Недавно я услышал приятное пение, которое тронуло мое сердце и пробудило в нем тайную силу. Это была песня о молитве. И невольно пришла мысль: все ли дети Божии испытывают радость в своей душе от часа молитвы, как они того желают и как оно должно быть?
Из Библии мы ясно видим, что христиане имеют право на радость и наслаждение от молитвы. Один муж Божий написал, в соответствии с христианским опытом и Священным Писанием, следующие слова: "Боже мой, есть ли слаще и приятней какой-либо час с раннего утра до позднего вечера, чем час молитвы, зовущий меня к Твоим ногам!".
К молитве относится и размышление, - размышление о любви, славе, величии и попечении Божьем. Действительно, это может быть любящему сердцу сладостью и прелестью. Ученик, покоившийся у груди Иисуса, сказал: "О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна" (1 Иоан. 1:3-4). Общение, доверительные отношения с Богом, - т. е. молитва.
Кто имеет полное, ничем не нарушаемое общение с Богом, имеет и полноту радости. Христианская жизнь является жизнью веры, но также не менее жизнью радости, настоящей радости. Христиане живут не чувствами, но у них есть чувства; жизнь веры приносит им их. Вероятно, что многие не находят радости в молитве, к которой стремится их душа. Для них час в молитвенной комнате - время томления, пустоты и безразличия. Они не испытывают восторженной радости, одухотворения, нет наслаждения, вливающегося в души тех, кто имеет общение с Богом. Только общение души с живым Богом может принести эту радость. Бывают времена, когда молитва не кажется разговором с Богом. И, кажется, нет присутствия Бога. Но эти времена не должны превосходить те, что наполняют сердце и душу сознанием присутствия Божьего и все естественное и материальное теряется из вида, а дух радуется ощущению сердечного общения с Богом.
Часы молитвы должны быть таким временем, когда с неба в душу стекает радость, блаженство, озарение, свет, великолепие и красота, - время, когда Бог чудесным образом открывает Себя душе. Слишком часто молитва является временем тупой сонливости, голым исполнением обязанности, которой нельзя отказать, но часто обременительной. У меня нет желания осуждать того, кому тяжело идти в свою комнатку для молитвы, но я очень хотел бы ему помочь.
Тем, кто привязан к Господу, служа Ему, любя Его имя, и сохраняет завет с Ним, пророк дает обетование Божье: "Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем; ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов" (Ис. 56:7). Обетование это заключается в том, что Бог желает обрадовать нас в Своем доме молитвы, - это не место обременительной обязанности, не место церемониальной формы, но место радости.
Причина того, что уединенная молитва часто так утомительна и равнодушна, кроется в том, что злой враг очень старается помешать твоей радости. Его охватывает страх и безумная ярость, если ты ведешь глубокую сердечную беседу с Богом. Он знает, что из-за этого его царство понесет немалый урон. Радость детей Божьих приводит сатану в беспокойство. Он делает все, что в его власти, чтобы притупить молитву, сделать ее пассивной и не приносящей тебе никакой отрады. Он старается рассеять твое внимание, пленить твои мысли, завлечь тебя мирскими вещами.
Другая причина, почему молитва не притягательна для некоторых верующих, состоит в том, что существует недостаток веры. Вера, которая видит Бога, слышит Бога, претворяет Его в своей жизни, необходима, когда мы уединяемся в сокрытую молитву. Вера приводит нас в осознание присутствия Божия. "Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою" (Рим. 15:13). Иногда нам очень тяжело молиться, даже самым духовным приходится иногда это переживать. Для этого тоже есть различные причины, но самая главная из них состоит во враждебном противостоянии дьявола. Не беспокойся об этом, но противостой дьяволу и упражняй свою веру в Бога.
Третья причина того, почему некоторые души имеют мало удовольствия и радости от молитвы - в том, что они очень мало молятся. Если ты желаешь сохранить истинное желание к сокрытой молитве, то ты должен много молиться в уединении - так много, насколько тебе позволяют обстоятельства. Если мы найдем истинную радость в молитве, то мы будем молиться чаще. Мы всегда с охотой занимаемся тем, что мы любим. Если у тебя есть друг, которого ты сердечно любишь, то ты всегда найдешь время для общения с ним. Если мы любим Бога превыше всего и радуемся молитвенному общению с Ним, то нам не трудно будет Его искать, и мы всегда найдем время для сокровенной молитвы.
Ч. Е. Орр