Главенство мужа

Содержимое

Главенство мужа-христианина как священника в семье и его авторитет установлены Богом (1Кор. 11:3) и они неизбежны. Никакой священник или пастор, или духовный учитель не имеет права вторгаться в сферу семьи без ведома и согласия мужа. Забота об освящении и духовном росте семьи лежит на муже-христианине. Духовные служители при этом должны трудиться с семьей в целом, не разделяя мужа и жену, которые в Господе. Пастор не должен вмешиваться в семью больше, чем это позволено ему со стороны мужа-христианина, а если кто-то вторгается не в свою область, муж должен дать ему отпор. Такой подход признает главенство мужа и подчеркивает его ответственность за семью. Необходимость пасторского участия требуется тогда, когда семья отдаляется от Бога и нуждается в помощи. При этом необходимо проявлять особую мудрость и осторожность, чтобы было созидание, а не дальнейшее разрушение семьи (Мк. 10:9).

Мужья часто ожидают от жен покорности и послушания, не создавая для этого должных условий. Многие думают: «Если бы она слушалась, я бы все сделал для нее». Но, будучи главой семьи и домашним священником, муж должен прежде всего знать, что послушание жены - это ответ на созидательную инициативу мужа, это благословенный отклик на любовь, на прощение, на добрый пример и желание к освящению и совершенствованию, это плод, которым пользуются тогда, когда посеяны добрые семена.

Гармония в браке достигается тогда, когда муж охотно проявляет инициативу в любви, а жена с радостью откликается послушанием мужу в его созидательных инициативах. Поэтому можно сказать для семей: «Мужья, будьте инициаторами всего лучшего! Жены, помогайте в этой прекрасной инициативе, вдохновляйте к этой инициативе и возгревайте ее своим теплом и нежностью. Мужья, проявляйте инициативу в любви! Жены, позвольте с радостью мужьям быть инициаторами во всем добром, будьте помощницами и послушными соработниками всего Божьего, принимая это с восхищением и благодарностью!»

 Развитие ответственности и христианских качеств главы семьи

Библия учит, что муж должен исполнять в супружеской жизни руководящую роль, роль главы жены и семьи. Слово «глава» очень часто используется в Новом Завете (75 раз) и имеет очень глубокий смысл. Писание подчеркивает главенство мужа и его руководящую роль во всем.

Еф. 5:23 «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела».

1Kop. 11:3 «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог».

Еф. 6:1, 4 «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость... И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».

Муж - глава семьи. Но это главенство не абсолютное, потому что прежде всего Слово Божие предъявляет требование к самому мужу, чтобы он сам был послушен Христу. В 1Кор. 11:3 сначала идут слова «всякому мужу глава Христос», потому что Христос - глава всякого начальства и власти.

Главенство мужа - это не диктатура, а ответственность перед Господом за жену и семью. Сказано, что «всякому мужу глава Христос» (IKop. 11:3). Это означает, что как верующие, так и неверующие мужья, как любящие так и не любящие своих жен, - все подотчетны Христу и отвечают не только за себя, но и за свою жену и детей. В вечности перед Христом каждый муж ответит не только за себя, но и за жену и за детей перед Всевышним Начальником - Христом.

Это огромная ответственность. Корень успеха в семейной жизни лежит в том, насколько муж как глава подчиняется Христу и признает Его авторитет. Если «маленький» начальник не слушает «большого» начальника, от которого зависит благополучие его и его коллектива, то такой непослушный руководитель не будет иметь успеха, и будет страдать весь коллектив. Тем более это верно в духовной и в семейной жизни. Муж и жена рассматриваются Богом как одно целое, и Господь в этом единстве возлагает ответственность на мужа. От правильного положения мужа перед Богом зависит и благополучие его семьи.

Пс. 127:1-4 «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа!»

Когда Писание говорит о руководящей роли мужа, то приводится аналогия Христа как главы Церкви. И эта аналогия дает нам понимание главенства мужа как ответственности. Здесь дается предписание служить семье и жене, идет призыв к совершенству в поступках по отношению к жене и детям, сопричастности к жене, к ее болям, печалям, проблемам, радостям, переживаниям и т.д.

Жена - это зеркало мужа, его отражение, поэтому, если будет духовен муж, будет духовно возрастать жена, освящаясь с помощью мужа (1Kop. 7:14). Если у мужа жена плотская, то это не делает ему чести, даже если сам он достиг определенного духовного уровня. Однако пороки и недостатки жены и детей - это в глазах Бога также пороки и недостатки мужа.

Пр. 12:4 «Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его».

Бог даровал духовную власть мужу над женой. Однако эту власть муж может реализовать тогда, когда будет действовать Господь, а это, в свою очередь, осуществляется тогда, когда муж сам не нарушает Божий порядок, послушен Господу, признает Его авторитет, исполняет свои обязанности с любовью и смирением. Это возможно, если муж пребывает в вере и в любви у Господа, является сам послушным Слову.

Духовная власть и авторитет основаны в христианстве на принципе, который изложил Христос:

Мк. 9:35 «...кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».

Глава всему Христос подчеркивал:

Мк. 10:45 «Ибо и Сын Человеческий не дня того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Та же мысль в Лк. 22:24-26. Муж должен воздерживаться от показной и силовой демонстрации своей власти, подобно тому как и Христос проявлял Свою власть в смирении. Умывая ноги Своим ученикам, Христос говорит: «Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» Ин.13:12-17.

Господь подчеркивает разницу в понимании главенства в мире греха и в духовном мире: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» Мф. 20:25-28.

Таким образом, главенство в христианстве имеет своей целью и стремлением служить любовью другим, нести ответственность за всех, над кем ты поставлен. В этом отношении низкий уровень понятия о браке никак не будет способствовать высокому уровню исполнения обязанностей супругов.

В духовном мире муж как глава имеет духовную власть в семье, ему много дано от Бога для руководства и поэтому будет и соответствующий спрос: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» Лк.12:48.

Выпуски