Буду славить Тебя, Господи

Содержимое

Готово сердце мое, Боже, [готово сердце мое]; буду петь и воспевать во славе моей. Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя. Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя. - Пс. 107: 2-6.

 Первые пять стихов присутствуют в псалме 56:8-12 почти дословно. Единственная разница между двумя псалмами – порядок стихов. Если в 45-ом хвала следует за молитвой, то здесь она предваряет все остальное. После вступительного славословия мы читаем дерзновенную молитву Давида, звучащую так, будто он не просил Бога о милости, а уверенно требовал своего. Иногда мы забираемся на высоты хвалы по лестнице молитвы, а иногда благословляем Господа за прошлые милости, прежде чем с верой помолиться за настоящее или будущее. С помощью Святого Духа мы можем либо молиться Господу до тех пор, пока нам не захочется Его восславить, либо хвалить Его до тех пор, пока нам не захочется Ему помолиться. В псалме 56-ом слова первых пяти стихов являются частью песни, воспетой Давидом в пещере Одолламской. Они – первые плоды его веры, готовой вступить в битву со злобными врагами, которые к тому же были его соотечественниками. Эти строки – хвала и выражение уверенности в Боге из уст того, кто выдержал немало испытаний, выстоял во множестве конфликтов и теперь готовился к будущим победам. Кроме того, эти несколько стихов служат прекрасным завершением одного псалма и прекрасным вступлением к другому.

Переусердствовать в прославлении Господа невозможно, а потому, если какие-то слова или фразы помогают нам приблизиться к Богу, то мы должны без колебаний использовать их снова и снова. Господь не любит ни бессмысленных повторений, ни бессмысленного разнообразия. Некоторые формы прославления и молитвы столь восхитительны, что мы должны пользоваться ими постоянно. Никто не станет выбрасывать кружку только потому, что уже пил из нее. Бог достоин самых сладостных славословий, и когда они у нас есть, мы не должны употреблять их лишь однажды. Вместе с тем, если мы всегда молимся одними и теми же словами и никогда не возносим Богу новых песен, то это ни что иное, как греховная нерадивость с нашей стороны, которая в конечном счете приводит к мертвому формализму. Впрочем, угодность молитвы не определяется наличием в ней новых слов. Возможно, Господь учит нас не отчаиваться, когда мы не можем подобрать в молитве разнообразных слов и выражений. В этом случае мы можем петь или молиться Господу, используя одни и те же слова несколько раз.

2. «Готово сердце мое, Боже». Сердце мое утверждено в Тебе, Господи, и ничто – ни войны, ни заботы – не может поколебать его. Я предан Тебе целиком и полностью и намерения мои тверды. Благодать Твоя восторжествовала над моей немощной природой, и я готов славить Тебя всем своим существом. «Буду петь и воспевать». Вознесу Тебя, Боже, в словах и в музыке. Некоторые переводят эту фразу: «Буду петь и играть». Душа моя будет петь, даже когда я издаю боевой клич в пылу битвы. Пальцы, натягивающие тетиву, будут касаться струн десятиструнной псалтири. «Во славе моей». Буду возвеличивать Тебя всем, что составляет мою славу: интеллектом, языком, даром стихосложения, музыкальным талантом. Слава моя состоит в том, чтобы говорить и не быть бессловесным животным. Следовательно, язык мой возгласит Тебе хвалу. Слава моя состоит в том, чтобы познавать Тебя и не быть язычником. Следовательно, я прославлю Тебя своим интеллектом. Слава моя состоит в том, чтобы быть не ожесточенным грешником, а святым. Следовательно, я благославляю имя Твое по данной мне благодати. Слава моя состоит в том, чтобы не быть тленной плотью, а жить с Господом вечно. Следовательно, сердце мое возвеселится о Твоем величии. Когда Давид говорит «буду», он имеет в виду, что сердце его вполне готово к радостному прославлению Господа, и никакие испытания не могут ему помешать. Тот, чье сердце вполне «готово», будет петь постоянно и будет петь хорошо.

3. «Воспрянь, псалтирь и гусли!» Свое веселие Давид выражал не только с помощью голоса, но и с помощью струнных орудий. Что может быть прекрасней звучащей струны? Кажется, что сладкие напевы гуслей и псалтири сливаются с душой исполнителя и передают ей свое трепетание. Музыка может быть угодна Богу лишь тогда, когда пение струн созвучно пению восторженной души. Сами по себе музыкальные ноты не производят на Господа никакого впечатления, Он хочет, чтобы они выражали мысль и чувство. Человек, обладающий музыкальными способностями, должен знать, что его дар слишком велик, чтобы употреблять его для служения греху. Как великолепно сказал Чарльз Уэсли: 

Коль к музыке талант Господь мне дал,
Чтоб я сердца мелодией пленял,
Всю славу я Ему воздам, конечно.
Душою всей Всевышнему пою,
И все дары Ему я отдаю,
И славу Божества хвалю сердечно.

Пошли певцу, о Боже, вдохновенье
И гуслям ниспошли благословенье,
Чтоб вторили Давиду Твоему.
Открой во мне Христа Своей любовью
И дай родиться в сердце славословью,
Чтоб всей душою честь воздать Ему.

«Я встану рано». Первые лучи солнца застанут меня бодрствующим и хвалящим имя Господне. Некоторым певцам иногда приходится просыпаться во время пения. Они поют так протяжно и заунывно, что мелодии их звучат монотонно, безо всяких чувств и эмоций. Хор вымучивает из себя механические и однообразные звуки, словно идущие из старого органа. Пробудитесь, о певцы славы Божьей, ибо прославление Господа не для спящих! Оно требует от вас полной отдачи сил и эмоционального напряжения. Каждый истинный поклонник должен сказать вслед за псалмопевцем: «Я встану рано».

4. «Буду славить Тебя, Господи, между народами». Кто бы ни пришел послушать меня, святой или безбожник, цивилизованный человек или грубый язычник, – я не прекращу своей музыки. Очевидно, Давид, будучи пророком, знал, что этот псалом будут петь от «снежных вершин Гренландии до коралловых берегов Индии». В сердце псалмопевца хватало места для всех, и он с удовольствием поделился бы своей радостью о Боге со всем человечеством. И его желание исполнилось: псалмы Давида известны во всех народах. Единственной темой его песен был Господь Бог. Он не пел ни о чем другом. Его благословенные труды, выполненные из золота, серебра и драгоценных камней, выдержали огненное испытание временем и стяжали себе неувядаемую славу. Воистину, Давид был благословен, ибо пел Господу. За ним вечно сохранится титул придворного музыканта Небесного Царя. «Буду воспевать Тебя среди племен». Эти слова не просто завершают параллелизм, начатый в предыдущей строке, но и подтверждают твердое намерение псалмопевца. Давид вступал в бой с хвалой Господу на устах, и везде, где он одерживал победу, слышались песни во славу Бога Вседержителя. Все завоеванные народы узнавали его Господа Бога. Народы, поверженные в прах, слышали не хвалу в адрес Давида-завоевателя, а славословия в адрес Господа Бога Саваофа. Дай же Бог, чтобы христиане, где бы они ни путешествовали, всегда несли с собой хвалу Господу. К несчастью, многие из нас, уезжая в чужие края, оставляют веру дома. Если бы каждый путешественник-христианин был так же набожен, как царь Давид, Евангелие Иисуса Христа уже давно было бы провозглашено во всех народах. Как жаль, что имя Господне не славится, а хулится у язычников по милости тех, кто называет себя христианами.

5. «Ибо превыше небес милость Твоя». Для хвалы Твоей нет пределов – она не ограничена ни временем, ни границами государств. Как небеса простираются над землей, подобно шатру, и одождяют на народы Господню милость, так и хвала Господу слышится по всей земле. Хотя горы протыкают своими вершинами облака, милость Господня выше их. Земля слишком мала, чтобы уместить все дары Божьи. Они столь преизобильны, столь щедры и столь велики, что возвышаются даже над небесным куполом. «И до облаков истина Твоя». Истина и правда Божья повсюду, куда бы мы ни обратили взор. Облака частично скрывают от нас великолепие Небесного Царства, но мы знаем, что там милость Божья, даже если у нас нет возможности ее увидеть. Вознесем же песнь во славу Господа, и хвала Ему разнесется по миру громогласным эхом. Великий Бог достоин самых громких восклицаний, а потому прославим Его единым гласом хвалы.

6. «Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя». Да будет слава Тебе соразмерна богатству Твоей милости. Если бы у нас была возможность определять меру нашей набожности, хвала из наших уст зазвучала бы с двойным пылом. Земля, покоящаяся под куполом небес, показалась бы нам слишком маленькой для того, чтобы вместить всю подобающую Богу хвалу, способностей всего человечества было бы недостаточно для вознесения должных славословий. Мы призвали бы на помощь ангелов, и они, конечно, не отказали бы нам в содействии. Они явятся в тот день, когда вся земля будет наполнена хвалой в адрес Господа. О, как мы жаждем пришествия того дня, когда все народы поклонятся своему Создателю и познают славу Божью в Евангелии! Об этом молятся все миссионеры. В отличие от современных иудеев и некоторых узко мыслящих христиан, которым свойственно приписывать себе исключительность, Давид жаждал увидеть небо и землю исполненными славы Божьей, дабы величие Божества было явно всем без исключения. Да будет так.

Выпуски