«Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» Фил. 3:13-14
В качестве иллюстрации апостол Павел приводит здесь состязания в беге, которые были так знамениты в древние времена. Он показывает здесь три положения. Старт - начальное положение бегуна, о котором он тут же забывает, устремляясь вперед. Настоящее его положение на дистанции, когда он бежит как можно быстрей, - простирание вперед, к поставленной цели. И его положение по отношению к цели - он стремится к ней всеми силами. Вся беговая дорожка от старта до финиша по обеим сторонам была маркирована белыми линиями. Бегуны должны были бежать строго по отмеченной дорожке, а те, которые заступали за черту ограничения, сходили с дистанции и лишались награды, хотя бы даже и первыми достигали финишной черты. Эта картина представляет всю нашу жизнь - прошлое, настоящее и будущее. После того как бегун покинул стартовое положение, он полностью забывает о нем и видит перед собой только цель, у которой его ожидают награда и слава. Все его прежние обстоятельства, окружение, материальное положение, ошибки, разочарования, дела или друзья больше не занимают его мысли. Он напрягает все свои силы, чтобы первым достичь цели и получить венец победителя.
Давайте посмотрим, какую практическую пользу и благословение мы можем извлечь из этой яркой и великолепной иллюстрации.
Наше положение по отношению к прошлому -
«Я забываю заднее»
Дорогой читатель, ты забыл, что всякое твое испытание, разочарование и уныние - позади? Если нет, то позволь мне посоветовать тебе сделать это прямо сейчас: забыть все свое прошлое. Прошлое не поможет тебе достичь великолепного венца - награды вечной жизни.
Чего ты достиг, размышляя о своих прошлых ошибках, разочарованиях и унынии? Если ты согрешил и Бог простил тебе твои грехи и бросил их за Себя, какую пользу ты можешь извлечь из того, что будешь изводить себя, вновь и вновь вспоминая о них? Мучительно неприятно думать о своих ошибках, обвиняя себя. Горевать о грехах и ошибках прошлого и потерянном времени - слишком нерациональный способ использования нынешних драгоценных мгновений. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:1-2).
Начало нашего христианского забега начинается с освобождения от бремени, когда Бог прощает нам наши грехи, освобождая от бремени, возложенного на нас сатаной, когда Бог рассекает наши узы и делает нас свободными. Как бегун, вступивший в состязание, мы должны с самого начала забыть все, что осталось позади нас, так как самые большие дела, достижения и успехи жизни во грехе ничего не значат в свете вечности. Бессмысленно думать о грехах и ошибках прошлого, - это будет только помехой! Думай о них только как о вещах, которые остались позади, как о тяжкой ноше, которую ты сбросил в самом начале своего христианского пути.
«И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего» (Быт. 1:51). Иосиф - прекрасный пример для нас. Радость новой жизни совершенно вытеснила испытания и разочарования прежней жизни, так что Иосиф первого своего сына назвал Манассия (евр. Менаше, «дающий [возможность] забыть»). Он забыл не только свои скорби и несчастья, но и весь отцовский дом. Дом его отца можно сравнить с мирскими друзьями и родственными узами, которые мешают нам на пути христианской жизни. Иисус говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук. 14:26). «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Это не означает, что человек, ставший христианином, не должен любить своих родных по плоти или не должен заботиться о членах своей семьи, но чтобы он оставил и забыл все отношения и связи, привязывающие его к этому грешному миру и мешающие идти за Христом.
Когда Иов направлял свой взор на своё страдание, то не хотел видеть ничего более, страх нападал на него; он хотел и не мог забыть свое горе, утешиться в своей печали и тоске. Но когда он направил свой взор к Богу, то ответил Иегове такими словами: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов 42:2). Пока твои мысли и внимание заняты твоими испытаниями, унынием и подавленным состоянием, то можно точно сказать, что ты не избавишься от них; но если ты забудешь то, что позади, и будешь направлять свой взор к Богу, то победа последует непременно. «Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, то поднимешь незапятнанное лице твое и будешь тверд и не будешь бояться. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем. И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро. И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно. Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать у тебя» (Иов. 11:13-19).
Диавол многим дорогим душам помешал получить благословение Господне и продвинуться вперёд на христианском пути тем, что упрекал их прошлыми грехами, которые Бог простил им. Даже если в твоей жизни и было много пороков, если ты и находился в глубинах греха, разве не прощал Иисус сквернейших из грешников? Не сказал ли Он женщине, взятой в прелюбодеянии: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши»!
Не сказал ли Господь: «Расположившись в уделах [своих], вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом» (Пс. 67:14)?
«Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, - а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь. Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои - из жемчужин, и всю ограду твою - из драгоценных камней. И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих. Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе. Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет. Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, - и Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, - ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь» (Ис. 54:4-17).
Душа, пребывающая в унынии, часто помогает диаволу извлекать из прошлого дела, которые прощены, и он будет побуждать ее снова и снова раскаиваться в них. Подавленная под обвинениями дьявола душа бредет на мрачное побережье моря Забытого, с тем, чтобы найти здесь барку уныния, сесть в нее и плыть через густой туман прошедшей жизни в поисках чего-либо, над чем она может печалиться. Зачастую вытягивает она на берег какую-то ошибку или грех прошлого, похороненные и забытые на свалке дна морского. Затем эта душа, желая что-то сделать со всем этим, приглашает своих друзей и братьев помочь ей в том, чтобы просить Господа извлечь ей из этого урок и простить ей этот грех (или ошибку). Но Бог не посещает такие места, как свалка прощенных и забытых грехов; не присутствует Он и при подобных сценах. То, что Он простил, то простил навсегда и не может прощать повторно, так как говорит в Своем Слове: «Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:14). «Грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 8:12; 10:17).
Если человек приходит к Богу, получает прощение грехов и какое-то время ведёт преданную жизнь, но потом отпадает и погибает, то всё равно ему не предъявляются ранее совершенные, уже прощенные, грехи, и тем более, он не получит наказание за проступки прошлого, но только за те, которые он совершил со времени своего падения и после него. Также Господь не прощает только часть беззаконий, но, прощая, прощает всё и навсегда.
Так что единственно верный выход - противостать диаволу и всем его обвинениям. Обрежь верёвку, держащую тебя у берега, и предай прошлое волнам забвения. Забудь все ошибки, грехи и пороки прошлого, которые Бог простил, и направь свой взор к Сиону.
Отношение к настоящему - «Стремлюсь к цели»
Настоящее время есть важнейшее и наиболее значимое из всех времен. Сегодня день спасения и сейчас благоприятное время. То, что мы сделали вчера, сделано навсегда, а завтра может и не наступить. Человек, который использует нынешние возможности и сегодня делает самое лучшее, не имеет ни времени, ни нужды унывать и скорбеть о вчерашнем дне, ни тем более беспокоиться о завтрашнем дне и страшиться его. «Вчера» принадлежит вечности; «сегодня» принадлежит нам; «завтра» - дьявольское время делать добро, ибо он внушает тебе мысль все доброе делать завтра.
Простираться вперёд означает не отступать назад. Для христианина вперёд означает ввысь. Когда апостол писал бессмертные слова: «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе», он прекрасно знал, что позади него был мир с его безумием, разочарованиями и страданием. Но у него не было времени рассматривать то, что осталось позади. Настоящее имело для него такую ценность, что жаль было потратить хотя бы одно мгновение на вещи, которые он почитал теперь за сор, ибо его целью было приобресть Христа. Значит, он потому забыл прошлое, что был занят одной мыслью - достичь цели, где ему и всем верным верующим будут даны неувядающий венец славы и нерукотворенное жилище у Бога, где они вечно будут пребывать с Ним.
Дорогой читатель, притягательны ли для тебя эти вещи? Желаешь ли ты их достичь? Тогда проводи все данное тебе время в благословенном созерцании этих вечных ценностей. Это поможет тебе в настоящее время продвигаться вперёд. Не позволяй, чтобы твои мысли были заняты тем, что тянет тебя назад или задерживает в пути. Думай только о таких вещах, которые помогают тебе продвигаться вперёд. Отложи в сторону всякое бремя и проходи с терпением предлежащую тебе борьбу, которая еще частично предстоит тебе. Не оглядывайся с унынием на ошибки и грехи прошлого, но взирай на Иисуса, начальника и совершителя веры.
Отношение к будущему - «Простираясь вперёд»
Наше отношение к будущему является источником нашей надежды. Поэтому ни прошлое, ни настоящее не должно затуманивать будущего и закрывать светлую звезду вдохновения и одухотворения, манящую нас своим светом. Забери у христианина надежду попасть на небеса и надежду на вечную радость в славе Божьей, и ты заберёшь у него всё.
Часто говорят, что, если бы даже не было будущего вознаграждения, то всё равно радости спасения в этой жизни достойны того, чтобы для них жить. Да, действительно, радость спасения стоит того, чтобы получить ее, но мы должны учитывать, что эта радость здесь основана на том, что мы надеемся иметь в будущем. Если бы не было вечной жизни и мы бы знали, что её нет, то не было бы и искупления с его радостью спасения. Таким образом, нынешние радости основаны на будущей действительности. Если мы стремимся к будущему, то умножаются наши нынешние силы и радость. Верно и то, что многие пересмотрели преимущества и радости христианина в этой жизни. Факт и то, что, хотя и окруженные грехом и страданием, мы всё равно можем наслаждаться полной победой и совершенным блаженством, если останемся в любви Христа. Но больше всего этого есть светлейшая и лучшая надежда и радость на неувядаемый венец, который мы получим, когда достигнем цели - той страны, где уже нет испытаний и искушений, и где мы больше не будем окружены соблазнами и грехами, но праведностью и славой превыше всего, которые вечны.
Слова в Флп. 3:13: «Простираясь вперёд», показывают большое усилие, употребляемое в состязании, когда каждый мускул и каждый нерв напряжён и все силы направлены на достижение цели.
Апостол Павел пришёл к познанию того, что достижение награды было для него важнее всего другого. Он оставил мир со всеми его богатствами позади и спешно продвигался вперёд по христианскому пути, и ему было теперь не до наслаждения радостями и удовольствиями этой жизни, потому что он должен был либо достичь Христа, либо потерять всё. От этого состязания зависела его будущность, его собственная жизнь.
Дорогой читатель, если ты находишься на христианском пути, то всё поставлено на кон. У тебя нет времени на сомнения и колебания. Дело, которому ты предался, с которым ты сочетался, слишком большой важности и значения для тебя, чтобы стоять и слушать нашёптывания диавола. Возьми в руки свой Новый Завет, прочти его и обрати внимание на твердую надежду, которая одухотворяла и вдохновляла христиан всё оставить и следовать за Христом, - надежда, которая в часы страданий и искушений давала им силу и помогала им в гонениях, страданиях, тюрьмах и узах говорить: «Я ни на что не взираю»; надежда, которая помогала им бесстрашно встречать на арене диких зверей, твердо стоять в пламени, мужественно высказывать в присутствии мрачно глядящих судей, требовавших от христиан преклонения перед языческими идолами, несущее смерть признание: «Я - христианин». Если ты рассмотришь всё приведённое здесь, то поймёшь, что единственное, что вдохновляло их верно стоять за Христа, было сокровище почести вышнего звания во Христе Иисусе - венец жизни, лежащий у цели - Небо.