Закон святости

Содержимое

(Продолжение. Начало в № 2-3/2011 г.)

Фредерик Д. Смит

Особый пример внешней святости

«[Христос] стер осуждавшую нас рукопись с постановлениями.., и Он устранил ее и пригвоздил ко кресту… Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:14-16).

Павел не был новичком в вопросах закона. Он был знаком с классификацией святых дней у иудеев и знал, что «субботы», перечисляемые вместе с новомесячиями и праздниками, всегда означают субботу как седьмой день недели. Но может возникнуть вопрос: Если он знал, то почему же в указанном тексте Послания к колоссянам вместо единственного числа «суббота», он не использовал это слово во множественном числе – «субботы»? – Ответ: Он этим хотел яснее дать понять, что обряд о субботе, т.е. о седьмом дне недели, отменен.

Обрати внимание, как это соответствует служению и учениям Павла. Он был особым апостолом язычников и говорил, что «язычники не имеют закона» (Рим. 2:14), т.е. они никогда не соблюдали субботу. Если считать и Послание к евреям, то Павел написал 14 новозаветных Посланий. Большинство из них либо непосредственно, либо косвенно относятся к общинам христиан из языческих народов. Хотя в своих Посланиях он часто подробно перечисляет различные злые дела, которых христиане должны избегать, он нигде не пишет о нарушении субботы как о злом деле. С другой стороны, он неоднократно приводит ряд добрых дел, повелевая исполнять их, – но он ни разу не упоминает о соблюдении субботы как о добром деле. Единственное прямое упоминание о субботе мы находим в Кол. 2:16, где он говорит, что она упразднена.

Люди, стремящиеся соблюдать субботу в новозаветное время, обычно говорят, что Христос соблюдал субботу, и поэтому мы тоже должны соблюдать ее. Но Христос «подчинился закону» (Гал. 4:4). Мы же не под законом, но под благодатью (Рим. 6:14). Христос также был обрезан. Закон был в силе до Его смерти, и так как Он был иудеем и воспитан под законом, то вполне естественно, что Он уважал закон и подчинился ему. Но можно ли доказать, что Иисус соблюдал субботу как моральную заповедь? Нет, это доказать невозможно, ибо в противном случае Христос был бы нарушителем закона, так как Новый Завет говорит, что Он не раз нарушал субботу. «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:16-18). Он повелел больному встать, взять свою постель и идти (5:8), хотя закон говорил: «Не носите нош в день субботний» (Иер. 17:21-22. См. также Неем. 13:19 и Исх. 20:10). И все же суббота не была отменена до смерти Христа; поэтому то обстоятельство, что Иисус соблюдал закон, не имеет никакого значения в вопросе о субботе в новом завете.

Иногда возражают, что Библия говорит о субботе как о заповеди, данной «навеки», «вечно», «во все роды» и т.п., и поэтому она никогда не может быть отменена. Но то же самое говорится почти о каждой обрядовой заповеди закона. Например, о Пасхе, курениях, всесожжениях, очищениях, Пятидесятнице, празднике кущей, обрезании и др. также сказано, чтобы их соблюдали «навеки», «вечно», «во все роды» (см. Исх. 12:14; 29:42; 30:8.10; 31:16-17; Лев. 23:21.41; Быт. 17:13).

Именно тот факт, что эти выражения описывают продолжительность действия заповедей закона, доказывает их обрядовый характер. Моральные заповеди не определяются в Библии подобным образом, ибо их существование основывается не на каком-нибудь указании, но самой их сутью. Но для того, чтобы исполнение обрядовых заповедей не было в пренебрежении и чтобы они исполнялись постоянно, было необходимо повеление исполнять их как действующие «во все роды» и «навеки», т.е. это значило, что они действенны и должны исполняться до тех пор, пока они в силе и существует система закона Моисеева, частью которого они являлись. Новый завет учит совершенно определенно, что система ветхого завета со всеми жертвами, курениями, субботами, обрезанием, Пасхой и всеми другими обрядовыми заповедями отменена.

Некоторые еще говорят, что мы должны соблюдать субботу, потому что апостол Павел и христиане апостольского времени неоднократно соблюдали ее. Но какое отношение это имеет к вопросу о соблюдении субботы? Мы уже рассмотрели, что церковь в Иудее соблюдала весь закон еще долгое время после смерти Иисуса: субботы, Пятидесятницу, заповеди о пище, запрет общаться с язычниками, обеты, обрезание и все остальное. Если такое утверждение обязывает нас соблюдать субботы, то оно и обязывает нас соблюдать и весь закон. Субботу соблюдали только христиане, обращенные из иудеев. Причина этому, как уже было сказано, была в том, что они в то время еще не могли ясно и четко понять взаимосвязь ветхого завета с новым. Они не могли постичь того, что ветхий завет отменен с введением нового, поэтому они старались соблюдать оба завета одновременно. Они пытались сохранить в одной семье Исаака и Измаила и их матерей. Потребовалось особое видение, чтобы заставить Петра пойти к язычнику Корнилию. И даже после этого братья из иудеев упрекали его за то, что он пошел к необрезанным и ел с ними. Позднее, во время собрания апостолов в Иерусалиме (Деян. 15), они имели уже достаточно познаний, чтобы освободить христиан из язычников от обязанности соблюдать закон, хотя сами все еще продолжали его соблюдать. Позднее Павел ясно показал, в каких отношениях находятся друг с другом оба завета, и что ветхий завет был упразднен на Голгофском кресте. Но далеко не все смогли сразу постичь эти глубокие истины. Поэтому и Павел, сообразуясь с обстоятельствами, иногда подчинялся господствующему мнению, чтобы не быть преткновением и не вызвать недовольства. «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобресть иудеев» (1 Кор. 9:20). Он шел в иудейские синагоги в субботу, когда там собирались иудеи, и проповедовал им. Но это было лишь в тех местах, где еще не было христианской церкви. Во всем новом завете мы не находим ни одного упоминания, чтобы христиане собирались на богослужение в седьмой день недели, т.е. в субботу.

Многим христианам, еще соблюдающим закон, было тяжело сразу понять всю суть Евангелия, и поэтому Павел был терпелив к ним. Об этом он пишет: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи» (Рим. 14:1-2). Таким образом, Павел рассматривает того, кто ест все, как сильного, а того, кто ест «овощи», как немощного. Здесь назревает мысль, которую апостол Павел выразил следующим образом: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума» (14:5). Павел знал, что в Евангелии нет различия в днях; но те, которые были «сильными» в этом отношении, должны были терпеливо относиться к тем немощным, которые все еще соблюдали «святые» дни закона. После того как галатийские братья познали всю истину и полностью освободились от ига закона, во время отсутствия Павла пришли некоторые иудейские учители закона и «прельстили» их, извратив «благовествование Христово» и убедив их опять соблюдать дни. Поэтому Павел написал им: «Так ли вы несмысленны..?» «Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни [субботы], месяцы [новомесячия], времена [ежегодные праздники] и годы [год субботы]. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал. 3:3; 4:9-11).

Не понимая истинного значения текста из Ис. 66:22-23, многие рассматривают эти слова как доказательство того, что суббота будет соблюдаться и на «новой земле», и поэтому она должна соблюдаться и во время Евангелия. Текст гласит: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь». В этом тексте новомесячия упоминаются вместе с субботами, о которых Павел очень ясно учит, что они отменены вместе с субботами.

Даже если текст из Исаии отнести к будущему небесному миру, то легко убедиться в том, что богослужение того времени описано символически, а не буквально. Иоанн говорит: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21:1). Видел ли он буквальные новомесячия и субботы на новой земле? – «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец.., а ночи там не будет» (Отк. 21:23-25). В небесах не будет новомесячий, не будет смены дней; потому там не будет и суббот.

В Ис. 66 же нам дается символическое описание, в котором использованы названия религиозных обычаев того времени, когда они были написаны. В предыдущих стихах мы читаем также о «святой горе», «Иерусалиме», «Израиле», «чистых сосудах», «доме Господнем», «священниках», «левитах», и тут же следуют «новомесячия и субботы». Ничто из перечисленного не будет иметь в небесах буквального значения. Там даже не будет «дома Господня», ибо Иоанн объясняет: «Храма же я не видел в нем» (Откр. 21:22).

Назначение обрядов закона

Все обрядовые заповеди закона были даны для определенной цели. В Послании к Кол. 2, где они перечислены как праздники, новомесячия и субботы, Павел говорит, что «это есть тень будущего, а тело – во Христе» (2:16-17). Это свидетельствует о том, что они имели символическое значение. В Послании к евреям также говорится, что закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10:1). Некоторые обряды закона имели две цели: они напоминали о прошедших событиях и были также прообразами определенных будущих событий. Так, к примеру, Пасха была напоминанием о чудесном сохранении «первородного» в Египте, когда ангел-губитель прошел по стране. Одновременно этот праздник указывает на Христа, Агнца Божьего, закланного за нас (1 Кор. 5:7). У субботы было тройное значение: она напоминала об освобождении Израиля из египетского рабства, о покое Божьем по окончании периода творения и в то же время она была «тенью будущего», т.е. указанием на то, что исполнилось во время евангельского периода; это третье значение мы теперь рассмотрим подробнее.

Символ какого-нибудь предмета отображает не сам предмет, но что-то аналогичное, имеющее определенное сходство с отображенным предметом. Символ обычно заимствован из другой области, чем сам предмет, который он символизирует; и предмет всегда имеет большее значение, чем символ, который его отображает. Поэтому прообразы закона Моисеева были лишь тенью будущих благ, которые они символизировали (Евр. 10:1). Жертвование агнца во времена закона символизировало не жертву другого буквального агнца, но указывало на будущую искупительную жертву Христа в новом завете.

Павел называет субботу «тенью будущего» (Кол. 2:17). Что же символизирует суббота? Безусловно, нечто находящееся в другой области, имеющее определенное, близкое по смыслу сходство с субботой. Для того, чтобы понять в какую область нам обратиться, чтобы найти символизированный субботой предмет отображения и понять его место и значение, необходимо рассмотреть прежде всего сам символ, его назначение и место в жизни. Заповедь субботы была начертана на каменных скрижалях, сохранявшихся и находившихся в ковчеге завета, который был установлен в скинии. Согласно Библии ковчег завета с каменными скрижалями олицетворяет новый завет в евангельское время, записанный в наших сердцах (Евр. 8:9-10). Поэтому и предмет, отображенный субботой, должен находиться в наших сердцах. Этот предмет не может представлять собой другую, буквальную субботу, так как это разрушало бы взаимосвязь между символом и самим предметом. Кроме этого, как уже было показано, буквальный день не может быть записан в сердцах людей. Ни один ветхозаветный обряд не перенесен буквально на время Евангелия, но каждый из них имеет духовное значение и исполнение. Так и заповедь о субботе находит свое исполнение в чем-то духовном: в сердцах спасенных во время нового завета. Буквальная суббота была днем покоя физического тела, духовная суббота – это покой души. Слава Господу! Наш великий Спаситель, установивший новый завет, говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя.., и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29). «И покой его будет слава», – восклицает пророк (Ис. 11:10). Все освященные Христом души могут засвидетельствовать о душевном покое, найденном ими. Слава, хвала и благодарение Богу!

Таково изложение и значение субботы, которые даны нам автором Послания к евреям. Вначале он говорит о субботе седьмого дня и рассматривает ее как символ другого «покоя», в который христианин входит верой. «Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. И еще здесь: `не войдут в покой Мой'. Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, `ныне', говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: `ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших'. Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:4-10). Здесь так ясно подчеркнуты следующие факты, что не заметить их нельзя:

1. Израильтяне с их еженедельной субботой не достигли совершенного и истинного покоя.

2. Позднее, во время Иисуса Навина, когда они вошли в землю Ханаанскую и стали жить там, они также не достигли покоя.

3. Поэтому Давид и предсказывал «другой день», который он видел в духе как день Евангелия, наступивший «после столь долгого времени».

4. «Ныне» – в день Евангелия – для народа Божьего еще остается субботство (покой).

5. Этот покой, или субботство, имеет духовную природу, ибо он достигается верой: «входим в покой мы уверовавшие» (4:3).

6. Этот духовный покой, который еще остается для народа Божьего, является именно тем, что символизирует суббота седьмого дня. «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». На этот шестой пункт следует обратить особое внимание. Когда Бог завершил дело творения, то тем самым дело сотворения мира был закончено навсегда. Так же и мы, войдя в духовный покой, успокаиваемся навсегда от всех дел своих, как Бог от Своих. Это делает нашу «субботу» постоянной и непреходящей. Нашими делами, от которых мы успокаиваемся, когда вступаем в этот покой, является все то, что препятствует душевному покою – наши собственные усилия, наше собственное «я», грех и другое. В этот покой мы входим верой.

Дорогой читатель, истинное соблюдение субботы в евангельское время не состоит в том, чтобы соблюдать какой-нибудь день буквально. Мы имеем постоянную и непреходящую субботу, т.е. покой нашей души.

С тех пор как мы получили прощение грехов и на самом деле вошли в покой народа Божьего, мы можем служить «Ему в святости и праведности, все дни наши перед Ним» (Лк. 1:74-75). Каждый день истинного христианина – это день святости; ибо во время Евангелия святость не связана с одним определенным днем, но она связана с самим человеком; и он должен жить свято каждый день недели. Если он получил правильное понятие в этом вопросе, то он в моральном отношении «судит о всяком дне равно» (Рим. 14:5).

С окончанием ветхозаветной системы обрядов устранено и различие между чистой и нечистой пищей (Лев. 11). В новом завете такого правила не существует. Павел говорит: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого» (Рим. 14:14). Христианин вправе сам решать, что ему есть. Это новозаветное право подтверждают следующие тексты: Мк. 7:18-19; Рим. 14:1-3, 14-15; 1 Тим. 4:3-5. «Вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14).

Выпуски
Разделы