Содержимое

Некоторые дети не знают, что такое ответственность, потому что им никто никогда не давал поручений, которые бы они исполнили со всей ответственностью. Родители кормят и одевают их до двенадцати лет, расчёсывают им волосы; родители сами чинят крышу, клеют обои, пропалывают огород, готовят пищу, то есть всё делают сами. Такие родители обычно говорят детям: «Самая лучшая ваша помощь - не мешать нам!» В конце концов дети привыкают оставаться в стороне, чтобы действительно никому не мешать. У них не возникает даже мысли о том, чтобы проявить инициативу, потому что каждый раз, когда они пытались это сделать, всё было неправильно или же родители делали это лучше. У таких детей нет чувства ответственности, чтобы что-то делать, пока им не скажут.

Дети любят родителей, которые говорят: «На, попробуй погладить бельё, а я позвоню сестре», или: «Покрась заднюю сторону шкафа», или: «Можешь забить эти гвозди». При этом родители получают огромное удовлетворение и одновременно - помощь!

Действительно, такой подход требует времени, возможно, даже денег и убытков. Дети могут нечаянно разбить ценную посуду или сломать хороший инструмент. Их успех будет зависеть от нашей реакции. Если она окажется бурной и негативной, то в следующий раз ребёнок будет скованным и более неуклюжим. Но если отец подумает, что он тоже мог бы нечаянно что-то сломать, а потом спокойно сделает сыну или дочери замечание, то они в следующий раз будут стараться изо всех сил, не чувствуя себя скованными. Разве нам не будет стыдно, если мы сделаем ту же самую ошибку, за которую только что отчитывали кого-то из своих детей?! Наше доверие стимулирует его уверенность в своих силах.

Возлагайте ответственность на детей постепенно. Будьте справедливы и не ждите больше того, что они могут сделать. Родители должны быть всегда готовы помочь советом. Ответственность следует увеличивать по мере того, как дети оправдывают доверие.

Есть ещё один способ воспитать в детях чувство ответственности - постоянно следить за выполнением ими ежедневных обязанностей, даже если они уже не вызывают у них прежнего интереса. Увидев шелковистую шубку, бархатные ушки или дрожащий носик маленьких кроликов, дети будут кормить их с огромным удовольствием. Однако через полгода им уже захочется делать что-то другое, так как ощущение новизны прошло. Вот здесь и нужно настоять на том, чтобы дети продолжали выполнять то, что им доверили. Именно так формируются хорошие привычки и надёжный характер.

Жизнь требует от нас выполнения повседневных обязанностей. Приучая детей ежедневно что-то делать, мы подготовим их к выполнению обязанностей, которые станут неотъемлемой частью их взрослой жизни.

Не следует указывать детям на все их незначительные промахи. Постоянное недовольство родителей повергает детей в уныние. Один мальчик жаловался: «Отец отругал меня за то, что оценки в табеле не такие, какими могли быть!» Оценки же на самом деле были неплохие. Хотя время от времени перед детьми нужно ставить определённые задачи, требующие от них полной отдачи, всё же не следует их перегружать.

Чтобы стимулировать у детей чувство ответственности, просите у них совета, составляя распорядок дня. Когда дети знают очерёдность выполнения той или иной работы, они охотнее участвуют в ней. Таким образом, они учатся думать и планировать. В тех же случаях, когда им конкретно объяснили, как следует выполнять ту или иную работу, они должны строго придерживаться указаний.

Дети должны чувствовать себя достаточно свободно в границах наших указаний. Если мы, уезжая, возлагаем на них ответственность за порядок в доме или за хозяйство, то следует предоставить им право действовать самостоятельно. Например, если что-то сломалось, они должны сами решить, чинить ли сломавшуюся вещь или оставить её до приезда родителей. И если всё-таки чинить, то как. Если, вернувшись домой, мы обнаружили, что дети сделали всё наоборот или приняли неверное решение, как в таком случае следует поступить? Сделать строгий выговор, поворчать, покритиковать или попытаться понять, чем они руководствовались, поступая так, а не иначе?

Не забывайте, что мы находимся в более выгодном положении: судим об уже случившемся. Если детей унизить, то в следующий раз они будут бояться что-то сделать.

Конечно, может случиться и так, что дети слишком рано почувствуют себя ответственными и независимыми. В таком случае они должны помнить о своей ответственности перед родителями, поскольку всё ещё живут в их доме, а также понимать, что свобода, которой они пользуются, дана им родителями. Нам хочется, чтобы дети достойно выполняли свои обязанности как вместе с нами, так и без нас, в зависимости от обстоятельств. Таких детей можно называть «независимо зависимыми» или «зависимо независимыми».

Если бы нашей главной целью было выполнение какой-нибудь работы, то в большинстве случаев мы делали бы её сами. Однако перед нами стоит более высокая цель: не только что-то сделать, но и посредством этой работы преподать урок детям. Единственный способ воспитать в них чувство ответственности - давать им соответствующие возрасту поручения. Дети получат удовлетворение от сделанного лишь тогда, когда будут привлечены к полезному труду.

 Воспитание ответственности у детей в бытовых ситуациях чрезвычайно важно, потому что оно способствует воспитанию в них ответственного отношения в духовной сфере.Если же мы станем пренебрегать духовностью, то не выполним свою наиглавнейшую обязанность.Будем же направлять свой взгляд на своё высшее предназначение и на Того, Кто может помочь его выполнить!

Выпуски