерти? Без всякого сомнения. За гробом нам никакой благодати не обещано, так что уходящим неподготовленными в вечность уже больше никогда не будет предоставлена возможность для принятия спасения. Поэтому Библия и придаёт такое большое значение немедленным действиям и решительно предостерегает от промедления.

И всё же несомненной истиной является то, что для человека время благодати может закончиться задолго до его смерти. Если Бог лишает человека благодатного воздействия своего Святого Духа, то его участь решена так же окончательно, как если бы он тотчас был призван к престолу Его суда. О, если бы все те, что склонны откладывать получение спасения своей души, приняли к сердцу отмеченные данной главой истины!

Спасение человека зависит от воздействия и посредничества Святого Духа. Без таковых так же невозможно спастись, как и без примирительной смерти Христа. Спаситель мог отдать за нас свою жизнь, искупив тем самым для нас великое спасение; совершенное и свободное спасение может весьма часто и настойчиво предлагаться нам; но если при всём этом сердца не будут пробуждены и подготовлены Святым Духом, то они уклонятся от принятия спасения. Это Святой Дух убеждает человека в его греховности и смягчает его сердце. Это Божий Дух наставляет верующих на всякую истину, утешает и поддерживает их во всех жизненных ситуациях и готовит их ко дню пришествия Господа. Вся святость, которую может достигнуть человек, является плодом Духа. Если бы Святой Дух не воздействовал так сильно на сердце грешника, то последний не смог бы почувствовать проявлений Божьей благодати. И сколь бы ясно и убедительно ни была представлена ему божественная истина, она не сможет убедить его или воздействовать на него, если не будет сопровождаться силой Святого Духа.

Это благодатное воздействие Святого Духа может когда-то прекратиться, и тогда грешник будет предоставлен самому себе на избранном им пути к вечной погибели. «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым людьми» (Быт. 6:3). Поэтому и исходят серьёзные предупреждения: «Не опечаливайте Святого Духа» (Еф. 4:30); «Духа не угашайте!» (1.Фес. 5:19). О грешниках древности нам сообщается: «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: сам воевал против них» (Ис. 63:10). Противостоящие Божьему Духу рискуют остаться в своей слепоте и жестокосердечии, и никогда больше не быть пробуждёнными и обеспокоенными Святым Духом.

Исав продал своё первородство за чечевичную похлёбку, а позднее, когда хотел получить отцовское благословение, был отвергнут. «Он не обрёл покаяния, хотя и со слезами искал его» (Евр. 12:16-17). Каким отчаянным и горьким был плач Саула, когда он понял, что покинут Богом: «Тяжело мне очень; филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни через пророков, ни во сне» (1Цар. 28:15). Как трогательно и восклицание Христа, когда Он оплакивал Иерусалим: «Если бы познал в сей день и ты, что ведёт к миру твоему! Но теперь это сокрыто от глаз твоих» (Лк. 19:42).

Если Бог в древности так отвергал людей, то это может произойти и сегодня. В этот век Евангелия велика опасность огорчить Святой Дух. Он действует повсюду, но и повсюду Ему оказывается противодействие. Чем сильнее Он действует, тем опаснее противостоять Ему. Нет сомнений в том, что многие из живущих теперь на этой земле уже преданы проклятию и окончательно решили свою судьбу. Божий Дух, однажды воздействовавший и заботившийся о них, теперь отступил от них; и, независимо от того, как долго они ещё проживут на земле, их время благодати истекло, и они живут лишь для того, чтобы ещё больше отяготить свою вину. Так они идут навстречу дню гнева и возмездия. Все усилия по приведению их к покаянию будут напрасными. Напрасными будут для них все проповеди, молитвы и слёзы. Они могут быть сближены с Божьим Царством; может пробудиться всё их окружение и испытать сильное воздействие Божьего Духа; сотни и тысячи могут обратиться, сами же они будут пребывать в ожесточении и в конце концов погибнут.

Не наше дело устанавливать, кто эти несчастные создания. Нам никого не хотелось бы считать безвозвратно погибшим, пока он ещё по эту сторону могилы. Мы можем надеяться, что и самый очерствевший ещё может прийти к покаянию, но пусть наша надежда не будет без страха и трепета.

Как долго Святой Дух будет хлопотать над строптивым сердцем и когда Он прекратит своё благотворное влияние - это одна из тайн, известных лишь Ему. Поскольку влияние Святого Духа не зависит от заслуг человека, то Бог может продолжить или прекратить его - в зависимости от того, как Он посчитает нужным в своей безграничной мудрости. Он может годами призывать грешника, но уже в следующее мгновение отвергнуть его. Над некоторыми Святой Дух хлопочет до конца их жизни, над другими - до глубокой старости, над третьими опять же только до зрелого возраста, а во многих случаях мы имеем все основания полагать, что Он отступил от человека уже в юности.

Покойный проповедник Г. Нортон рассказывал следующую трогательную историю, которую я лично не раз слышал от него. Однажды один старик, ухватив его за руку, спросил:

- Считаете ли вы, что ещё есть благодать для человека, который более восьмидесяти лет прожил в грехах?

- Все те, что искренне совершают покаяние и верят в Господа Иисуса Христа, могут получить благодать.

Продолжая крепко держать его за руку, старик дрожащим голосом спросил ещё раз, в то время как слёзы текли по его морщинистому лицу: «А может ли Бог простить человеку, который противостоял Ему восемьдесят один год?» - и, не дожидаясь ответа, продолжил отчаянным тоном: «Я знаю, что мне уже нет прощения - я должен умереть в своих грехах!»

Это побудило проповедника спросить, почему он думает, что Бог уже не примет его? Тот ответил:

- Я хочу рассказать и открыть вам то, что я не доверил ещё ни одному человеку. Когда мне было двадцать один год, на меня сильно воздействовал Божий Дух. Я был убеждён в своём погибшем состоянии и очень озабочен своим спасением. Но в то время я стыдился показать своим закадычным друзьям, что озабочен блаженством своей души. Более месяца я ежедневно читал в своей Библии и молился в уединении. Но в один из дней я принял роковое решение отложить это важное дело до тех пор, пока не женюсь и не смогу вести более спокойный и размеренный образ жизни. Я знал, что совершаю большую ошибку.

Когда же я женился и обустроился, то вспомнил о своём намерении серьёзно позаботиться о спасении своей души и о данном Богу торжественном обещании примириться с Ним. Но в своём сердце я не находил ни малейшей склонности и побуждения к покаянию, и потому решил отложить это дело ещё на десять лет, а затем начать готовиться к смерти.

Время пришло; хотя я помнил о своём обещании, но меня так же мало влекло к покаянию, как и десять лет тому назад. И поэтому я принял решение отложить покаяние ещё на десять лет, и, если Бог сохранит меня до тех пор, тогда я уж со всей серьёзностью позабочусь о своём спасении. Бог сохранил мне жизнь, но я продолжал жить в своих грехах, и только теперь осознаю своё ужасное безнадёжное состояние. Я погиб. Наверное, в возрасте двадцати одного года я согрешил против Святого Духа, и теперь прожил уже шестьдесят лет после того, как истекло моё благодатное время. Я знаю, что для меня уже нет прощения.

Когда его спросили, не помолиться ли с ним, он ответил:

- Да, но это бесполезно.

Он был совершенно уверен в своей погибели. В таком состоянии он пребывал месяцами. Все попытки побудить его к принятию спасения оказались напрасными. Он неизменно отвечал: «Это мне не поможет». Он не испытывал раскаяния за совершённые грехи, не мог покаяться и лишь с ужасом ожидал суда. В таком состоянии он и умер.

Это лишь один из многих случаев, которые можно было бы привести, чтобы показать опасность отсрочки покаяния и противодействия Святому Духу.

Ни один медлящий грешник не может знать, насколько он близок к концу своего благодатного времени. Возможно, ему осталось сделать всего лишь один шаг. Уже следующее отклонение предлагаемого спасения может стать для него роковым. Люди упорствуют в своих грехах и полагают, что могут принять благодать, когда им заблагорассудится; но Бог поругаем не бывает. Когда придёт их время, тогда может оказаться, что Божье время уже давно истекло.

Будем же помнить, что отнюдь необязательно совершить какой-либо особо тяжкий грех, чтобы привести к такому страшному перелому. Уже достаточно противостоять воздействию Святого Духа и отказаться от Его милостивого приглашения, чтобы огорчить Его, вследствие чего Он покинет нас, чтобы никогда больше не возвратиться. Святой Дух может отступить вследствие долгого и упорного сопротивления Его воздействию, но это может быть и следствием всего лишь одной умышленной попытки отделаться от убеждённости в своей греховности.

Когда грешник пробуждается и осознаёт своё гибельное состояние, он начинает спрашивать, что ему делать, чтобы спастись. Ему предельно ясно указывается, что ему следует делать, и он настоятельно призывается без промедления исполнить свой долг. Временами он почти готов согласиться, но всё же колеблется. Всегда ещё находится любимый грех, который он не готов оставить, или крест, который он не хочет взять на себя. В конце концов он принимает ужасное решение, отложить покаяние на более благоприятное время и больше не заниматься им теперь. Он испытывает облегчение, за которым следует тишина, предшествующая вечному суду. Бог отступил от него, и он стремительным шагом устремляется навстречу вечной погибели.

О, это что-то неописуемо ужасное, когда Святой Дух отступает от человека. Дверь благодати закрывается этим навсегда. Нежданно он может быть отозван и призван на Божий суд. Даже если он ещё долго живёт, то подобен высохшему дереву, простёршему свои сухие ветви к небу, чтобы навлекать на себя Божьи молнии, разбивающие его на куски.

Мне хочется предостеречь всех склонных откладывать спасение своей души грешников словами проповедника Додриджа: «Если ты и дальше будешь медлить, то придёт время, когда будешь горько сожалеть о своём промедлении - либо в страшных душевных муках здесь на земле, либо в вечном проклятии, где будешь проклинать своё безумие! Да, каким бы страшным ни был ад, ты всё же пожелал бы тогда скорее попасть в него, нежели длительно пренебрегать и отклонять предлагаемую благодать, чем твоя вина и твоё наказание станут ещё ужаснее и невыносимее».

Когда грешник пробуждается и познаёт своё греховное состояние, он попадает в особо критическое положение. Обращённый к нему призыв благодати может оказаться последним. И в зависимости от того, отзовётся он на него или нет, он обретёт себе спасение или увеличит своё наказание и свою вину. В течение нескольких часов в нём может произойти перемена, которая предрешит вечные радости или вечные горести. Остерегайся же шутить с усилиями божественной любви и благодати! Святой Дух беспокоит тебя не для того, чтобы раньше времени мучить тебя, но чтобы показать тебе твоё состояние, чтобы ты мог покаяться и обрести спасение. Он ранит лишь для исцеления; Он открывает твоё жалкое, греховное и погибшее состояние лишь для того, чтобы указать тебе на единственное средство избавления от этого состояния. Не огорчай же Его своим сопротивлением и промедлением. Отдайся Ему именно сейчас! Прислушайся к предостерегающему голосу Духа, и Он, открывший тебе твоё гибельное состояние, станет твоим Утешителем и покажет тебе путь к освобождению и к получению мира.

            Я. Хелффенстейн

Выпуски