Дева Мария в жизни Христа

 «Католики приписывают деве Марии - матери Иисуса Христа - непорочное рождение. Так ли это на самом деле? И есть ли этому учению библейское обоснование?»

«Кто родится чистым от нечистого? Ни один!» (Иов. 14:4)

Мало кто знаком с новейшим догматом Западной Церкви, установленным папой Пием IХ только в начале второй половины прошлого столетия. Догмат этот, называющийся «догматом о непорочности зачатия самой Девы Марии», утверждает следующее: хотя Пресвятая Дева Мария и родилась естественным образом от своих родителей, но, по особому преизбытку дарованной ей благодати, в самом зачатии своем была сохранена свободною от всякой причастности греху. Таким образом, «Приснодева» Мария сливается со святой Троицей и является как бы ее четвертой ипостасью.

Учение это возведено папой Пием IX в 1854 году на степень догмата, ставшего общеобязательным для всех членов Западной Церкви.

Эта же тенденция причислять Деву Марию к Божественной Троице наблюдается и среди зарубежных русских православных богословов. Деву Марию они называют «неопалимой купиной», «Премудростью», «четвертой ипостасью Божией» и т. д.

Догмат о непорочном зачатии и рождении Девы Марии не имеет в Священном Писании никакого основания. Даже безответственное «предание», называемое «священным», пройдя сквозь тьму многовековых человеческих измышлений, не могло создать столь легкомысленного утверждения.

Догмат этот полностью опровергается учением Библии «о всеобщей греховности людей». Порочность человеческой натуры связана всеми корнями с грехопадением наших прародителей. Слово Божие говорит нам, что «рожденное от плоти есть плоть», что «все согрешили и лишены славы Божией..», «так что заграждаются всякие уста и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:19,23; Ин. 3:6).

Священное Писание говорит, что Дева Мария родилась от родителей так же подверженных греху, как подвержены и все другие люди.

Дева Мария, являясь только человеком, сама лично нуждалась в искупительной жертве Христа, и эту жажду спасения исповедовала неоднократно. Если бы Дева Мария родилась от Духа Святого, как был зачат и рожден Господь наш Иисус Христос, она не знала бы чувства греховности, как не знал его Христос. Но если бы это так было, тогда для чего бы ей называть Иисуса Христа ее Спасителем и Господом, говоря: «Величит душа моя Господа; и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы Своей» (Лк. 1:46-48).

Дева Мария была призвана Богом для того, чтобы, при воплощении Сына Его Иисуса Христа, дать ему плоть человеческую, что она и выполнила. Родив Его, Мария не принимала уже на себя никакой другой роли ни при жизни Христа, ни даже после сошествия Святого Духа на апостолов. Вспомним, какую роль играла Дева Мария при жизни Христа. Иногда она находилась в толпе слушателей: «Некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: «кто матерь Моя? и кто братья Мои?» И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои. Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мтф.12: 67-50). Иногда она была в кругу младших сыновей от Иосифа, братьев Иисуса, сомневавшихся в Его Мессианстве, как написано: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иисус сказал им: «Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит» (Ин. 7:3-7). Родные и близкие уверовали в Иисуса Христа только по Его воскресении, но тогда, когда Он только начал Свое служение, они были настроены даже враждебно. Священное Писание говорит: «И услышавши, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из Себя» (Мк. 3:21).

Характерно также и то, что Дева Мария не присутствует ни на тайной вечере, ни в Гефсимании, ни во дворе Каиафы, ни на суде у Пилата. На Голгофе она в толпе, подле креста: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: «Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин. 19:25-27).

Трудно себе представить, чтобы Дева Мария могла бы в каком-либо смысле стать заместительницей Сына Божия Иисуса Христа. После Его воскресения и  вознесения, имя Девы Марии упоминается в Священном Писании, но всегда после имени апостолов, рядом с именами других благочестивых последовательниц учителя: «Тогда они (ученики) возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон... и, пришедши, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его... было же собрание человек около ста двадцати...» (Д. А. 1: 12-14,16).

О жизни Девы Марии после вознесения Иисуса Христа на небо Священное Писание ничего не говорит, и было бы неправильно строить какие бы то ни было догадки в этом вопросе. Ни в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов, ни позже Дева Мария ничем особенным себя не проявила. Ее следование за Господом, как видите, протекало в совершенной скромности и неприметности.

Слово Божие также ничего не говорит нам о том, что по смерти своей Дева Мария была вознесена телесно на небо.

Священное Писание упоминает о всех случаях, когда живые люди были силою Божией восхищены на небо, как например, Енох и пророк Илия, но о том, чтобы безжизненные трупы возносились на небо, о таких случаях Слово Божие не говорит. Священное Писание запрещает нам «мудрствовать сверх того, что написано» (1 Кор. 4:6).

                П. Р.