Сколько лет строился ковчег?

Содержимое

С церковной кафедры мы постоянно слышим, что Ной строил ковчег 120 лет. Так ли это? Нигде в Библии я не нахожу такого утверждения…

Коробова Степанида, Токмак, Киргизия

 Да, действительно, в Библии нигде не говорится, что Ной строил ковчег 120 лет.

В отношении этой цифры есть предположение, которое некоторые основывают на третьем стихе шестой главы. В этой главе книги Бытие описывается состояние человеческого общества перед потопом, где говорится, что вместе с умножением людей на земле стал умножаться и грех. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (ст. 5). Третий стих звучит так: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (ст. 3).

Следует оговориться, что цифру 120 лет в этом стихе объясняют по-разному.

1. Одни полагают, что эти слова Господа обозначают сокращение человеческой жизни до пределов 120 лет. Но однозначно это вряд ли можно утверждать, так как мы видим, что еще долгое время после потопа люди жили гораздо более 120 лет, нередко достигая 500-600 лет (см. 11 гл. Бытия), а в Псалме 89, 10 ст. говорится: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет».

2. Другие считают, что этот стих говорит о том, что, разгневавшись на развращение людей, Бог дал им еще 120 лет, отсрочив на это время их истребление. В течение этого времени праведный Ной пророчествовал развратившимся людям о грядущем истреблении потопом и делал соответствующие к нему (потопу) приготовления (строил ковчег). То, что во время строения ковчега Ной проповедовал людям о необходимости покаяния, подтверждается Новым Заветом – 1 Пет. 3:20; 2 Пет. 2:5; Евр. 11:7. О сроке же строения других указаний нет.

По всей вероятности, версия о ста двадцати годах строения ковчега появилась исходя из этой точки зрения.

Как бы то ни было, любое из этих толкований не имеет решающего значения и не может иметь влияния ни на одно из учений Библии, а потому и не должно быть причиной для споров.

Выпуски