Долги

Содержимое

 Может ли христианин брать в долг? Некоторые известные мужи Божии (например, Сперджен) твердо считали, что христианин не должен брать в долг. Они полагали, что дитя Божье должно во всем полагаться на Бога, в том числе и в вопросах нашего материального обеспечения. Это очень хорошо; и можно точно сказать, что такой человек не будет постыжен в своем уповании и будет переживать большие благословения. Все свои нужды и проблемы он приносит в молитве своему небесному Отцу и с верой ожидает. 

Но все-таки Слово Божье не так категорично. Нигде в Библии мы не находим утверждения, что христианин не должен брать в долг. Там сказано: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8). То есть мы можем брать в долг, но должны возвращать то, что взяли: деньги, продукты питания, книгу, инструмент. Мы не должны оставаться должными. Не должно быть такого, чтобы кто-то говорил: «Вот, он взял у меня в долг и не отдает». Бог позволяет нам занимать что-либо, ведь мы живем среди людей, а не на необитаемом острове; и это совершенно нормально, если мы обращаемся к нашим братьям и сестрам, друзьям или соседям в какой-либо нужде. В этом проявляется наше дружелюбие, взаимовыручка, готовность помочь, даже любовь. В 1-ом послании Иоанна сказано: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (3:16-18). В Евангелии от Луки (11 гл.) нам дан пример того, что иногда нам приходится прибегать к займу: «Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему…». Во 2-ом послании к Коринфянам сказано (хотя и не о займе, но о взаимопощи): «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» (2 Кор. 8:14).

Тем не менее, мы не должны занимать постоянно – это нехорошо. Апостол Павел говорит: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: `блаженнее давать, нежели принимать'» (Деян. 20:35).

«Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1 Фес. 4:10-12).

«Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28).

Из всего этого вытекает следующее:

христианин должен работать своими руками, чтобы не только не занимать, но и чтобы еще иметь возможность помочь нуждающемуся.

Найдутся те, кто возразит: «Сам Иисус сказал: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:25-26). Да, сказал. И так оно и есть: мы не должны заботиться о том, чтобы собирать себе сокровища на земле, но должны спешить делать доброе для Бога, чтобы собрать небесные сокровища; и мы должны брать пример с птиц: они живут радуясь, не думая о том, что завтра им нечего будет есть; но каждый день с раннего утра они летают в поисках корма. Делаете ли вы так же? Если кто-то думает, что Бог недостаточно хорошо о нем заботится,  пусть хорошенько проверит себя: все ли он делает для того, чтобы иметь все необходимое? Обратите внимание на богатых людей: видели вы среди них лодырей? Убежденность в милосердии Божием не должна служить поводом к беспечности. Бог не сказал, что пропитание будет падать на нас с неба по нашей молитве, ведь еще в книге Бытия сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (3:19). Это проклятие для всего человеческого рода за грех. Тем не менее, мы можем трудиться с радостью; более того, только так мы и должны трудиться, ибо сам труд не является следствием греха: еще до грехопадения «взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15).

Наш стих гласит: «Не оставайтесь должными никому ничем». Это – золотая середина. Два края – не занимать совсем, никогда, ни у кого, и – постоянно «жить в долг». Из двух этих крайностей я склоняюсь к первой. Но все же это крайность.

О первой крайности мы больше говорить не будем: кроме, возможно, излишней строгости к самому себе в ней нет ничего плохого. Это трудный путь полного доверия Богу, школа упования на Него и, повторюсь, путь благословений; он достоин только уважения. Тот, кто идет этим путем, не нуждается в наставлениях. Такой христианин будет доволен в бедности и в богатстве не возомнит о себе. Разумеется, он не гнушается помощью своих братьев и сам охотно поможет нуждающемуся. 

С серединкой, кажется, тоже все ясно. Поговорим о третьей категории христиан, которые никак не научатся справляться со своей нуждой и постоянно обращаются за помощью к окружающим их людям. 

Одна женщина мне рассказывала: «Когда мне что-то нужно, я молюсь Господу, а потом иду и прошу это у людей». Хочу сказать, что эта сестра лишает себя удовольствия пережить совершенно особенные Божии благословения, когда Бог явно отвечает на твою тайную молитву, давая тебе просимое. Это хорошо, что вы полагаетесь в своих нуждах на Бога, но ведь люди видят только, что вы, не имея своего, постоянно просите у них. Разве не имеем мы богатого и щедрого Отца, Который любит нас и заботится о нас? Христианин должен проявлять Божье достоинство, быть светом в этом мире. Как наши соседи смогут довериться Господу, если они видят, что Его дети постоянно занимают и не имеют самого необходимого? Разве не бесславим мы этим нашего Господа? 

Если у вас хронически не хватает средств и вы постоянно занимаете (хотя бы небольшие суммы), то хочу сделать вам очень серьезное внушение: прекратите занимать деньги и просить что бы то ни было у людей. Идите на колени и молитесь пред своим Богом. Попросите у Него прощения за то, что бесславили Его своей жизнью. Просите, чтобы Он помог вам упорядочить вашу жизнь (в том числе и духовную). Идите к старшим братьям, - то, что вы в постоянной нужде, – ненормально, это следствие вашего неправильного духовного состояния, - смиритесь под крепкую руку Божию: выслушайте и примите то, что они вам скажут, и идите с миром Божиим и просите Господа помочь вам исправить свою жизнь. И если случится у вас вскоре какая нужда – расскажите об этом Богу и пусть не знают об этом люди, - да прославится наш Святой Всемогущий Господь Бог!

Псалмопевец говорит:

«Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс. 36:25-26).

Вернемся и к уже приведенному стиху, расставив другие акценты: «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1 Фес. 4:10-12). Апостол Павел не случайно употребляет здесь слово «умоляем» –  он очень хорошо понимал, как сильно действует на окружающих нас людей свидетельство нашей благоприличной, трудовой жизни, и, напротив, как порочит имя христианина недостойное поведение.

Не жалуйтесь людям на свои проблемы: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6). Быть благочестивым, т.е. богобоязненным и при этом всегда оставаться довольным: нелегкой жизнью, нередкой нуждой, слабым здоровьем, мужем-пьяницей или отсутствием мужа… Пусть у вас будет немного, но с довольством, и Господь благословит это немногое и даст вам необходимое. «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6:8). Мы не возведем напраслины на человека, если скажем, что человек постоянно занимающий не может быть довольным. И мы не ошибемся, если скажем, что он ропщет на свою судьбу и не доверяет своему Творцу.

Не сетуйте на трудности – они временные, даже если сопутствуют вам всю жизнь, – благодарите, «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших. … Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» - (Рим. 8:23-28).

…Я знал одну благословенную сестру, которая уверовала уже в пожилом возрасте. Имея самую маленькую пенсию, серьезную болезнь и маленьких внуков, отец которых бросил свою семью, она никогда не имела долгов и всегда была сыта, довольна и жизнерадостна. Я расспросил ее: как это ей удается? Вот что она мне рассказала: «Получив свою пенсию, я первым делом откладываю десятую часть для церковной кассы; затем – на оплату коммунальных счетов; откладываю на хлеб и еще немножко на непредвиденные расходы; а на то немногое, что остается, я закупаю продукты: крупы, муку, растительное масло, маргарин вместо сливочного масла; еду на рынок под конец дня и покупаю дешевые овощи, печенье-лом (это то, которое остается на дне коробки), поломанную же мороженую рыбу. Полуфабрикаты я не покупаю – готовлю сама. В одном магазине продавцы оставляют для меня дешевые куриные косточки; на них я варю суп. Может быть, моя пища не столь разнообразна и полезна, как хотелось бы, но я молюсь, чтобы Господь благословил ее; и всегда благодарю за то, что она у меня есть». 

Да, она была бедной женщиной, но на ее столе всегда был хлеб, борщ (или суп), она и ее внуки всегда были сыты. Она была шумной, общительной женщиной и люди охотно заходили к ней. Всякого пришедшего она сажала за стол и всегда находила, чем его покормить. И могу вас заверить, что всегда она готова была прославить своего Господа и всегда находила радость в чтении Слова Божия и в молитве; всех своих братьев и сестер во Христе она равно любила и те платили ей тем же. В своей церкви она была благословением, а все соседи уважали ее. Обратили внимание на то, сколько раз здесь проскользнуло слово «всегда»? Что ж, могу только добавить, что так было всегда с тех пор, как она обратилась к Господу и до того дня, когда она отошла в вечность к своему Господу. И никогда она не рассчитывала на то, что ей что-то дадут.

Кстати, о десятой части. Скажу только то, что говорит об этом Библия. «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф.»

«Но что делать, - скажет кто-то, - если по слабости здоровья я не могу работать и нахожусь в постоянной нужде?» Если вы слабы здоровьем – молитесь об исцелении. Быть того не может, чтобы Господь не помог вам. Если же у вас не хватает веры или, возможно, у Господа Свои планы относительно вас, то все же воля Божия в том, чтобы вы работали, чтобы содержать себя.

Если вы серьезно больны, то оформите инвалидность: пройдите медицинское обследование, соберите необходимые документы. Вам назначат пенсию по инвалидности, которая при известной бережливости поможет вам содержать себя. «А что делать, если инвалидность не дают, а работать я все равно не могу?» Что ж, я знаю многих инвалидов, которые нашли себе работу по силам (в том числе и инвалиды 1-ой группы). Найдите себе работу, которая не требует нормированного рабочего дня, но дает средства к существованию. Я не знаю, какая это будет работа, но ваш Господь позаботится о том, чтобы она была вам по силам, или же даст вам силы, чтобы вы могли ее выполнять.

Давайте разберем причины, по которым люди впадают в нужду.

Причиной бедности зачастую является простая лень. Помните, в Притчах? – «Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]» (6:9-11).

Жалость к себе. – Не жалейте себя. Знаете к чему приводит эта жалость? – к депрессии. Да-да! Причиной депрессии всегда является жалость к себе. Отбросьте в сторону все свои недомогания и проблемы и начните активно трудиться. Не попускайте себе заглядывать на более обеспеченных братьев и сетовать на их равнодушие к судьбам бедных людей (читай – к вашей судьбе), - присмотритесь: все они усердно трудятся.

«Есть же люди, для которых самым ценным и лучшим в жизни является какая-нибудь болезнь их души или тела. Они носятся с ней все время жизни и лишь ею живы; страдая от нее, они питают себя ею, они на нее жалуются другим людям и этим обращают на себя внимание ближних. За это взимают с людей сочувствие к себе, и, кроме этого, - у них нет ничего. Отнимите у них эту болезнь, вылечите их, и они будут несчастны, потому что лишатся единственного средства к жизни, - они станут пусты тогда. Иногда жизнь человека бывает до того бедна, что он невольно принужден ценить свой порок и им жить; и можно сказать, что часто люди бывают порочны от скуки» (М. Горький).

Нерадивость. Всем  известно, что всегда и везде начальство уважает и ценит работников-христиан за их старательность, прилежание, честность и послушание. Сотрудники тоже уважают их за отзывчивость и незлобивость. Но есть люди, которые, получив работу, скоро теряют ее, так как нерадивы. Сотрудники и начальство постоянно недовольны ими, но сами они считают, что страдают за Христа, и охотно свидетельствуют об этом в собрании.

Одна довольно молодая «сестра» стала притчей во языцех, без стеснения прося у всех деньги и жалуясь на свою нужду. Она постоянно искала работу, но при этом теряла их одну за другой, а чаще всего не работала совсем. Устроившись на работу, она приносила туда и все свои проблемы: постоянно опаздывала, отпрашивалась с работы (всегда по неотложным делам и уважительным причинам), то и дело брала «больничный», всегда продлевая его, работу свою выполняла плохо, на все нарекания тут же находила ответ и объяснения, смотря на всех широко открытыми правдивыми глазами. Если ее просили что-то сделать, то всегда находилась причина, по которой она не могла это сделать: то у нее голова кружится, то ноги болят… А если и начнет делать, то недоделает или сделает так, что приходится переделывать Но все же было нечто, что она делала охотно. Глядя на вас преданными глазами, она постоянно говорила: о ценах, обо всех несправедливостях жизни, о том, как спас ее Господь, об освящении и молитвенной жизни. Сотрудники не могли ее переносить, а начальство не знало, как от нее избавиться. Вы скажете, что мы очень немилосердны, осуждая бедную, нездоровую женщину, которой просто надо было помочь? Конечно, случается, что кто-то нуждается в помощи и тогда мы не должны оставаться равнодушными. Но ее нужды были нескончаемы, а всем окружающим почему-то было ясно, что она просто не любит работать и не привыкла в чем-либо себе отказывать.

Нечего обманывать себя: такие люди бесславят Господа и нуждаются в покаянии и возрождении. Истинное дитя Божие, даже слабое, усердно трудится на своем месте и довольствуется тем, что имеет, не утруждая окружающих своими проблемами и разговорами.

Неорганизованность. Как ни странно, но еще одной причиной нужды иногда являются золотые руки и отзывчивое сердце. Может быть, вы как раз такой человек, и целыми днями крутитесь по хозяйству или помогаете другим людям? Это похвально; но если при этом вы или ваша семья постоянно испытываете нужду в самом необходимом, то нужно поискать занятие, приносящее конкретный доход. При этом не надо бояться обидеть людей: они-то, наверняка, трудятся, чтобы прокормить свою семью. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Сам апостол Павел не гнушался зарабатыванием денег: «…и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» (Деян. 18:3). Ремесло, а не хобби (увлечение)! А ремесло подразумевает зарабатывание денег. И не случайно здесь употреблено слово «работал», а не «помогал».

Иногда причиной нужды бывает недостаток образования или отсутствие специальности. Понятно, что человеку со знаниями или квалифицированному специалисту легче найти хорошо оплачиваемую работу, чем необразованному человеку, не имеющему специальности. Разумеется, легче всего учиться в молодом возрасте, когда у нас свежий ум,  еще нет семьи и нет необходимости самому зарабатывать на жизнь. Но если случилось так, что вы остались без специальности, а зарабатываемых вами денег не хватает, то следует подумать о том, как поднять уровень знаний, так сказать, без отрыва от производства. Тут самое главное – желание. А возможностей для этого очень много. Можно пойти на курсы, которые предлагаются в большом количестве и в вечернее время. Можно просто читать книги, которые также в большом количестве продаются в книжном магазине. Если у вас нет денег на книги, вы можете даже поспрашивать их у знакомых – на время, – обязательно найдутся такие знакомые, пусть даже знакомые знакомых. Интернет – огромная библиотека и сокровищница полезных советов и помощь в приобретении знаний и специальностей.

Попросите своих знакомых, которые являются специалистами в своем деле, научить вас. И сразу же старайтесь делать то, чему вы научились, закрепляя навыки. Если вас интересуют языки – изучайте их самостоятельно. Если вы думаете, что у вас нет на все это времени – пересмотрите свой день: как вы распределяете время? Заведите ежедневник, по минутам расписывая свои дела, и, без сомнения, вы найдете лишний час для своих занятий.

Многие люди работают и хорошо зарабатывают, не имея образования, - ведь отсутствие диплома не подразумевает отсутствие знаний, а тем более ума и способностей, тогда как наличие диплома, не подкрепленное необходимыми знаниями и умением, не обеспечивает вам хорошего места работы. Конечно, для того, чтобы заняться самообразованием, вам придется немного потеснить самого себя, преодолеть инерцию и лень, но ведь без труда не выловишь и рыбку из пруда!

Тот же апостол Павел сказал: «Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Флп. 2:14-15). И большой составной частью этого света является наша практическая жизнь пред людьми, а точнее, наш весьма прозаический труд на благо общества ради живота своего. Почему непременно на благо общества? Да потому, что труд наш должен быть востребован, чтобы быть оплачиваемым, ведь, пока мы на этой земле, для того, чтобы жить, мы должны работать. Работать честно, работать усердно, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.

Итак, подведем итог: 

1. Молитесь;

2. Отдавайте десятую часть Богу;

3. Жертвуйте для нуждающихся;

4. Планируйте свой бюджет;

5. Не жалуйтесь;

6. Не жалейте себя;

7. Планируйте свое время;

8. Усердно трудитесь;

9. Будьте довольны;

10. За все благодарите;

11. Вникайте в себя и Писания.

«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8).

Молись и трудись! Ни молитва без работы, ни работа без молитвы.

Кто не учит сына ремеслу, тот учит его воровству.

Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного – праздной жизни.

Бог наложил на человека труд не для наказания и мучения, но для вразумления и научения его.

Ничего не сделано, если осталось что-либо недоделанным. 

Какая самая лучшая пища? Та, какую вы сами заработали.

Всякий должен запастись терпением и состраданием к бедности, но для лености – только строгим обличением.

Никогда не исправит своей участи тот, кто меняет место и не меняет своего образа жизни и своих привычек

 
Выпуски