Забудь самого себя!

Содержимое

Излагая философию своей жизни, известный врач, доктор Стефан Смит, сказал в счастливом 99-летнем возрасте: "Войны унесли миллионы жизней, а постоянное противоес­тественное самосозерцание - в десять раз больше. Оно уко­ротило больше жизней, чем какая-либо другая причина. Человек, который непрестанно думает о себе, обрекает себя на погибель. Самыми тяжёлыми пациентами, которых мне когда-либо приходилось лечить, были те, которые преда­вались постоянному самосозерцанию".

Многие люди проявляют к своей личности особую забот­ливость - они постоянно анализируют, какое воздействие оказывают на них те или иные обстоятельства. Такие люди являются жертвой собственных забот, оказывающих на них весьма неблагоприятное воздействие. Нормальный человек, чувствующий себя здоровым и бодрым - это обычно тот, который имеет здравое практичное мышление, а в прочем забывает, что имеет тело.

В духовной жизни тоже встречается такое болезненное са­мосозерцание. Основным недостатком таких людей является то, что они слишком много заняты собой. Они постоянно измеряют свою духовную температуру и нащупывают свой духовный пульс. Другие постоянно исследуют свои мотивы: они постоянно вопрошают: "Должен ли был я сделать то или иное?" Всем жизненным мелочам они уделяют самое пристрастное внимание, и всё исследуется и разбирается самым тщательным образом.

Хотя Библия и говорит: "Да испытывает себя человек", всё же мы не можем применить это слово к столь утри­рованным исследованиям. Если мы поскользнулись, идя по какой-либо дороге, то не станем же полагать, что шли при этом неверным путём! То, что мы поскользнулись, было лишь незначительным происшествием. То же проис­ходит и на нашем жизненном пути. Если наш жизнен­ный путь в целом прямолинеен, то каждое малое откло­нение не является доказательством того, что он превра­тен; в целом же наш путь направлен вперёд.

Многие люди потому не могут петь песню христианской радости, что слишком заняты своим самосозерцанием. Они всегда находят у себя малые ошибки, и потому никогда не могут быть действительно радостными. Они много заботятся о себе и постоянно спрашивают себя, а правильно ли посту­пают, и при этом не находят времени для чего-либо другого. Если бы они прилагали меньше усилий, то намного чаще поступали бы верно и намного реже ошибались бы.

Наглядным примером тому служит техника езды на ве­лосипеде. Учась, мы вначале всё своё внимание обращаем на самих себя, чтобы удержать равновесие. Но при этом на­ши успехи мизерны, и мы неоднократно падаем с вело­сипеда. Но как только мы начинаем обращать на себя не больше внимания, чем при ходьбе пешком, мы вскоре обре­таем уверенность в правильном управлении велосипедом. Верная скорость создаёт движущую силу, удерживающую нас на верном пути.

Так и в духовной жизни не следует всё время смотреть на себя и стараться оставаться в равновесии. Обратим же свой взор вверх и мужественно пойдём вперёд, оставив все препятствия позади, тогда будем иметь полный успех и достигнем цели.

На нашем жизненном пути нам встречается немало пе­чалей, забот и скорбей. Многое из пережитого мы просто не можем забыть. Но мы не должны преувеличивать их, всё снова и снова рассматривая их и жалея самих себя. Напротив, нам следовало бы всё своё внимание и помощь обратить на своих ближних, тогда уймутся или вообще ис­чезнут многие наши страдания. Кто-то сказал: "Если ты позаботишься о скорбящих, будешь радушен к ним и протя­нешь им руку помощи, то забудешь свои собственные скорби".

Точно так же должны бы научиться мы забывать свои духовные скорби и страдания. Павел говорит: "и пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2.Кор. 10:5). Не ожидай от себя большего, нежели ты ожидаешь от дру­гих; оценивай себя по тем же критериям, по которым ты оцениваешь других. Бог ожидает от тебя не больше, чем ты от других. Он не хочет, чтобы ты был грустен и печален. Напротив, Он хочет, чтобы твоё сердце было наполнено хвалой, славой и благодарностью к Нему, и чтобы ты все­гда мог петь ликующую песню радости. Чтобы научиться этому, ты должен обращать свой взор больше к Богу и созерцать Его величие и совершенство. Забудь самого себя и думай о Боге и Его милости!

Чувства являются плодами мыслей. Если ты неправильно думаешь, то не можешь и правильно чувствовать. Когда приходят плохие чувства, ты склонен говорить: "Что-то не в порядке". Пожалуй, в этом случае действительно что-то не в порядке, но только в твоих мыслях. Если действитель­но что-то не в порядке в твоём сердце, в твоих отношениях к Богу или к ближним, то ты вскоре обнаружишь это - Бог не оставит тебя в неведении. Тебе не придётся прово­дить целые дни в безуспешных поисках и исследованиях. То, что стоит между нами и Богом или между нами и Другими, слишком велико, чтобы остаться необнаружен­ным и неопознанным.

Нам следует уяснить себе, что всё омрачающее нас, смысл которого нам непонятен, приносящее нам скорби, отчаяние, уныние и лишающее нас мужества, исходит из нашей неверной точки зрения, т.е. является плодом нашего не­верного мышления.

Поэтому откажемся  от постоянного самосозерцания и самокритики, и выйдем из этой тёмной бесплодной долины на солнечный свет Божьей любви. Тогда наши сердца ста­нут светлыми и ясными, и прежде, чем мы это заметим, мы познаем тайну радостного сердца.

                Ч. Нэйлор

Выпуски