Может ли верующий человек знать еще при жизни, что он спасен?
Этот вопрос возникал и всегда будет возникать у всякого здравомыслящего человека. Божественное откровение - Библия - дает на этот вопрос свой авторитетный, исчерпывающий ответ. Было бы очень странно, если бы Библия, основной темой которой является наше спасение, лишила бы нас должного ответа. Но Библия не оставляет места сомнениям и не дает нам права недоумевать, предполагать или догадываться. Она властно заявляет, что всякий подлинно верующий человек не только знает, что он, по благодати Божьей, спасен, но радуется спасению и славит за него Бога.
И, действительно, для чего же Христос воплотился от Девы Марии, жил на грешной сей земле, оставил дивное, Божественное учение, страдал и умер при Понтийском Пилате, воскрес из мертвых и вознесся во Славе?..
Для чего все это, как не для нашего вечного спасения? Для чего Христос послал апостолов, говоря: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (весть спасения) всей твари?» Зачем Христос сказал тогда следующие слова: «кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 15 - 16).
Вопросом уверенности спасенных в своем спасении заняты не только те или иные стихи и «случайные главы», но целые книги Библии. Задача этих отдельных книг заключается именно в том, чтобы перевести верующего человека из области «людских гаданий» в область бесспорных фактов, достоверного знания, абсолютной уверенности. Апостол Иоанн посвятил этому вопросу первое соборное послание.
Вот заключительные слова, его послания: «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную...» (1 Иоан. 5:13).
Апостол не говорит: «вы будете когда-то, после смерти, иметь жизнь вечную», он говорит: «вы уже сейчас ее имеете, если вы веруете в Сына Божьего». Да и как может, как смеет человек верующий усомниться в возможности благодатного спасения, когда ради этого спасения «Бог послал в мир Единородного Сына Своего… чтобы мы получили жизнь чрез Него… послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши… чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную...» (Ин. 3:16; 1 Ин. 4 гл.).
Но с такой же непоколебимой уверенностью и достоверностью пишут и другие Евангелисты и Апостолы. Апостол Павел, начиная Первое свое послание к Тимофею, говорит: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос пришел в мир спасти грешников» (1 Тим. 1:15). Апостол Петр в день пятидесятницы на вопрос многотысячной толпы: «что нам делать, чтобы спастись?», отвечал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Д. А. 2:38-39).
Библия учит, что главным мотивом Божьего спасения является восстановление нарушенного грехом общения человека с Богом. Христос пришел, чтобы «разрушить стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Твоею… посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2:14,16). Следовательно, наше общение с Богом возможно только при наличии нашего спасения Христом Иисусом. Иначе как может человек общаться с Богом, если он прежде не признает себя виновным, а признав, не придет к Нему за прощением и спасением?
Но скажут нам: если уверенность в спасении - такая абсолютная достоверность в духовном опыте подлинно верующих христиан, то почему же встречаем мы множество людей, которые не имеют этой благословенной и обязательной уверенности?
Отвечая на это возражение, можно указать на несколько причин, почему люди не имеют уверенности в своем спасении.
Многие люди не имеют уверенности в своем спасении, потому что они еще не приняли Божьего Спасения. Как могут они иметь уверенность в спасении, когда вся их жизнь свидетельствует о том, что они все еще в омуте греха, в грязи, в пороках, в беззакониях, в нечистоте? Как могут иметь они уверенность в спасении, если они еще не осознали себя людьми «навсегда погибшими и не вопияли к Богу о помиловании, о спасении?» Как могут они иметь уверенность в спасении, когда искупительная жертва Христа и новая, возрожденная жизнь в Нем, для них - ничего не значащие фразы?
Многие люди не имеют уверенности в спасении потому, что получение спасения они представляют как нечто ими «заслуженное», как награду, которую Бог должен будет дать им после смерти, дать за их святой характер, добрые дела и непорочную жизнь на земле. На вопрос: «Где будете вечность проводить, в раю или в аду?» эти люди отвечают: «А кто это знает? Все от Бога зависит. Чего заслужу…»
Человек, стремящийся «заслужить» себе спасение, никогда уверенности в спасении иметь не будет. Бог не дает человеку спасения по заслугам. Бог спасает не тех, кто стремится «заслужить», а тех, кто погибает и просит спасти его. Христос пришел спасти погибших, пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию!
Многие люди не имеют уверенности в спасении потому, что они никогда еще не пережили «рождения свыше». К этому классу людей относятся все те, кто по природе религиозны, но удовлетворяются только внешней обрядовой стороной христианства, и этим несознательно пытаются заменить нужные духовные переживания, необходимые для их спасения. Христос предъявляет всем желающим спасения одно и то же требование: «Должно тебе родиться свыше», родиться от Воды и Духа - родиться от Бога, стать Его чадом, сделаться членом Его Тела. Поэтому нельзя иметь уверенности в своем спасении, не выполнив, прежде всего, Божьего требования. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйтесь тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:6,7).
Многие люди не имеют уверенности в своем спасении потому, что они умаляют свидетельство Слова Божьего и не вполне доверяют Ему, Они больше полагаются на человеческое мнение и взгляды, чем на Слово Бога. Вместо того чтобы сказать: «я верю тому, что написано в Библии, ибо так говорит Господь», эти люди утверждаются на собственных своих вымыслах. «У меня по этому вопросу свое личное мнение»,- заявляют они или: «так мои деды и прадеды верили, так моя церковь учит, это мое многолетнее убеждение, и вы меня не переубедите…»
Спрашивается, может ли Бог дать уверенность в спасении человеку, который отрицает Божий путь спасения и ни во что ставит его? Должен ли Бог согласиться с теми вековыми нашими заблуждениями, которые прикрываются такими именами, как, например, «вера отцов», «наша церковь», «наши догматы»? Должен ли Бог давать этим упорствующим уверенность в их спасении?
Многие люди не имеют уверенности в спасении, потому что после всех своих молитв покаяния, они все еще продолжают жить в каком-либо сознательном грехе. Да не думает такой человек получить от Бога уверенность в спасении. Грех прощенный - только грех оставленный, и пока он не оставлен, грешник не может быть прощен, поэтому до тех пор, пока не получено прощение, не может быть и уверенности в спасении.
Некоторые люди не имеют уверенности в спасении потому, что, раскаявшись во грехах своих и получив от Бога прощение, они ожидают от Бога излияния «особого чувства радости», тогда как Бог ожидает от них «простой благодарности». Отсутствие чувства благодарности в сердце раскаявшегося грешника указывает на то, что он не достиг еще нужной ему глубины покаяния, что он не вполне осознал свое погибшее состояние и не сумел еще достойно оценить спасения Христова. Нельзя получить уверенности в спасении без покаяния пред Богом и без должной благодарности Ему за прощение грехов, в которых каялся.
Определенная часть людей не имеет уверенности в спасении потому, что превратно понимают Евангелие. Они смешивают два Завета, Ветхий и Новый, и не усматривают разницы между Законом, «данным чрез Моисея» и Благодатью, которая «произошла» чрез Иисуса Христа. Люди эти пытаются жить «по благодати», но вместе с тем держатся предписаний и требований Закона. Утверждаясь на исполнении закона, они тем самым лишаются благодати Божьей, сознательно или несознательно они объявляют Благодать Божию тщетной, а основу Благодати - искупительную жертву Христа - ненужной, излишней, напрасной.
Вы спросите, кто эти люди, отвергающие спасение по Благодати? Это те, кто соглашается с мыслью, что можно спастись «добрыми делами», те, кто безразличен к вопросу спасения своей души, кто не чувствует в сердце вины своей пред Богом, кто считает себя безнадежным грешником и не верит в то, что Христос может прощать и спасать даже таких тяжких грешников как он, кто когда-то уже пришел ко Христу, но не устоял в истине, отпал и снова ушел в мир, запутался в мирских делах, опустился в омут греха.
Все эти люди не могут иметь уверенности в спасении до тех пор, пока не раскаются пред Богом и не примут дара спасения по вере в очищающую и спасающую Кровь Христа, «непорочного и чистого Агнца», «взявшего на Себя грехи всего мира», «закланного за нас» (1 Пет. 3:18; 1:19,20; Ин.1:29). «Ибо делами закона не оправдывается никакая плоть… и если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:16, 21). Закон никого не спасает. «Законом познается грех; закон - путеводитель ко Христу; конец закона - Христос». (Рим. 10 гл.; Гал. 3гл.).
Закон как бы предлагает нам: сперва стань безгрешным и святым, а потом приди, и я приму тебя. Благодать, напротив, говорит: приди ко мне за прощением, приди таким, как есть, и я сделаю тебя святым. Закон говорит грешнику: веди новую жизнь, и ты будешь оправдан. Благодать: ты прощен, оправдан и спасен для новой жизни! Уверенность в спасении можно получить от Бога только по благодати, независимо от дел закона.
Многие не имеют уверенности в спасении потому, что они пренебрегают средствами благодати, и свою духовную жизнь начинают без повиновения Богу. Бог говорит: «кто покается и крестится, спасен будет», а они принимают только первую половину повеления Божьего и пренебрегают другой. Бог даровал нам великое право молиться, исследовать Слово Его, иметь общение с верующими, назидаться собраниями, свидетельствовать о спасении Христовом всем погибающим. Бог не может дать уверенности в спасении верующему, который не повинуется Слову Божьему. Да и можно ли, вообще, назвать такого человека верующим.
Наконец, многие люди не имеют уверенности в спасении потому, что не знают на чем же, собственно говоря, основана наша христианская уверенность в спасении.
П.Р.