Духовное отступничество

Содержимое

Ч. Орр.

Отсутствие интереса к уединённой молитве - явный признак вероотступничества. Очень метко подмечено, что молитва является жизненным дыханием для христианина. Благоговейный дух на деле является жизнью и душой благочестия. Душа просто не может не наслаждаться тесным духовным общением с объектом своей сердечной привязанности. Последователь, упражняющийся в благодати, уединяется в своей комнате для молитвы с Богом не потому, что это его обязанность, которую ему надлежит исполнять, но потому, что это для него - служение, которое он с наслаждением исполняет, и удовольствие, в котором не может отказать себе. Он приходит к трону благодати, как лань за свежей водой: там источник его силы, там он видит лицо своего Спасителя и получает неисчислимые доказательства Его любви.

Но иногда христианин рассматривает место уединённой беседы с Богом с весьма противоречивыми чувствами. Он теряет чуткость сердца, иногда так постепенно, что даже сам того не замечает; он теряет возвышенность и теплоту благоговейной любви, которую обычно испытывал при встрече с Богом. Его религиозное служение всё больше теряет свою духовность и становится всё более формальным. Он, как обычно, преклоняется в молитве, но больше по привычке, чем из склонности к общению с Богом. Он склонен сокращать время своего уединения с Богом или даже вообще не молиться, если находит приемлемое оправдание. Вероятно, он сам себя упрекает, но надеется, что со временем это зло пройдёт само по себе. И так изо дня в день, неделю за неделей. Молитва, если она вообще ещё достойна этого названия, больше не радует и не укрепляет его. Там, где это имеет место, пульс духовной жизни несомненно быстро идёт на убыль. Если это так в твоей жизни, тогда пусть это предостережёт тебя, дорогой читатель. Сатана обманывает и вводит тебя в заблуждение.

Вторым признаком духовного отступничества является равнодушие к благодати. Духовная жизнь, как и физическая, требует соответствующего и постоянного питания. Для этой потребности Бог предусмотрел достаточно припасов в Своём Слове. Для верных учеников Его Писание очень важно и полезно. «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нём» - для такой души проповедь Евангелия является звуками радости, а место, где родственные души сообща хвалят и служат Богу, намного притягательнее, чем мирские развлечения. Но, увы! Время от времени некоторые, называющие себя христианами и живущие их надеждами, незаметно теряют интерес к чтению Библии, и если всё же продолжают ежедневно читать в ней, то происходит это не от признания её силы и красоты, делающей её хлебом жизни, освежающим и подкрепляющим душу человека. Их мысли заняты больше земным. Они легко находят оправдание своему неучастию в молитвенных собраниях, и нередко на более массовых богослужениях довольствуются тем, что присутствуют лишь половину времени. А если и присутствуют на собраниях, то равнодушны, без духовного интереса, склонны привлекать внимание других или же присутствовать чисто формально. Им недостаёт большей подготовленности сердец, без которой средства благодати бездейственны и бесполезны для души. Такое равнодушие - убедительное доказательство того, что душа отступила от Бога, огорчила Святого Духа и потеряла жизненную силу благочестия. Дорогой читатель, если ты ощущаешь такое равнодушие у себя, то знай, что это явный признак твоего вероотступничества. Это говорит о том, что ты оставил источник живой воды и отвернулся от своего Бога.   

Третьим признаком вероотступничества в христианской жизни является увлечение миром. «Не любите мира, ни того, что в мире (1Ин. 2:15). Жадность есть ни что иное, как идолопоклонство. Христианам серьёзно предписывается все свои склонности обращать на вышнее и собирать себе сокровища на небесах. Но посмотри вон на того, называющего себя христианином, как чрезмерно гонится он за прибылью. Все свои мысли и всё своё время он отдаёт бизнесу. Он увеличивает свои планы и расширяет свой кругозор. Он позволяет себе заниматься мирскими делами даже в ущерб времени, обычно посвящаемого уединённому или семейному богослужению или молитвенному часу. Он забывает, что не имеет права делать этого, и что не может без греха позволять требованиям мира вытеснять Божьи требования и требования своей собственной бессмертной души. Обрати также внимание на его податливость вкусам и принципам мирских людей. Он явно не считает за самое лучшее строго сохранять верность своим принципам. Он сомневается в опасности тех или иных земных излишеств. Он не видит необходимости быть прилежным в малом. Он стремится угодить всем, и не может противостоять пожеланиям мирских людей. Если мир раздражается каким-либо библейским учением, то ему почти нечего сказать по этому поводу. Одним словом, он всё для всех, только совсем не в том смысле, как это писал апостол Павел. В его мнениях, связях, удовольствиях, образе деловой деятельности, разговоре, во всём его характере очень мало того, что говорит о силе святых принципов и благочестии. О читатель, уж не твоё ли состояние описал я? Если это так, тогда ты - вероотступник от Бога, которому ты обязался служить.

Четвёртым признаком духовного отступничества является нежелание принимать советы и обличения христиан. Дух Христа - нежный, кроткий и послушный Дух. Если сердце ученика наполнено святой любовью, тогда он ощущает свою слабость и немощность. Он ищет мудрости и силы свыше и благодарен за добрые советы тех, что имеют больший жизненный опыт. Если он ошибается и предостережён верным христианином, то принимает это с кротостью и благодарностью. «Пусть наказывает меня праведник - это милость, пусть обличает меня - это лучший елей» (Пс. 140:5) - вот речь его сердца. Даже если порицание болезненно для него, он не станет пренебрегать им, если виноват, ибо ничего не страшится так сильно, как совершения зла - согрешения против Бога и своей собственной души.

Но дух отступления от Бога и долга своеволен. Он не терпит ограничений. Он раздражителен и придирчив, вместо того, чтобы быть кротким и согласным принять поучения. Он не терпит перечеркивания своих замыслов, считает советы других неуместными, и с возмущением встречает наставления. Если он проявляет такой характер, пренебрегает взглядами и чувствами собратьев, демонстрирует независимость и гордится собой, поступая, как ему угодно; если он сторонится советов христиан и оправдывается, когда его корят с любовью; если он начинает считать присмотр других за собой нежеланным и досадным; если он обвиняет тебя в том, что ты только придираешься к нему и не имеешь милосердия; что ты хочешь только обескуражить и угнетать его, когда стараешься показать ему недостатки его духовной жизни - тогда ясно, что он не имеет больше в своей душе плодов влияния Святого Духа. Его благочестие истощилось; он не живёт больше в близком общении с Богом и в небесной атмосфере. Его свет померк, и блаженство покинуло его.

Последним признаком вероотступничества, о котором мы хотим теперь поговорить, является беспечное равнодушие к опасностям, исходящим от искушений. Христианин с горячим и сильным благочестием имеет очень чувствительную совесть. Он опасается малейшего сближения со злом. Даже грешные мысли мучительны для него. Поэтому, он ежедневно искренне молится: «Не введи меня в искушение» и старательно избегает опасных ситуаций. Тем не менее, ты иногда встречаешь признанных христиан, у которых, по-видимому, недостаёт этого подсознательного ощущения опасности. Они часто попадают в обстоятельства, в то время как могли бы легко предвидеть, что сила их принципов подвергнется там самому суровому испытанию. Они оказываются там, где почти невозможно не запятнать своих моральных чувств. Они позволяют себе общаться с бездельниками и легкомысленными людьми, болтунами и шутниками, предаваться праздным размышлениям, повторять забавные истории, читать неблагочестивые книги и газеты, и тому подобное. Но кто склонен следовать со злом, пока находит это безопасным, тот потерял одну из лучших гарантий добродетели. Кто готов легкомысленно экспериментировать с искушениями, тот находится на опасном пути и в печальном состоянии отступничества. О читатель! Обернись же, отряхнись от мира, приблизься к Богу и глубокими вздохами позволь своей душе подняться всё выше и выше к высотам божественной радости и любви, и тогда этот мир покажется тебе лишь бледным призраком вдали.

Выпуски