Грех неверия

Содержимое

"Тогда отвечал этот сановник человеку Божию, и сказал: "если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть?" А он сказал: "увидишь твоими глазами, но есть этого не будешь"" 4Цар.7:19

Один мудрый человек может спасти целый город; один хороший человек может стать средством спасения тысячи других. Святые являются "солью земли", средством сохранения от зла. Если бы не было благочестивых как средства от порчи, человечество было бы совершенно уничтожено. В городе Самарии был один праведный муж - Елисей, раб Господень. Среди придворных благочестие было чем-то совершенно исчезнувшим. Сам царь был закоренелым грешником - его беззаконие было вопиющим и мерзким. Иорам ходим путями своего отца Ахава и сделал себе лжебогов. Народ Самарии был таким же падшим, как его монарх; они оставили Господа, Бога Израилева, не вспомнили девиз Иакова: "Господь, Бог твой, Господь един есть", в мерзком идолопоклонстве они преклонялись перед языческими идолами, и Господь Саваоф попустил врагам стеснить их до такой степени, что на улицах Самарии исполнилось пророчество, произнесенное с горы Гевал о том, что женщина, жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, безжалостным оком глядя на своих собственных детей, пожирала свое потомство, по причине жестокого голода (Втор. 28:56-58). В этих крайних, страшных обстоятельствах средством спасения был этот один святой муж. Эта единственная крупица соли сохранила целый город; один Божий воин стал средством спасения всего множества осажденных. Ради Елисея Господь послал обетование, что на следующий день пища, которую невозможно было купить ни за какую цену, будет продаваться по минимальной цене у самых ворот Самарии. Мы можем вообразить радость этого народа, когда прозорливец впервые произнес это пророчество. Они знали, что это пророк Господень; он имел божественные полномочия - все его пророчества исполнялись. Они знали, что это человек, посланный от Бога и изрекающий Господне слово. Вероятно, очи монарха засияли от радости, а истощенный народ возликовал от предвкушения скорого избавления от голода. "Завтра, - кричали они, - завтра наш голод окончится, и мы будем пировать и есть досыта!"

Однако сановник, на которого опирался царь, выразил свое неверие. Мы не слышим, чтобы кто-либо из простых людей, плебеев, когда-либо поступил подобным образом; но аристократ поступил так. Удивительно, что Бог редко избирает великих мира сего. Высокое положение и вера во Христа редко сочетаются друг с другом. Этот великий человек сказал: "Невозможно!"- И, оскорбляя пророка, добавил: "Если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть?" Его грех заключался в том факте, что, несмотря на неоднократные подтверждения служения Елисея, он все-таки не поверил в заверения, данные Богом чрез уста пророка. Несомненно, он видел чудесную победу над Моавом. Он был поражен известием о воскресении сына сонамитянки. Он знал, что Елисей открывал тайные планы Венадада и поразил слепотой мародерствующие полчища. Он видел, как банды сириян были завлечены в самый центр Самарии, и, вероятно, он знал историю вдовы, наполнившей маслом все сосуды и выкупившей своих сыновей. Об исцелении же Неемана знали все придворные, но, несмотря на все это совокупное свидетельство, подтверждавшее миссию пророка, он усомнился и в оскорбительном тоне заявил ему, что прежде чем могло бы исполниться это обетование, небеса должны стать отверстыми окнами. В результате Бог устами того же человека, который только что изрек обетование, произнес Свой приговор: "увидишь глазами, но есть этого не будешь". И Провидение, всегда исполняющее пророчество точно таким же образом, как бумага воспринимает отпечаток литеры, истребило этого человека. Затоптанный на улицах Самарии, он погиб у ее ворот, видя это изобилие, но не вкушая от него. Возможно, его манера держаться была надменной и оскорбительной для людей, или же он попытался сдержать их натиск, или, как можно предполагать, это был просто несчастный случай со смертельным исходом. Так или иначе, видя пророчество исполнившимся, он так и не насладился этим изобилием. В данном случае, для него поверить значило видеть, но так и не вкусить.

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на две вещи: грех этого человека и его наказание. Возможно, я меньше буду говорить конкретно об этом человеке, поскольку я уже описал подробно эти обстоятельства, но я буду говорить о грехе неверия и наказании за него.

I. Во-первых, ГРЕХ. Его грехом было неверие. Он усомнился в обетовании Божьем. В данном частном случае неверие приняло форму сомнения в божественной правде или недоверия к Божьей силе. Либо он усомнился в том, что Бог в самом деле имел в виду то, что Он сказал, или же это относилось к возможности Бога исполнить Свое обещание. У неверия больше фаз, чем у луны, и более окрасок, чем у хамелеона. Простые люди говорят, что дьявол может принимать разные обличья. Я убежден, что это справедливо и в отношении первенца сатаны - неверия, ибо у него имеется легион обличий. Однажды я могу увидеть неверие в виде ангела света. Оно называет себя смирением и говорит: "Я не хочу быть нахальным. Я не осмеливаюсь считать, что Бог простил меня, я слишком великий грешник”. Мы называем это смирением и благодарим Бога, что наш друг находится в таком хорошем состоянии. Я не благодарю Бога за подобное заблуждение. Это дьявол, одетый как ангел света, и, в конечном счете, это неверие. В других случаях мы сталкиваемся с неверием в виде сомнения в неизменяемости Бога: "Господь любит меня, но, возможно, завтра Он бросит меня. Он помог мне вчера, и под сенью Его крыл я уповаю, но, возможно, в следующем испытании я не получу никакой помощи. Он может бросить меня. Он может оказаться невнимательным к Своему завету и забыть о милости". Иногда это неверие проявляется  сомнением в Божьей силе. Каждый день мы видим новые затруднительные обстоятельства, нас опутывают трудности, и мы думаем: "Наверное, Господь не может избавить нас". Мы силимся свергнуть свое бремя и находим, что не в силах это сделать; мы думаем, что Божья рука так же коротка, как наша, и Его сила столь же мала, как человеческая сила. Ужасной формой неверия является это сомнение, которое удерживает людей от прихода ко Христу, которое ведет грешника к неверию в способность Христа спасти его; к сомнению в желании Христа принять столь великого грешника. Но самым отвратительным из всех является этот предатель в своем подлинном обличье, кощунственно и безумно отрицающий существование Бога. Неверие, деизм и атеизм - зрелые плоды этого пагубного дерева, ужаснейшие продукты извержения вулкана неверия. Неверие встает в полный рост, когда, снимая маску и откладывая в сторону маскировочный наряд, шагает по земле, издавая мятежный вопль: "Нет Бога!" - тщетно силясь пошатнуть престол Божества, воздевая руку свою против Господа и в своем высокомерии хочет

Выхватить из руки Его весы и                             жезл,

Оспаривая Его правосудие быть

                богом Бога.

Тогда подлинное неверие достигает своей полноты, и вы видите, чем оно в действительности является, ибо малейшее неверие имеет ту же природу, что и величайшее.

Я уверен, что вы вместе со мной будете удивлены, когда я скажу вам, что есть некоторые странные люди в этом мире, которые не верят, что неверие является грехом. Я должен назвать их странными людьми, потому что они являются в своей вере здравыми во всех других отношениях; только, чтобы быть последовательными в своих убеждениях, как им представляется, они отрицают, что неверие является грехом.

Я помню одного молодого человека, подключившегося к обсуждению, в кругу друзей и служителей, вопроса о том, является ли для людей грехом то, что они не веруют в Евангелие. Когда они так дискутировали, он сказал: "Джентльмены, я нахожусь среди христиан? Верите ли вы Библии или нет?" Они отвечали: "Конечно же, мы христиане".  "Тогда, - сказал он, - не говорит ли Писание "о грехе, что не веруют в Меня"? И не является ли это осуждением греха грешников, что они не веруют во Христа?"

Не нужно полагать, что люди будут настолько глупы, чтобы отважиться утверждать, что "неверие в Христа не является грехом для грешника". Я думаю, что, как бы далеко они ни зашли в своих умствованиях, они не скажут ложь, чтобы утвердить истину. По моему убеждению, такие люди в действительности так и делают. Истина - это крепкая башня, и она никогда не нуждается в том, чтобы ее поддерживали ложными представлениями. Божье Слово устоит против всяческих человеческих ухищрений. Я бы не занимался софистикой, доказывая, что неверие со стороны нечестивого не является грехом, ибо  убежден в обратном, зная из Писаний, что "суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет" и что "неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия". Я утверждаю и Слово провозглашает, что неверие является грехом. Несомненно, для разумного и непредубежденного человека это вполне очевидно. Разве не является для творения грехом сомневаться в слове своего Творца? Разве с моей стороны - атома, пылинки - не является преступлением и оскорблением по отношению к Божеству осмелиться отвергать Его слова? Не является ли верхом высокомерия и крайней гордости для сына Адама сказать, хотя бы в сердце своем: "Боже, я сомневаюсь в Твоей милости; я сомневаюсь в Твоей любви; Боже, я сомневаюсь в Твоей силе"? О, господа, поверьте, если бы вы собрали вместе все грехи, взяв убийство, богохульство, похоть, прелюбодеяние, блуд и все, что только есть мерзкого и отвратительного, и соединили бы их в один большой ком черной скверны, даже и тогда они не сравнились бы с грехом неверия. Это греховный монарх, квинтэссенция вины; в нем смешан яд всех преступлений, дрожжи от вина Гоморры - первостатейный грех, шедевр сатаны, главное дело дьявола.

Сегодня я попытаюсь вкратце показать чрезвычайно злую природу греха неверия.

Прежде всего, грех неверия покажется крайне отвратительным, когда мы вспомним, что он является матерью и отцом всякого другого беззакония. Нет такого преступления, которое не было бы порождено неверием. Я думаю, грехопадение человека весьма обязано именно ему. Именно таким образом дьявол искусил Еву. Он сказал ей: "Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" Он шептал, незаметно внушая сомнение: "Подлинно ли Бог сказал такое?", как бы говоря: "Ты вполне уверена, что Он так сказал?" Именно посредством неверия - этой тонкой части клина - вошел другой грех; за ним последовало любопытство и прочие грехи. Она прикоснулась к плоду, и в этот мир пришло разрушение. С той поры неверие стало плодовитым родителем всякого греха. Неверующий способен на самое мерзкое преступление. Неверие, господа! Оно ожесточило сердце фараона, оно развязало язык богохульствующему Рабсаку; более того, оно стало богоубийцей и умертвило Иисуса. Неверие! Оно изострило кинжал самоубийцы, оно присутствует в чаше с ядом; тысячи оно привело на виселицу и многих - к бесславной могиле. Они, умертвив себя, ринулись, чтобы с окровавленными руками предстать перед судным престолом своего Творца, вследствие неверия. Дайте мне неверующего, который сомневается в Божьем Слове, не верит Божьим обетованиям и Его угрозам - и с такими предпосылками я приду к заключению, что этот человек, мало-помалу, если его не удержит какая-то чудесная сила, будет повинен в гнуснейших и чернейших преступлениях. О, это веельзевулов грех: подобно Веельзевулу, он является вождем всех злых духов. О Иеровоаме сказано, что он согрешил и ввел Израиля в грех. Так и о неверии можно сказать, что оно не только само по себе является грехом, но также является причиной других грехов. Оно является зародышем всякого преступления, семенем всякого злодеяния; фактически, все, что есть злого и мерзкого, сокрыто в этом одном слове - неверие.

Позвольте мне заявить, что неверие в христианине - это такое же зло, как и в грешнике. Конечные результаты его неодинаковы, ибо христианину оно будет прощено; более того, оно уже прощено. Оно было возложено на древнего козла отпущения; оно было изглажено и искуплено, но оно имеет ту же греховную природу. Действительно, если может быть грех более отвратительный, чем неверие грешника, то это неверие святого. Для святого сомневаться в Божьем Слове, не доверять Богу, после бесчисленных проявлений Его любви, после тьмы подтверждений Его милости - это нечто из ряда вон выходящее. Более того, неверие в святом является корнем других грехов. Когда я совершен в вере, я буду совершен и во всем остальном. Если бы я всегда верил обетованиям, то всегда исполнял бы и заповеди. Но я грешу, потому что вера моя слаба. Попади я в беду, и если я могу, сложив руки, сказать: "Иегова-Ире - Господь усмотрит", вы не найдете меня использующим негодные средства, чтобы выбраться из нее. Но если я временами терплю нужду и затруднения и не уповаю на Бога, - что тогда? Возможно, я буду красть или совершу бесчестное дело, чтобы выпутаться из рук своих кредиторов; или же, удержавшись от такого преступления, я могу впасть в крайность, пытаясь заглушить свои тревоги. Когда утрачена вера, порваны поводья, кто может ехать верхом на необъезженном коне без поводьев или узды? Подобно колеснице солнца, с Фаэтоном в качестве возницы, - так и мы без веры. Неверие - это мать порока, родительница греха, и поэтому я говорю, что это смертоносное зло, главный грех.

II. Во-вторых, НЕВЕРИЕ НЕ ТОЛЬКО ПОРОЖДАЕТ, НО И ПИТАЕТ ГРЕХ. Как получается, что люди могут держаться за свои грехи, даже слыша Синайские громы проповедника? Как это может быть, что когда, исполненный благодати Божией, Воанергес восходит на кафедру и громогласно вещает: "Проклят всякий, кто не исполняет всего, что написано в книге закона", - как может быть, что когда грешник слышит страшные угрозы Божьего правосудия, он все еще упорствует и продолжает ходить своими злыми путями? Потому что неверие в эту угрозу препятствует тому, чтобы она возымела на него хоть какое-то воздействие. Когда наши саперы и минеры шли производить работы вокруг Севастополя, они не могли работать перед стенами, если у них не было защиты от пуль; поэтому они устанавливали земляные укрепления, под прикрытием которых они могли делать свое дело. Так обстоит и с безбожником. Диавол дает ему неверие, воздвигая, таким образом, своего рода земляной бастион, за которым он и находит укрытие. О грешник! Когда однажды Святой Дух разрушит твое неверие, когда Он сильно и ясно доведет истину до твоего сознания, как будет действовать закон на твою душу! Если бы только человек уверовал, что закон свят, что заповеди его святы, праведны и благи, как бы он страшился адской пасти, и в доме Божьем не было бы ни спящих сидя, ни беспечных слушателей, ни тех, которые, уходя, сразу забывают, каковы они. О, когда грешник избавится однажды от неверия, каждое ядро, выпущенное пушечными батареями закона, будет попадать в цель - и много будет пораженных Господом!  Как может быть, что люди слышат нежные призывы, влекущие их к Голгофскому кресту, и все-таки не приходят ко Христу? Как может быть, что когда мы проповедуем о страданиях Иисуса и в заключение говорим, что "еще есть место", как получается, что когда мы размышляем о Его кресте и любви, сердца людей не сокрушаются? Сказано:

Закон и страх только ожесточают,

Пока они работают одни;

Но чувство купленного кровию прощенья

Растворит камень человеческого сердца.

Я думаю, рассказа о Голгофе достаточно, чтобы разбить скалу. Камни расселись, когда они увидели, как умирает Иисус. Мне думается, трагедии Голгофы хватит, чтобы исторгнуть слезы из кремня и заставить самого черствого негодяя выплакать очи в слезах раскаяния и любви; но когда мы рассказываем вам об этом, и притом часто - кто при этом плачет? Кого это волнует? Господа, вы сидите, как будто это к вам не относится, как будто это ничего не значит для вас! О, взгляните же и увидите, все вы, проходящие мимо! Неужели вам безразлично, что Иисус должен умирать? Кажется, вы говорите: "Это ничего". В чем дело? А дело в том, что между вами и крестом находится неверие. Если бы между вами и очами Спасителя не было этой толстой завесы, взор Его любви расплавил бы ваше сердце. Но неверие является грехом, который препятствует силе Евангелия воздействовать на грешника, и так бывает до тех пор, пока Дух Святой не разобьет это неверие, пока Он не оторвет его и полностью не разрушит; только тогда мы увидим, как грешники приходят, чтобы ввериться Иисусу.

III. Но существует еще третий пункт. НЕВЕРИЕ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА НЕСПОСОБНЫМ НИ К КАКОМУ ДОБРОМУ ДЕЛУ. "Что не по вере, то грех" - это великая истина, и смысл ее невозможно ограничить только каким-то одним пониманием. "Без веры угодить Богу невозможно". Вы никогда не услышите от меня ни единого слова против нравственности. Вы никогда не услышите от меня, что честность или трезвость не являются добром, напротив, я бы сказал, что они похвальны, но я скажу вам то, что скажу позже; я хочу сказать, что они в точности похожи на индийские каури*: они имеют хождение среди индийцев, но не пройдут в Англии. Эти добродетели могут находиться в обиходе здесь внизу, а не в вышних сферах. Если у вас нет чего-нибудь получше, чем ваша личная доброта, вы никогда не попадете на небо. Некоторые индийские племена вместо денег пользуются небольшими полосками ткани, и я бы не считал, что они что-то делают не так, живи я там; но когда я приезжаю в Англию, полосок ткани будет недостаточно. Так что честность, трезвость и тому подобные вещи могут быть весьма хорошими качествами среди людей, и чем больше их у вас имеется, тем лучше. Я призываю вас: что любезно, что чисто, что достославно - имейте это; но там, на небе, этого будет недостаточно. Всем этим, взятым вместе, но без веры, не угодить Богу. Добродетели без веры - это подбеленные грехи; послушание без веры, если подобное возможно, является позолоченным непослушанием. Неверие сводит все на нет. Это мертвая муха в благовонной масти мироварника, это яд в котле. Без веры - со всеми добродетелями чистоты, со всею щедростью филантропии, со всею добротою бескорыстной любви, со всеми талантами гения, со всею храбростью патриотизма и со всею твердостью принципов - "угодить Богу невозможно". Неужели вы не видите, насколько скверно неверие, потому что оно удерживает людей от совершения добрых дел? Более того, даже христиан их неверие делает бессильными. Позвольте мне рассказать вам одну историю - рассказ из жизни Христа.

У некоторого человека был сын, одержимый злым духом. Иисус, преображенный, находился на вершине горы Фавор, поэтому отец привел своего сына к ученикам. Что сделали ученики? Они сказали: "О, мы изгоним этого злого духа”.

Возложив на него руки, они попытались сделать это, но затем, пошептавшись между собой, сказали: "Мы боимся, что не сможем это сделать". Мало-помалу больной начал пускать пену изо рта и царапать землю, обнимая ее в пароксизме. Демонический дух внутри его проявлял себя, диавол все еще был там. Тщетно повторяли они заклинание; злой дух оставался там, подобно льву в своем логове, и их усилия не могли выгнать его оттуда. "Выйди!" - говорили они, но он не уходил. "Уходи в бездну!" - кричали они, но он не обращал внимания. Уста неверия не могут испугать лукавого, который мог бы сказать на это: "Веру я знаю, Иисус мне известен, а вы кто? Вы не имеете веры". Если бы они имели веру с горчичное зерно, они могли бы изгнать беса, но их вера ушла, и поэтому они не могли поделать ничего. Взять также случай с беднягой Петром. Пока у него была вера, он шел по волнам моря. Это была чудесная прогулка; я почти завидую ему, ступающему по морю. Если бы у Петра оставалась та же вера, он мог бы пешком пересечь Атлантику и прийти в Америку. Но вот сзади на него нашла большая волна, и он сказал: "Она смоет меня", а затем еще одна перед ним, и он вскрикнул: "Она поглотит меня", и он подумал: "Как я могу быть таким самонадеянным, чтобы ходить по вершинам этих волн?" Петр начинает тонуть. Вера была спасательным кругом для Петра, она была его талисманом, поддерживая его наверху; но неверие повлекло его вниз. Знаете ли вы, что мы с вами всю свою жизнь должны будем ходить по воде? Жизнь христианина всегда является хождением по воде - я знаю это по себе, - и каждая волна хочет поглотить и пожрать его, но вера дает ему устоять. В тот момент, когда вы прекращаете верить, приходит беда, и вы идете вниз. О, зачем же ты сомневаешься?

Вера питает всякую добродетель, неверие же убивает ее. Тысячи молитв были задавлены в самом начале в результате неверия. Неверие повинно в детоубийстве - оно убило много детских просьб, многие песни хвалы, которые были бы подхвачены небесными хорами, были заглушены ропотом неверия, многие благородные замыслы сердца завяли, еще не выйдя из него, по причине неверия. Многие хотели бы стать миссионерами, хотели бы, вставши, с дерзновением проповедовать Евангелие своего Учителя и Господа, но не имели веры. Сделай только неверие великаном - и оно сделает тебя карликом. Вера для христианина - это волосы Самсона: отрежь ее, и ты можешь исторгнуть его очи - и он ничего не сможет сделать.

IV. Наше следующее замечание - что НЕВЕРИЕ СТРОГО НАКАЗЫВАЕТСЯ. Обратитесь к Писаниям! Я вижу мир, в котором все ясно и прекрасно: горы улыбаются солнцу и поля радуются его золотистым лучам. Я вижу танцующих девиц и поющих юношей. Какое прекрасное видение! Но что это? Какой-то серьезный, почтенного вида господин, подняв руку, кричит: "Воды потопа грядут на землю; откроются источники великой бездны, и вода покроет все. Видите вон там ковчег? Сто двадцать лет я тяжко трудился этими своими руками, чтобы построить его; бегите же туда, и будете безопасны". "Да ну тебя, старик, с твоими пустыми пророчествами! Не мешай нам быть счастливыми! Когда придет потоп, тогда и будем строить ковчег. Нет никакого признака приближающегося потопа, рассказывай это дуракам - мы не верим таким вещам". Смотрите - неверующие продолжают свой веселый танец. Прислушайся же, о неверующий! Разве ты не слышишь это громыхание? Заколебалось чрево земли, ее скалистые ребра напряглись в зловещих конвульсиях. Вот, они ломаются от чудовищного напряжения, и через них устремляются потоки, неведомые доселе, с тех пор как Бог заключил их в недрах нашей земли. Небеса раскалываются от грома! Идет дождь. Не капли, но целые облака устремляются вниз. С небес на землю с сильным шумом низвергается настоящий водопад, подобный Ниагаре. Оба свода, обе бездны - внизу и вверху - рукоплещут. Ну что, неверующие, - где вы теперь? Вот ваш последний остаток: один мужчина - жена обхватила его руками вокруг пояса - стоит на последней вершине, возвышающейся еще над водой. Посмотрите на него! Вода уже достигает его пояса. Слышите его последний пронзительный крик? Он плывет - и тонет. И когда Ной выглядывает из ковчега, он не видит ничего. Ничего! Только одна пучина. "Морские чудовища плодятся и обитают в царских чертогах". Все погибло, покрыто водой, утонуло. Что причинило это? Что навело потоп на землю? Неверие. Верою Ной спасся от потопа. Все остальные утонули в результате неверия.

О, неужели вы не знаете, что неверие не дало Моисею и Аарону войти в Ханаан? Они не почтили Бога,  ударив в скалу, когда им следовало сказать ей. Они не поверили, и их постигло наказание: они не могли войти в ту добрую землю, ради которой они подвизались и трудились.

Пойдем туда, где обитали Моисей и Аарон - в эту обширную и ужасную пустыню. Походим по ней некоторое время, уподобляясь кочующим бедуинам. Вот лежит побелевший на солнце скелет, а вот еще один, и еще. Что означают эти побелевшие кости? Что это за тела - тут мужчина, а там женщина? Что все это значит? Как попали сюда эти трупы? Наверное, за одну ночь здесь был уничтожен большой стан, то ли в результате внезапно поразившей его пагубы, то ли кровопролития. О нет, нет! Это кости сынов Израиля, это скелеты древних колен Иакова. Они не могли войти за неверие, они не уповали на Бога. Соглядатаи сказали, что они не могут завоевать эту землю. Причиной их смерти было неверие. Не сыны Енаковы истребили Израиля, не эта страшная пустыня сгубила их, не Иордан послужил препятствием на пути в Ханаан, не евеи и иевусеи умертвили их - только неверие было единственной причиной, не давшей им войти в Ханаан. Какой страшный приговор был объявлен Израилю, после сорокалетнего странствования: они не могли войти за неверие!

Вспомните, не для того, чтобы умножить число примеров, Захарию. Он усомнился, и ангел поразил ею немотой. Его уста были заключены вследствие неверия. Но если вы хотите иметь наихудшую картину того, что делает неверие, если вы хотите увидеть, как Бог наказывает его, - я должен взять вас в осажденный Иерусалим, на эту страшнейшую в истории бойню, когда римляне разрушили до основания стены, а всех жителей предали мечу или продали в рабство. Читали ли вы о разрушении Иерусалима Титом? Вы никогда не слышали о трагедии Масады, где иудеи закалывали друг друга, чтобы не попасть в руки римлян? Неужели вы не знаете, что до сего дня еврей скитается по земле, как бродяга, не имея земли и родины? Он отсечен, как отсекают ветвь виноградной лозы, и почему? Из-за неверия. Всякий раз, когда вы увидите еврея с печальным и мрачным лицом - всякий раз, когда вы сознаете, что перед вами натурализованный чужестранец, живущий как изгнанник в этой нашей стране - всякий раз, увидев его, остановитесь и скажите: "О, это неверие заставило тебя убить Христа, а теперь оно сделало тебя скитальцем, и только одна лишь вера - вера в распятого Назарянина - может вернуть тебя назад в твою страну, и возродить ее древнее величие". Неверие, как видите, имеет на своем челе Каинову печать. Бог ненавидит его; Бог нанес ему тяжкие удары и в конечном итоге сокрушит его. Неверие бесславит Бога. Всякое другое преступление затрагивает Божью территорию, но неверие нацелено против Его Божества, ставит под сомнение Его правдивость, отрицает Его благость, кощунствует над Его атрибутами, клевещет на Его характер. Поэтому, более всего, Бог ненавидит, в первую очередь и главным образом, неверие, в чем бы оно ни выражалось.

V. Понять, насколько ужасен по своей природе грех неверия, можно из того, что это является ГРЕХОМ, ВЛЕКУЩИМ ЗА СОБОЙ ВЕЧНОЕ ОСУЖДЕНИЕ. Существует один грех, за который Христос никогда не умирал - это грех против Святого Духа. Но есть и другой грех, за который Христос никогда не совершал искупление. Назовите любое преступление в перечне злых деяний, и я покажу вам тех, кто нашел прощение за него. Но спросите меня, может ли быть спасенным человек, который умер в неверии, и я отвечу вам, что для этого человека нет искупления. Существует искупление, совершенное за неверие христианина, так как оно временное; но конечное неверие - неверие, с которым человек умирает, - никогда не было искуплено. Вы можете перелистать всю эту Книгу и понять, что нет никакого искупления для человека, умершего в неверии - для него нет милости. Будь он повинен во всяком другом грехе, если только он уверовал - он будет прощен; но есть убийственное исключение - если он не имел веры, он становится добычей дьявола! О злые духи адской бездны, влеките его в преисподнюю! Он неверующий, и таковы обитатели ада, для которого он предназначен. Это их удел, их тюрьма; они являются главными узниками, носящими именные кандалы, и они навеки должны знать, что "верующий не будет осужден".

VI. Это приводит нас теперь к необходимости в заключение сказать о НАКАЗАНИИ. "Увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь". Послушайте, неверующие! Вы слышали в это утро о своем грехе, выслушайте же и свой приговор: "Вы увидите это вашими глазами, но не вкусите этого". Так часто бывает даже с Божьими святыми. Когда они не веруют, они видят милость своими глазами, но не вкушают ее. Есть хлеб в этой земле Египетской, но есть некоторые из Божьих святых, которые говорят: "Я не знаю, будет ли со мной Господь или нет". Некоторые из них говорят: "Да, Евангелие проповедуется, но я не знаю, будет ли оно иметь успех". Они всегда сомневаются и боятся. Послушайте, о чем они говорят, выходя из Церкви: "Ну что, получил ты сегодня хорошую пищу?"

"Для меня там не было ничего". Конечно же - ты мог видеть это своими глазами, но не вкушать, потому что не имел веры. Если бы ты пришел с верой, то получил бы лакомый кусок. Я знавал христиан, которые были настолько привередливы, что если им подадут в положенное время целую порцию мяса, но не разрезанную на ровные куски и не разложенную на каком-нибудь изысканном фарфоровом блюде, они не могут это есть. Тогда им следует уйти несолоно хлебавши до тех пор, пока у них не появится аппетит. Они будут иметь некоторую скорбь, которая будет действовать на них подобно хинину; они вынуждены будут есть, чтобы заглушить горечь во рту. День или два они побудут в неволе - пока не восстановится аппетит, и они будут рады вкушать самую обычную пищу, поданную на самом обычном блюде или даже вообще без всякого блюда. Но подлинная причина, почему Божий народ не удовлетворяется евангельским служением та, что они не имеют веры. Если бы вы веровали, то для вашей души было бы пищею просто услышать прозвучавшее с кафедры хоть одно обетование, ибо наше благо заключается не столько в том, сколько мы слышим, как в том, сколько мы верим. Что мы принимаем в наши сердца истинной и живой верою, то и приносит нам пользу.

Но позвольте мне отнести это главным образом к необращенным. Они часто бывают свидетелями великих дел Божьих, но не вкушают от этого.  Люди не могут есть своими глазами, ибо, если бы это было возможно, большинство напиталось бы хорошо. В духовном плане люди не могут питаться посредством простого слушания, глядя на проповедника. Так, мы находим, что большинство в наших церквях приходит для того только, чтобы видеть: "О, давайте послушаем, что хочет сказать этот суеслов, эта трость, колеблемая ветром". Но у них нет веры: они приходят, и смотрят, смотрят и смотрят, и никогда не едят. Кто-то, сидящий впереди него, обращается; кается, призванный державной милостью, стоящий позади; какой-то бедный грешник плачет, сознавая свою тяжкую вину; еще кто-то взывает к Богу о милости, и еще кто-то вопиет: "Будь милостив ко мне, грешнику". Великая работа совершается в этой церкви, но некоторые из вас ничего об этом не знают - в ваших сердцах ничего не происходит, и знаете почему? Потому что вы думаете, что это невозможно; вы думаете, что Бог бездействует. Он и не обещал, что будет действовать для вас, не почитающих Его. Неверие заставляет вас сидеть недвижимо, безучастно, оставляя неспасенными, в то время как идет пробуждение и Бог изливает Свою благодать.

Но, господа, наихудшее из этого еще впереди! Добрый Уайтфилд иногда, воздевая руки, кричал (как хотелось бы крикнуть и мне, но мне не позволяет мой голос): "Грядущий гнев! Грядущий гнев!” Не настоящего гнева вам нужно страшиться, но грядущего; грядет страшный суд, когда "увидишь твоими глазами, но есть этого не будешь". Мне видится этот последний великий день. Пробил последний час; я слышу погребальный звон колокола - время прошло, наступает вечность; море кипит; волны светятся сверхъестественным блеском. Я вижу радугу - летящее облако, и на нем престол, а на престоле восседает Некто, подобный Сыну Человеческому. Я знаю Его; в Его руке весы; перед Ним книги - книга жизни, книга смерти и памятная книга. Я вижу Его славу и радуюсь ей; я взираю на Его величественный лик и, улыбаясь, радуюсь, что Он грядет, чтобы "прославиться в святых Своих". Но там стоит толпа несчастных, сжавшихся в ужасе, чтобы укрыться, и все-таки взирающих, ибо они должны воззреть на Того, Которого они пронзили; но когда они взирают, они вопиют: "Укройте меня от Его лица!" Чьего лица? "Камни, сокройте меня от этого лица!" Чьего лица? "Лица Иисуса, Человека, Который умер, а теперь грядет судить". Но вы не можете укрыться от Его лица: вы должны увидеть Его своими глазами, но вы не будете сидеть одесную, одетые в славные одежды, и когда на облаках будет проходить триумфальное шествие во главе с Иисусом, вас там не будет; вы увидите это, но вас там не будет. О, мне кажется, я вижу это сейчас - сильного Спасителя на Своей колеснице, несущейся по радуге к небесам. Смотрите, как Его могучие кони с грохотом мчатся по небу, направляемые Им на небесную гору. За Ним следуют одетые в белое воинства, а возле колесничного колеса Он влачит дьявола, смерть и ад. Слышите, как рукоплещут и кричат: "Ты восшел на высоту; Ты пленил плен!"? Слышите, как они поют торжественное славословие: "Аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель"? Видите ли вы, как славны их лица? Обратите внимание на эти венцы на их челах; посмотрите на эти белоснежные одежды, обратите внимание, каким восторгом сияют их лица; слышите, как их песнь возносится, наполняя небеса, доколе не присоединяется к ней Вечноживущий, говоря: "Радостью буду радоваться о них, возвеселится душа Моя о них с песнею; ибо Я обручился с тобой в вечной любви". Но где же все это время находитесь вы? Глядя на все это очами своими, вы не сможете вкушать это. Брачный пир в разгаре; откупорены добрые старые вина вечности; они сидят на Царском пиру, а вы, несчастные, голодные, не можете вкушать от всего этого. О, как вы заламываете свои руки! О, если бы вы могли иметь хотя бы кусочек с этого стола, подобно псам, питающимся от него! Но вы будете псом в аду, а не на небесах.

Но я заканчиваю. Мне кажется, я вижу тебя где-то в аду, привязанного к скале; раскаяние хищным орлом терзает твое сердце; а там, наверху, на лоне Авраамовом, находится Лазарь. Ты поднимаешь свой взор и узнаешь его: "Это тот бедняк, который лежал среди отбросов, и псы лизали его струпья; теперь он на небе, а я низвергнут. Лазарь - да, это Лазарь, а я, бывший богачом в мире, нахожусь теперь в аду. Отче Аврааме, пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой". Но нет, это невозможно, невозможно! И, пока ты там лежишь, если есть в аду что-то худшее, то это будет видение святых в небесах. О, подумать только - увидеть в небесах свою мать, в то время как я извергнут вон! О грешник, помысли только - увидеть в небесах твоего брата, которого баюкали в той же самой колыбели, и с которым вы играли там под одной крышей, - и все же ты извергнут вон! О муж, твоя жена находится на небесах, а ты - среди проклятых! А ты, отец, видишь - твое дитя перед престолом, а ты, проклятый Богом и человеками - в аду! О, это будет ад ада - видеть наших друзей на небесах, а себя - погибшими. Умоляю вас, слушатели мои, смертью Христа, Его агониями и кровавым потом, Его крестом и любовью, всем, что есть святого, всем, что свято на небе и на земле, всем, что есть славного здесь и в вечности, всем, что есть ужасного в аду или славного на небесах, этой страшной мыслью "навеки", - я умоляю вас: приложите это к сердцу и помните, что если вы будете осуждены, то причиной этого будет неверие. Если вы погибнете, то потому, что не уверовали во Христа; и если вы погибнете, то самым горьким будет то, что вы не поверили Спасителю.

Ч. Сперджен

Выпуски
Разделы