Забытые моменты в прелюбодеянии

Содержимое

Для тех, кто хочет узнать об этом, пожалуй, нигде более ясно не открываются основные моменты неправильного сексуального поведения, как в библейском повествовании о неправильном поведении царя Давида по отношению к Вирсавии, жене одного из его солдат. Наиболее поучителен не просто грязный поступок человека, но действия Бога, Который, с одной стороны, выступает как Бог правды и суда, с другой - как Бог милости и благодати. Здесь рассказывается не только о неудаче великого (в других отношениях) и благочестивого царя, но и о том, как чудесным образом Бог исправляет эту неудачу. Этот эпизод стал известен миру попросту из-за своей аморальности; но не по этой причине он помещен в Библии. Он приведен, чтобы показать, насколько велика слава Бога, Который исцеляет такого грешника, как Давид, исправляет даже ситуацию, в которой Давид оказался по собственной вине, и как, наказывая Давида, Бог направляет его на истинный путь святости и общения с Собой. Таким образом, несмотря на то, что мир может проявлять нездоровый интерес к этому эпизоду, проповедник Евангелия имеет первое право к нему обращаться.

На самом деле только он понимает его истинный смысл. Воспроизведем кратко первую часть рассказа. Когда армия Давида сражалась с врагами, сам Давид был в Иерусалиме. Прогуливаясь по крыше своего дома после дневного сна, в один прохладный вечер Давид увидел красивую женщину, которая, купаясь в своем саду, не предполагала, что ее могут увидеть. Он узнал, что женщина, живущая в этом доме, - жена одного из его солдат, который сражался далеко от дома. Он пригласил ее к себе и овладел ею. Она вернулась домой к своей прежней жизни, и только они двое знали о случившемся. Это не все, но давайте пока на этом остановимся.

Пока в рассказе нет ничего необычного. Увы, подобное часто происходит в жизни человеческой, и если бы ничего не было сказано о действиях Бога по отношению к содеянному, этот рассказ представлял бы интерес только для людей, увлеченных порнографией. Единственное, что делает жизнь человеческую интересной, - это то, что в ней действует Бог, правда, многие не согласятся с этим. То, что случается в наше время, случалось во все века: человек наиболее неоригинален в своих грехах. Но как только мы узнаем, что в нашей жизни действует Бог, что Он заботится о неудачах, рассказ становится интереснее, поскольку появляется совершенно новый момент. Не может быть более интересной встречи, чем та встреча, на которой человек рассказывает о том, как он пришел к Христу; если читателю не приходилось бывать на такой встрече, значит, он не присутствовал на одном из самых увлекательных событий в церкви. Но какой интерес слушать просто рассказ человека о том, как он жил, как был не удовлетворен своей жизнью, какие неудачи встречались на его пути? Такой рассказ о жизни может превратиться в скучное перечисление событий, происходивших в жизни каждого. Но если человек говорит о том, как Бог действовал в его жизни и что Бог не судил, а даровал благодать, и все это сделало человека счастливым, слушатели, затаив дыхание, внимают каждому слову и по окончании едва могут удержаться, чтобы не воздать вслух хвалу Господу. Присутствие и действия Бога делают жизнь такой замечательной!

Итак, перед нами повествование о Давиде, которое мы прервали на определенной точке. Кроме Бога, никто не знал о поступке Давида, и Бог собирается отреагировать на этот поступок. Во-первых, Бог должен признать Давида виновным, указать на истинную греховность содеянного. В течение некоторого времени небеса молчат. Грех остается на совести Давида. В одном из своих псалмов он рассказывает нам, что ему пришлось пережить за это время: "Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху" (Пс. 31: 3-4). Но все равно сомнительно, что он осознавал истинную греховность своего поступка. Наконец, Бог посылает к нему пророка Нафана передать послание от Себя. В этом послании ничего не сказано о похотливости, нечистоте и страсти, которую Давид не контролировал, совершая поступок. В обыкновенном рассказе говорится о том зле, которое один человек бессердечно нанес другому. Нафан рассказывает эту историю, как будто ему необходим законный приговор царя в этом случае. Он рассказывает о богатом фермере, владеющем стадами волов и овец. Недалеко от него живет бедный батрак, единственным сокровищем которого, если это можно назвать сокровищем, была овечка. Возможно, он намеревался получить потомство от нее, но в то время она была домашним животным, любимицей детей. Неожиданно к богатому приходит странник. Чтобы приготовить обед, богатый жалеет "взять из своих овец или волов (а у него было их так много!)..., а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему" (2 Царств 12:4). Что может быть трагичнее слов в нашем авторизованном переводе? "Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек" (2 Царств 12:5-7). До этого момента Давид не видел всей тяжести своего поступка. Взяв жену одного из своих солдат, находившегося на войне, он сделал именно то же, что и богатый человек: совершил поступок, вызвавший его собственный гнев. Ему, не имеющему недостатка в женах и наложницах, согласно традиции царей тех дней, понадобилось соблазнить единственную жену одного из своих простых солдат, причем тогда, когда тот, не зная этого, служил царю на поле боя, Давид вторгся таким образом в дом солдата и разрушил его счастье. Совершенно ясно, что, даже если ее поступок никогда не будет обнаружен и никогда не повторится, ее чувства к мужу будут уже не те. И кто знает, к каким последствиям в дальнейшем привело бы ее то, что она ощутила, сколь сладок запретный плод? Бог осудил Давида не за похотливость и нечистоту его поступка, а за то зло, которое он бессердечно нанес другому человеку. Это для Давида было одним из забытых моментов в его неправильном сексуальном поведении. Именно эту сторону проблемы Бог хочет показать нам, и в этом мы должны глубоко покаяться, чтобы обрести мир с Ним, - вопиющее зло, которое мы принесли другому. Важно, что заповедь "не прелюбодействуй" (Исход 20:14) не объединена с другими на первой каменной скрижали, где говорится о наших обязанностях перед Богом, а находится на второй скрижали, где собраны заповеди, говорящие о нашем отношении к ближним. Заповеди на первой скрижали обобщены в словах Христа: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим", на второй - словами "возлюби ближнего своего как самого себя". Таким образом, прелюбодеяние есть нарушение закона любви к ближнему своему. Можно возразить, что прелюбодеяние - следствие любви, любви к женщине и потому не есть нарушение закона любви. Чем бы ни было это по отношению к женщине, конечно, по отношению к ее мужу это не есть любовь. Прелюбодеяние - это самое грубое нарушение прав, интересов и чувств другого человека, и зачастую обстоятельства, в которых оно происходит в первый раз и продолжается (ибо обычно это не отдельный поступок, но ряд их), делают подобное поведение еще более отвратительным и преступным. Важно не только то, что заповедь "не прелюбодействуй" находится на второй скрижали, но еще более важно положение этой заповеди на ней. Она стоит между "не убивай" и "не кради", и Бог относит ее к той же категории. Это на самом деле кража - кража мужа или жены другого человека, кража чужого самого интимного счастья, вторжение в дом другого человека. Как ни странно, Бог проявляет наиболее активный интерес к этой стороне жизни, и Он чувствует, что на Нем лежит ответственность не допустить нарушения прав другого человека. На самом деле Он ясно объявляет Себя мстителем "за все это". В 1-м Послании к Фессалоникийцам Павел говорит: "Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это" (1 Фес. 4:6). И по контексту совершенно ясно, что это говорятся о сексуальных отношениях. И опять в послании к Евреям мы читаем: "Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог" (Евр. 13:4).

Если человек добился исполнения своих желаний и, как кажется, обрел новое счастье в новом браке, легко забыть, какой ценой это ему досталось, ценой, заплаченной не им самим, но другим человеком. Кто-то другой заплатил за это, потеряв спутника жизни; кто-то другой глубокой ночью заливался слезами; кто-то другой был лишен своего счастья; чей-то семейный очаг был разрушен: кто-то другой покинут в одиночестве, предоставленный самому себе: дети остались без отца или без матери. Наслаждаясь новой любовью, легко забыть о страшном зле и страданиях, принесенных другому. Но Бог не забывает. Проходят годы, но Бог продолжает повторять то, что Он сказал Каину: "Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли" (Быт. 4:10). И тот, кто не покается глубоко в ужасном зле, причиненном другому, никогда не обретет мира с Ним. Придет тот час, как он приходит для каждого, когда этому человеку чрезвычайно, отчаянно будет нужен Бог и та помощь, которую Бог может оказать, но человек этот не найдет Бога до тех пор, пока не покается в этом зле и не будет прощен Им.

Конечно, часто в таких ситуациях человек не понимает истинного зла, совершенного им, из-за выгодных ему размышлений, ослепляющих его. Часто говорят, что он или она не были действительно счастливы со своим партнером, их жизнь была "собачьей", невыносимой. Как легко грубо преувеличить такие моменты, чтобы оправдать свои поступки! И даже если это правда (и, конечно, такие несчастья нередки), люди удовлетворяются этим, это устраивает их, и они готовы делать это бесконечно, пока не появляется другой вариант, который их привлекает. И ничего бы не произошло, если бы не уступка нового партнера. Во многих случаях причиной разрушения семейного очага была не невозможность жить с первым спутником, но желание второго. Но даже при очевидном неудачном союзе двух людей нет оправдания третьему, похищающему человека, принадлежащего другому. Можно не заботиться о своей машине, не мыть ее и довести ее до плачевного состояния, но это не значит, что другой человек может ее присвоить, думая, что он сможет лучше обращаться с ней. Если мы все-таки попытаемся оправдать прелюбодеяние, давайте зададим себе неприятный вопрос: считает ли другой муж или другая жена, что мы оказали ему (ей) услугу, избавив ее или его от спутника жизни, и теперь наслаждаемся его (ее) прелестями? Несмотря на то, что союз, возможно, и не был счастливым, когда такое случается, это всегда приводит в негодование брошенного мужа или жену, поскольку нарушает их права. Во многих случаях даже более того: это целое море горечи и несчастья. Я думаю, женщинам особенно необходима помощь, когда сентиментальное чувство жалости, добавляясь к обычным размышлениям, ослепляет их и не дает увидеть происходящее так, как это видит Бог. Зачастую жалость как повод усиливается в женщине, когда мужчина рассказывает ей как он несчастен. Она чувствует, что способна дать мужчине то, чего не дает ему его жена. Она может даже убедить себя, что совершает благородный поступок, ради которого она может бросить вызов своей семье, которая ее осуждает. Еще чаще она гордится тем, что с успехом удовлетворяет мужчину в том, в чем его жена не способна его удовлетворить. При этом она упускает из виду тот момент, который всегда важен для Бога, - страшное зло, приносимое другой женщине. Даже когда такая нарушительница приходит к тому, чтобы принять Иисуса Христа как своего Спасителя, непонятно, глубоко ли она покаялась в совершенном и ощущает ли она полную сладость исцеляющей благодати Божьей. Мне известна ситуация, когда мужчина увлекся другой женщиной и изменил своей жене. Его жена развелась с ним, и он женился на другой женщине. Через годы все трое обратились к Богу и приняли Иисуса Христа как Спасителя. Мужчину беспокоит эта ситуация, вторая же жена вполне довольна тем, что все остается по-прежнему, и не видит причин для беспокойства. Я не знаком с ситуацией подробно, но меня удивляет, задумывается ли вторая жена о том, что другая женщина живет в одиночестве, ходит на работу, чтобы обеспечить себя, обходится без спутника, когда- то столь дорогого ей, - и все потому, что другая женщина лишила ее мужа и разрушила, таким образом, ее семейный очаг. Без сомнения, она признает зло похотливости в момент ее первой связи с мужчиной и понимает, что они не имели права позволить себе эту связь, но это наименее важный момент в данной ситуации. Остается лишь гадать, случалось ли ей смиренно признать перед Богом, что зло, причиненное ею другой женщине, есть зло, которое она принесла Богу, призналась ли она другой женщине во всем, молила ли ее о прощении, спрашивала ли, что можно сделать, чтобы хоть что-нибудь исправить?

Когда подобный случай описывается таким образом, у нас сразу возникают, как нам кажется, наиболее практические вопросы, особенно если мы сами находимся в такой ситуации. Что должен сделать я, чтобы поступить правильно? Может быть, мне исправить положение? Следует отказаться от человека, с которым я живу, а как же дети? Или в другой ситуации могут спросить: нужно ли рассказать мужу или жене о случившемся? Может быть, лучше, чтобы супруг находился в неведении? Очень часто люди, прежде чем глубоко покаяться, до того как осудить поступок перед Богом как грех, задают подобные вопросы. Бог сказал бы нам: "Сначала сделай это и тогда будешь уверен в Моем прощении. После этого ты узнаешь, чего Я хочу от тебя, чтобы ты исправил содеянное, и когда тебе надо будет сделать это"... Необходимо глубоко покаяться и признать все перед Богом; тогда ситуация в Его руках, в руках, которые способны все создать заново. Мы должны предоставить Ему направлять нас, чтобы мы действовали так, как Он этого хочет, восстанавливая нарушенное. И Ему не всегда нужно, чтобы мы спешили в этом. Иногда, чтобы убедиться в воле Бога, очень полезно поискать совета опытного христианина, готового помочь нам.

                Р. Х.

Выпуски