Содержимое

«Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; но вы, сыны Иаковлевы, не перестали ими быть» (Мал. 3:6)

«Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?» (Числ.23:19)

Мне дороги эти стихи, ведь в них выражена сущность Бога: наш Господь никогда не изменяется, а это значит, что Он верен. Сынам же человеческим, напротив, свойственно менять свои взгляды, поведение и отношение. Сегодня они говорят одно, завтра от них можно услышать совершенно противоположное. Да, люди изменяются, попадая под то или иное влияние, и это неизбежно.

Хорошо, когда человек меняется в положительную сторону, когда происходит прогресс в его духовной жизни. Но чаще всего, увы, происходит обратное. Когда христианин, по каким-то причинам, оставляет лучшие позиции и занимает худшие (другими словами, оставляет истину), то его очень трудно возвратить на правильный путь. Отступление от истины - это всегда отступление от Господа. Наш Спаситель говорил: «Я есть путь, и истина, и жизнь».

К счастью, наш Господь не изменяется: «Я - Господь, Я не изменяюсь». Это и есть залог нашего спасения. Что означают для нас слова: «Я не изменяюсь»?

Во-первых, они учат нас полностью доверять Ему, когда мы делаем тот или иной выбор. Сказано, что Бог посещает человека каждое утро и каждое мгновение испытывает его, а любое Божье испытание всегда предполагает выбор с нашей стороны: мир со всеми его прихотями или Бог; наше собственное мнение или мнение Бога; добро или Бог и т.д.

Последняя фраза звучит, быть может, несколько странно. Как можно выбирать между Богом и добром? Дело в том, что не всякое добро, которое мы творим, угодно Богу. Если мы творим добро с корыстью, то Бог не присутствует в таком добре. Говорят же, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Эта фраза включает в себя не только добро, совершенное из корыстных побуждений, но и искренние пожелания блага, которое в конечном итоге может привести к нарушению Божией воли. Когда Петр из добрых побуждений хотел остановить Господа, то реакция Иисуса была характерной: «Отойди от Меня, сатана, потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое». Иисус хотел этим сказать: «Петр, твои добрые намерения не служат Мне ко благу, они не укрепляют Мою веру, но являются только соблазном».

Как видите, наши добрые намерения могут стать противниками Богу. В данном случае Иисус стоял перед выбором и выбрал не человеческое, а Божье. Избирая Божье, мы избираем и добро - чистое, не поврежденное.

Во-вторых, когда Бог говорит: «Я не изменяюсь», Он имеет в виду: «Дорогой Израиль, дорогая церковь, дорогие дети Божьи, у вас нет никакого основания и причины разочаровываться во Мне! Да, люди могут разочаровать вас, но не Я!»

Людям, повторюсь, свойственно изменяться и разочаровываться. Чаще всего именно разочарование является причиной изменения наших взглядов и отношений: мы можем разочароваться в Боге, в людях, в церкви, в детях Божьих…

Правда, есть одно, так сказать, положительное разочарование, которое мы испытываем под воздействием Духа Святого: разочарование в грехе, в несостоятельности преходящего мира и в самих себе. Такое состояние, ведущее нас ко спасению, можно еще назвать «печалью ради Бога», но это отдельная тема. Сегодня же мы будем говорить о таком разочаровании, которое приводит к негативным последствиям.

Что же такое разочарование? Разочарование - это чувство неудовлетворенности по поводу чего-нибудь несбывшегося, глубокое разочарование в прежних идеалах. Синонимы этого слова: отрезвление, расхолаживание. Расхолаживать - это делать кого-либо холодным, равнодушным, заставлять разочароваться.

Таким образом, разочарование трансформирует в нас и чувства и отношение. Если мы раньше горели, то теперь, в лучшем случае, тлеем. Некогда мы интересовались, искали, спрашивали, советовались, проявляли инициативу…, но теперь - «ноль эмоций», «полный штиль» и, извините за выражение, «ни рыба ни мясо». В этом и состоит опасность разочарования.

Что приводит к разочарованию? Укажу лишь некоторые причины:

I. Обида.

Однажды мой друг попал в неприятные обстоятельства и, не совсем объективно ориентируясь в реальной действительности, пожаловался мне: «Почему Бог допускает все плохое в моей жизни? Я всегда стараюсь делать людям добро, помогаю им, а в итоге - неприятности …»  Он был разочарован, но, естественно, не в себе, а причиной тому стала обида. Обида - это чувство, причем приятное. Обида действует как наркотик. Она находит на человека, обволакивая его собой, и устойчиво сохраняется в его памяти: периодически всплывает в сознании, апеллируя к справедливости и обвиняя при этом других.

II. Когда мы делаем ставку на людей.

Нельзя идеализировать людей. Если мы будем это делать, то, как неизбежное, нас ожидает разочарование. Идеальных людей нет. Китайская мудрость гласит: «Друга без изъяна не бывает; если будешь искать изъян -  останешься без друга». Идеалом для нас может быть только Бог, Который не изменяется и Который всегда верен Своему Слову. Если мы это поймем, то избежим многих разочарований.

III. Когда на наши добрые дела не отвечают взаимностью.

Как-то одна сестра искренне помогла человеку, нуждающемуся материально, а он, по какой-то причине, не отблагодарил её. И тогда сестра стала сетовать: «Мог же он позвонить или каким-то иным образом выразить свою благодарность». Апостол говорит: «Делая добро, да не унываем…» Если мы будем делать добро бескорыстно, не ожидая взамен ничего, то сохранимся от разочарований и наше отношение к человеку не изменится.

IV. Когда мы претендуем на какое-то служение в церкви.

Причины отказа могут быть разными, однако в любом случае мы должны смиряться и никого не обвинять. Если мы имеем соответствующее дарование, и наша жизнь отвечает Слову Божьему, то в свое время это будет замечено, и мы, в плане служения, займем достойное место в церкви. Вспомним судью Иеффая, который был отвержен всеми, но в ответственный момент для Израиля был призван на служение.

V. Когда мы отстаиваем либо собственное мнение, либо представление, идущее вразрез с мнением Бога.

В этом случае мы можем разочароваться в Боге или в служителе Божьем. Приведу два примера.

1. Нееман - сирийский военачальник. Нам всем известна  история исцеления этого человека. Когда Нееман на своей колеснице подъехал к дверям дома Елисея, пророк не оказал высокому гостю должного уважения и внимания: вопреки всем законам гостеприимства Востока, он не вышел навстречу ему, не поздоровался с ним, не пригласил гостя к себе в дом, чтобы угостить его после дороги. Елисей, вместо себя, посылает своего слугу и дает нелепое, по мнению Неемана, и унизительное для его самолюбия повеление: пойти и окунуться в водах Иордана, да не один раз, а целых семь.

«И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: «Вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу …» И повернулся, и удалился в гневе» (4Цар.5:11-12). Здесь мы видим собственное мнение и представление Неемана о своем исцелении, отличающееся от Божьего.

Воистину, Божьи мысли - не наши мысли. В своих словах больной военачальник выразил полное разочарование пророком. Хорошо, что его рабы додумались уговорить своего господина изменить мнение. Можно лишь догадываться, чем бы закончилась эта история, если бы Нееман не смирился и возвратился домой больным. Тогда бы на удивленный вопрос жены: «Нееман, ты не исцелился?!» - военачальник, в сердцах махнув рукой, ответил бы с досадой: «О чем ты говоришь?! Это не пророк, а целое недоразумение. Представляешь, он предложил мне такую глупость…» А рядом с ними стояла бы испуганная девочка-израильтянка, что с верой посоветовала своему господину обратиться к пророку за исцелением… Разочарование - это не просто чувство, но еще и инфекция, которая способна заразить окружающих нас людей.

2.  Асаф - один из трех начальников хора. Его собственные представления о Божьей справедливости и его зависть к благоденствующим нечестивым чуть не привели псалмопевца к отступлению от Бога. К счастью, он нашел в себе достаточно силы, чтобы войти во святилище Божье, уразуметь Бога и разобраться в своей проблеме.

Что же нам делать, если нас таки одолевает разочарование? Прежде всего, мы должны выяснить причины, привлекшие нас к этому. Я указал только на некоторые, но причин гораздо больше, и они, как правило, носят индивидуальный характер. Скажу сразу, разобраться в этом вопросе может лишь тот, кто действительно осознает свою проблему, понимая, что ни к чему хорошему она не приведет, и серьезно начинает искать выход из создавшегося положения.

У Асафа было свое представление и свои аргументы относительно Божьих путей: как справедливый Бог должен действовать и как реагировать на злодеяния людей. Его мучил вопрос, который и сегодня мучает многих людей: где же Бог, и как Он может смотреть на все зло и несправедливость, творящиеся на земле?

Думаю, Асаф разочаровался и в самом себе, занимаясь каждый день самобичеванием. Ему было нелегко разобраться в том, что происходило в его душе и в этом, непонятном для него, мире. И все же он интуитивно чувствовал, что с ним творится что-то неладное. И уразумел он все только тогда, когда вошел во святилище. Святилище в данном случае подразумевает присутствие Бога.

Если перефразировать 17 стих из 72 псалма, то можно сказать, что Асаф в молитве обратился со своими вопросами к Богу, и Господь дал ему исчерпывающий ответ. Поэтому мы, прежде всего, должны все наши разочарования принести в молитве к ногам Иисуса, внимательно исследуя свое сердце.

В 76 псалме тот же Асаф, находясь в очередном испытании, свидетельствует о том, каким образом он побеждает свои сомнения. Трижды он употребляет фразу «неужели», «неужели навсегда отринул Господь» (стихи 8-10). Псалмопевец переживает сильное горе, когда соглашается с мыслью, что Господь изменчив: «Вот мое горе - изменение десницы Всевышнего».  В 6,7,12 и 13 стихах Асаф показывает нам путь к победе над сомнениями. «Припоминаю песни в ночи, беседую с сердцем моим и дух мой испытывает». Подстрочный перевод с греческого текста Септуагинты звучит так: «Я поразмыслил о днях древних, и о годах вечных вспомнил я и изучил. Ночью с сердцем моим я беседовал и раскопал дух мой. Вспомнил дела Господа…» (ст. 6-7, 12). Чтобы решить свою проблему, Асаф привел в действие всего своего внутреннего человека: и разум, и чувства, и волю, и память; а иначе ведь невозможно выбраться из сложной ситуации.

Если вас донимает разочарование, то лучше побеседуйте с сердцем своим, вместо того чтобы сетовать на кого-то. Чтобы узнать проблемы человека, надо с ним побеседовать. Этот принцип подходит и к нашему сердцу. Таким образом, беседуя с сердцем, Асаф раскопал дух свой, т.е. нашел причины, мешающие ему правильно понимать Бога.

И мы, по примеру Асафа, должны «копать» в своем сердце, хотя это непросто, потому как требует огромного труда и определенных усилий; это всегда больно, но эффективно и весьма необходимо. И никто другой, поверьте, не в состоянии сделать за вас эту работу. Однако Асаф  не ограничился только этим. Он еще изучал пути Божии. Бессмысленно беседовать со своим сердцем, не изучая Священные Писания, согласитесь. Без ориентиров мы никогда не докопаемся до истины.

И еще одно условие для победы над сомнениями и разочарованиями: мы должны смириться перед суверенной волей Бога и повиноваться Ему не только, когда мы ее понимаем, но и тогда, когда она нам непонятна или не нравится; и пример тому -  Нееман. В свое время Иисус сказал Петру: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после».  Любовь и доверие к Богу помогут нам быть послушными Ему.

Частые разочарования, впрочем, могут послужить нам и во благо: помогут выработать по отношению к ним устойчивый иммунитет, но лишь в том случае, если мы будем одерживать победы над ними. Возможно, сначала будет не все хорошо получаться, но настойчивость и целеустремленность приведут нас к желаемому.

Мне нравятся слова, которые выразил Авраам Линкольн: «Если добрые люди, руководствуясь своей мудростью, сочтут нужным держать меня на заднем плане, ну что ж, значит так надо. Я слишком хорошо знаком с разочарованием, чтобы огорчаться по этому поводу». Как видим, этот человек выработал иммунитет к разочарованию, чего желаю и вам, дабы, когда вас постигнет оное, ваши чувства и отношения к Богу, к церкви и к детям Божьим не изменились.

            П. С. Б.

Выпуски
Разделы