Встреча с Любовью, побеждающей страх

Содержимое

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.

29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.                                    

                                                   Мф. 14:22-33.

Есть горестный удел у нищенской судьбы,
Которую мы сами избираем:
Прожить без перемен, без слез и без мольбы,
Без горя, без побед и в страхе жизнь убить,
Чтоб быть пустым, трусливо умирая.

Кто из нас хотел бы прожить такую жизнь: всего бояться, ничего не пробовать, ничего не менять, никогда не ошибаться и не плакать, никогда не бороться, никогда не страдать и никогда не искать чудес в жизни?

Если человек не знал поражений в жизни, если он не решался на перемены, а искал только покоя и земного комфорта, то он никогда не познает глубину и радость побед и вряд ли сделает что-то значимое в жизни для людей и для славы Божьей. «Живущий  - значит замеченный людьми», - отмечал Мартин Бубер. Бог видит каждого человека, Он знает все наши мысли, слышит все слова, видит все поступки и намерения и хочет каждого преображать в Свой образ, совершая это через различные уроки земной жизни.

Одна уникальная встреча Иисуса Христа с учениками открыла апостолу Петру и его друзьям великую истину: доверие и любовь к Господу дают силы сделать шаги в неизвестность, побеждать страх перемен для исполнения Божьего назначения и проявления небесных чудес на земле. Это была удивительная встреча. Только на глазах Апостолов и многих тысяч людей Иисус совершил чудо и накормил пять тысяч мужчин, да еще много женщин и детей (еще несколько тысяч), имея только пять хлебов и две рыбы (Мф. 14:15-21). «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.»

Только что было чудо насыщения нескольких тысяч человек, была победа веры и была радость свершений. Но вот ученики остались без Учителя, они находятся посредине волнующегося моря, они плывут против встречного ветра, их лодку бьет волнами. Ученики хорошо помнили произошедший с ними ранее случай из их жизни, когда они были в лодке, когда «сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами» (Мф. 8:24), и ученики думали, что они тонут, а Иисус в это время спал. На крик и призыв учеников Иисус встал, укротил бурю, «запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8:26). Господь сменил великое волнение великой тишиной, преподав ученикам важный урок, заключающийся в Его вопросе: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8:26). Он, по сути, сказал ученикам: «Никогда не бойтесь, если Я рядом с вами; не бойтесь никаких волнений на земле, потому что Я управляю миром и держу с Своих руках всю Вселенную, а не только бури и ветры в Галилейском море. Из-за ваших сомнений и маловерия дается место страху, а овладевающий вами страх ведет к поражению. Никакие бури не должны быть страшны, если Я вместе с вами в лодке». Такой урок преподал тогда Иисус Своим ученикам. Но здесь другая ситуация: нет угрозы гибели, но есть тревога, что рядом какой-то призрак, который может им навредить. «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.» Опять страх. Опять он не дает торжествовать в вере, а приводит к пораженческому крику и сковывает действия. Но нашелся Петр, который преодолел страх и вышел из лодки навстречу Христу, ощутив действие Божьего чуда на себе.

В изучаемом тексте Писания мы дважды встречаемся с действием страха: сначала боятся все ученики, и страх сковывает их; а потом Петр, «видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал».

Страх есть преувеличенное ожидание зла или опасности, это такое состояние человека, которое сковывает в нем волю, инициативу, мудрость, подрывает веру и силу к плодоносной жизни. «Страх опасности всегда страшнее опасности, уже наступившей, и ожидание зла в десять тысяч раз хуже самого зла», - писал Даниэль Дефо.

В детстве мы с мальчишками учились ездить на велосипедах и выписывать различные виражи. Один наш сверстник, которому купили дорогой и блестящий от новенькой краски велосипед, боясь поцарапать его, не садился на велосипед и все протирал его тряпочкой. Он так и не научился ездить на нем, и его возила в школу старшая сестра, в то время как все остальные добирались сами на велосипедах. Если боишься поцарапать себя и велосипед, то не научишься хорошо и уверенно ездить.

Есть разные страхи, присущие человеку. Есть необходимый и полезный страх, который сдерживает человека и не дает ему совершать необдуманных и опасных поступков: прыгать с балкона многоэтажного дома, входить в клетку с тиграми, страх ребенка касаться горячей плиты и т.д.. Есть Божий страх как «начало мудрости» (Пс. 110:10), который приводит верующего человека к благоговейному поклонению и трепету перед Богом, к боязни огорчить своим поступком любящего и благого Бога. Есть страх, который овладевает человеком, переносится внутрь его, превращается в тревогу и сковывает многие положительные действия.

Особым препятствием для духовного развития верующих является страх перемен в жизни, страх испытаний, страх потери имеющегося комфорта. Такой страх останавливает наш духовный рост. Не случайно повеление «не бойтесь» встречается в Библии чаще, чем повеление любить, чем призывы к святости и к труду. Один из исследователей Библии Ллойд Огилви заметил важный факт в Священном Писании: там имеется 366 стихов со словами «не бойтесь», т.е. по одному призыву Господа на каждый день года и еще один призыв в запас или на високосный год. Бог не случайно так часто повторяет этот актуальный призыв, потому что страх является главным препятствием на пути исполнения нашего земного назначения.

Автор замечательной книги «Прогулки по воде», Джон Ортберг, пишет: «Я верю, что причина, по которой Бог так часто повторяет нам «не бойтесь», в том, что страх способен утопить нас быстрее, чем что-либо другое. Страх разрушает веру и становится основным препятствием на пути доверия и послушания Богу… Страх нашептывает нам, что Бог недостаточно велик, чтобы о нас позаботиться, пытается убедить нас в том, что в Его руках мы не находимся в безопасности… Вдобавок, для многих их нас страх стал образом жизни. Редко какая мать напутствует свое чадо словами: «Рискни-ка сегодня разок. Не упусти возможность попасть в опасную ситуацию. Не смотри по сторонам, когда переходишь дорогу…» Когда мы молоды, кажется, что неудача не приносит большого вреда. Ни один годовалый ребенок, учась ходить и при этом падая, не говорит себе: «Да, с моей стороны это было глупо и нелепо! Я полагаю, что не создан для ходьбы. Сомневаюсь, чтобы хоть кто-нибудь захотел еще раз полюбоваться, как я грохнусь. Уж лучше я буду ползать всю оставшуюся жизнь, чем вновь переживу этот позор»… Но по мере того, как мы растем и взрослеем, наш страх перед падением тоже растет и крепнет».

Как научиться преодолевать страх? Как не бояться перемен и трудностей, без которых нет духовного развития? Как не сидеть сложа руки в лодке и не быть трусливыми критиками Петра, который дерзнул и пошел по воде, а многие комментаторы дают заглавие этому фрагменту Писания «Маловерие Петра»? Нет, это не маловерие, это – сильная вера и высшая школа научения переменам в жизни для познания себя и Господа. Если кто-нибудь сможет сегодня пройти по воде хоть на один шаг больше Петра, то тогда он имеет право сказать о Петре, что он маловерный. Петр, как ребенок, который учится ходить, показал нам, что страх преодолевается доверием Господу и реальными действиями в ответ на Божий призыв. Мы часто готовы анализировать поступки других, но боимся перемен в своей жизни, которые только и характеризуют подлинное следование за Христом.

Мы боимся перемен, потому что ленивы, потому что имеем слабую веру, потому что принижаем Бога и думаем, что вдруг Он не позаботится о нас, если мы послушаемся Его и пойдем за Ним, что вдруг изменения нарушат наш духовный мир и мы станем жить хуже и сложнее. И человек стремится к комфорту, к бездейственному покою, к сиюминутным благам, избегая перемен. Но без перемен невозможно преобразиться в образ Христа и быть пригодным для Царства Божьего.

Несовершенный человек настолько боится перемен и нарушения покоя, настолько привык к тихому и размеренному образу жизни, что даже вечность в раю изображает на свой лад по примеру своих несовершенных ценностей и понятий: все сидят в блаженном покое, никто ничего не делает, все только поют или порхают на небесах. Нет! Царство Божье не будет похоже на дом престарелых; оно не будет похоже на блаженных отдыхающих и живущих воспоминаниями прошлых подвигов; не будет похоже на сообщество личностей, поющих миллионы лет; оно не будет совпадать с нашими плотскими представлениями. Из учения Иисуса Христа мы можем отметить, что Царство Божье будет подобно Хозяину, Человеку, Купцу, Господину, т.е. Господу Иисусу Христу (Мф. 20:1-16; Мф. 25:13-30; Мф. 13:45; Мф. 18:11-14; Мф. 18:23-35; Мф. 24:45-51; Мк. 4:26-29; Лк. 14:15-24; Лк. 16:1-16; Лк. 19:11-27). Оно будет строиться исходя из Его природы любви, истины, святости и совершенства; оно даст возможность раскрыть лучшие черты и уникальные возможности каждого человека, созданного по образу Божию, весь мой и твой потенциал, все возможности человека как высшего творения Божьего; Царство Божье будет местом, где мы испытаем всю полноту любви, всю полноту чувств, восторга, благодарности, истинного вдохновения и радости от свершений, для которых мы и были сотворены Господом. Но чтобы иметь это, нам надо верой принять Христа, дать Духу Божьему трудиться в нас, надо преображаться в образ Христов и изменять себя с Божьей помощью, приобретая Его природу и Его характер. Но это невозможно без изменений, без победы над страхом перемен, без испытаний, без временных поражений и без важных духовных побед, т.е. это невозможно без прохождения школы житейских бурь и преодоления трудностей через доверие Господу и без использования Божественной силы и водительства. Это невозможно, если мы сидим в лодке и плывем только по течению, только по ветру житейских событий, а не против него. Нет (да и не будет) ни одного такого человека, который бы попал в рай из-за страха перемен. Справедливо заметил Леонардо да Винчи: «Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха». Страх перемен превращает человека, созданного по образу Божьему, в безвольного раба и лишает инициативы и творчества. Двигатель страха находится в нашем сердце, а не в руках устрашающего. Полное доверие Богу и любовь к Нему дают силы победить страх. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви» (1 Ин. 4:18).

Величайшим препятствием для духовного роста является стремление к бездейственному и чрезмерному комфорту. Бог призывает нас через совесть, через Слово, через братьев и сестер, через обстоятельства к тому, чтобы мы оставили свой земной (нами придуманный) комфорт и вышли в бурю труда и жертвенного служения. Но нам трудно и боязно это сделать, нам ничего не хочется менять, нам уже и так хорошо, мы уже дали себе высокую оценку, все объяснили и все расставили на свои места. Проблема вот только в том, что Бог еще не сказал последнего слова. Он чаще всего приглашает нас выйти из привычных обстоятельств и пойти за Ним, неся крест и преодолевая бури. Без таких перемен в жизни не бывает возрастания в вере. Поэтому Господь часто приглашает нас, как некогда пригласил Петра, выйти из лодки, выйти из своих привычек, пройти по воде и стать обновленными после преодоления шторма.

Ты ходишь в церковь, радуешься проповеди, пению хора, общению с верующими, но сам ничего не делаешь, чтобы служить Господу. Выйди из лодки и шагни в волны служения.

Ты пребываешь в грехе, этот грех никто не видит и о нем никто не знает, ты привык к нему, ты ничего не хочешь менять, ты оправдываешь себя и так плывешь в лодке лукавства по течению, ошибочно думая, что так будет всегда. Выйди из лодки, соверши покаяние и оставь грех, который всегда перед глазами Господа.

Ты разочарован в братьях и сестрах, не находишь в церкви то, чего хотел бы, ты ропщешь. Выйди из лодки эгоизма, начни проявлять любовь, поставь целью жизни служение другим, и тогда ты сможешь научиться радоваться ветрам перемен и по-другому увидишь церковь.

У тебя неудачи в семье, тебя не понимает спутница жизни, ты все меньше видишь то, чего ожидал от нее или искал в ней, тебе жалко себя и ты привык к этой жалости. Выйди из лодки безответственности, измени себя, измени отношение к спутнице жизни, послужи ей, делай то, что приносит ей счастье в жизни, что приближает ее к Богу, веди ее достойно к совершенству как глава домашней церкви, неси на руках молитвы, и тогда ты сможешь пройти разделяющую вас пропасть по воде.

Ты имеешь хорошее мнение среди братьев о своем служении, но ты знаешь, что можешь делать больше, знаешь, что ты духовно ленивый, что не используешь свои дарования. Выйди из лодки видимого благодушия и шагни навстречу такому труду, которого ты не сможешь совершить спокойно сам без помощи Господа, без постов и молитв.

У тебя есть неразрешенная проблема в отношениях с братом или сестрой, и ты для удобства и душевного комфорта не хочешь даже трогать ее, из-за выгоды закапываешь этот вопрос. Выйди из лодки непрощения и получи Божий мир в сердце и благословение от Господа.

Ты имеешь такую работу, где тебя все хвалят, уважают, которая приносит тебе хороший заработок, но ты знаешь, что эта работа не славит Господа, а отдаляет тебя от Него. Выйди из лодки выгоды, тщеславия и плотских удобств, чтобы пойти навстречу Господу, и ты увидишь богатства духовной жизни, познаешь глубину небесных ценностей.

Пример самых кардинальных перемен, давших нам возможность стать детьми Божьими, являет нам Господь Иисус Христос. Что было бы, если бы Христос не оставил славу неба, не уничижил Себя, не принял образ раба, не сошел на эту землю для нашего спасения? Что было бы, если бы Он избегал трудностей, лишений, страданий и служения людям? Мы были бы еще во грехах наших, мы шли бы в ад.

По примеру Петра мы не должны стремиться только к привычной гавани, но должны быть чуткими к призыву Господа и иметь веру, чтобы что-то изменить в своей жизни и покинуть лодку комфорта. Речь не идет о фанатизме или о том, чтобы менять все, закрыв глаза. Речь идет об изменениях тогда, когда Господь зовет, когда это угодно Богу, когда это приближает к Нему. Матфей оставил привычную лодку таможенника, пошел за Христом и стал Апостолом и автором Евангелия от Матфея. Моисей оставил комфортный дворец фараона, «отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше хотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение» (Евр. 11:24-25), и поэтому стал великим вождем народа Божьего. Авраам оставил свои богатства, комфорт, оставил родство и на призыв Господа «повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие» (Евр. 11:8), и потому стал отцом всех верующих. Важно было сделать первый шаг веры на призыв Господа.

Мы изменяемся, когда перестаем быть только наблюдателями, только критиками и трутнями и выходим из лодки. Мало знать о том, что Бог все может сделать через нас, что Бог могуществен. Важно еще делать шаги, давать Богу действовать в нас, приобретать духовный опыт действиями. Одни знания стихов из Библии еще не изменят сердца и характера человека, но для преображения в образ Христа нужно знать Автора Библии, а для этого нужны действия, нужно постоянно делать шаги из привычного состояния в лодке в неизвестность навстречу Христу, на встречу с любовью. И для этого нужна вера, доверие Богу. И даже вера с горчичное зерно может творить чудеса, потому что она уповает на великого Бога. Важно иметь хотя бы такую веру, которая позволит сделать первый шаг к перемене. Достаточно сделать первый шаг, а потом Господь направит и следующие шаги к нужной цели. Как много чудес в своей жизни мы теряем из-за того, что боимся нарушить привычное благодушие, нарушить комфорт, что-то отнять у себя, чтобы приблизиться к Богу и получить во сто крат больше. Господь проходит возле нас, как и возле учеников и Петра и говорит: «Это Я, не бойтесь». Не бойтесь, не сомневайтесь, пусть ваше доверие откроет доступ к Божьей силе. Он часто говорит каждому, как и Петру: «Иди». Если бы мы не сделали когда-то такие шаги веры к покаянию и к изменению жизни, то не были бы детьми Божьими. Но дети Божьи должны расти и совершенствоваться, они не должны бояться перемен, которые приближают нас к Богу.

Когда мы всего боимся, бережем себя, ропщем, ленимся, критикуем других за их ошибки, сидим в своей привычной лодке, не выходим из нее, тогда мы не ожидаем действий и чудес от Бога и ничего не можем своими силами изменить в своей жизни. И тогда на призыв Господа: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» (Ис. 6:8), мы бойко ответим: «Не я, Господи, вот он пусть пойдет, пошли его, а я ничего не хочу менять, я привык к своей лодке и прикован к ней цепями земных ценностей». Какой ужасный самообман для человека, который надеется на что угодно, но только не на Бога! Он живет так, как будто Бог всю Вселенную только и создавал, чтобы его не беспокоить. Какой ужасный обман для человека думать, что все будет совершенным, когда он сам не стремится к совершенству и не делает никаких попыток к изменению!

У русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина в сказке «Премудрый пескарь» есть образ пескаря, который всего боится, никогда не выплывает из своей норы и не меняет своего привычного мирка по принципу: «Лишь бы чего не случилось, лишь бы все было тихо, лишь бы не умереть». Он никуда не выплывает, не женится, не имеет радостей, а только боится, чтобы его кто-нибудь не съел. И в конце своей жизни он с сожалением вспоминает о ее бесполезности: «Вся жизнь мгновенно пред ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто». Он жил и дрожал – только и всего». Так писал Салтыков-Щедрин, такие люди есть, к сожалению, и в жизни, в том числе и среди христиан. Они всего боятся. Они боятся высказать свои мысли открыто; боятся сказать правду в глаза; они боятся что-то сделать, проявить инициативу; боятся ошибиться; боятся защитить истину – а вдруг при этом потерпят урон или это станет невыгодно; боятся с любовью обличить брата или сестру и помочь им; боятся заступиться за слабого; боятся взять ответственность на себя; боятся больше людской молвы, чем Бога; боятся что-то изменить в своей жизни, живя в привычной и безопасной «норке».

Эллин Гудер так описал жизнь многих «премудрых пескарей» нашего времени: «Вы можете есть пресную пищу, чтобы не заболеть язвой желудка; во имя здоровья не пить ни чая, ни кофе, ни других напитков; рано ложиться спать, держась подальше от ночной жизни; избегать всех спорных тем для разговора, чтобы никого не обидеть; не вмешиваться в чужие дела; не участвовать в разрешении проблем окружающих; тратить деньги лишь на самое необходимое и экономить каждый цент. Тем не менее, вы можете свернуть шею в собственной ванной – и поделом вам». В конечном итоге жизнь без перемен является бессмысленной.

Необходимо ясно отличать доверие Богу, дерзновение в вере от безрассудства и своеволия, от поиска пустых острых ощущений. У Петра желание выйти из лодки было не просто импульсивным порывом, но выражением любви и доверия Господу. Петр не бросается в воду сразу. Он проявляет удивительное послушание и доверие Господу. Перед выходом в стихию Петр испрашивает волю Божью, он убеждается в том, что его действительно призывает Иисус. «Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу.» Здесь налицо разница между необдуманным порывом и подлинным Божьим призывом покинуть лодку. Понимание того, когда необходимо покинуть лодку и, доверившись Богу, ступить в бушующую стихию, требует мудрости и умения различать Божий голос и Божью волю от своих желаний и порывов. Если призывает Господь, тогда нужно действовать смело и решительно, потому что в таком случае для исполнения Божьей воли Он дает все необходимое и обеспечивает поверившего всем необходимым для удержания на волнах, дает ему все, чтобы тот не утонул. Важно всегда задавать вопросы: «Это мои плотские желания или воля Божья? Это возвысит меня в глазах людей или прославит Бога?» - и честно отвечать на них. Только по воле Господа и на Его призыв надо смело выходить из лодки покоя и действовать.

Наше призвание имеет вечную ценность. Наша работа, наши мирские успехи, наша карьера могут радовать нас, но они временны, а исполненное призвание имеет вечную ценность, потому что для этого Бог и создал нас на земле. Определи свое призвание в жизни, определи, чего ожидает от тебя Господь, действуй в соответствии с этим и будешь счастлив и успешен пред Господом. Нам важно не пропустить то время, когда Бог призывает, когда Он зовет к Себе, зовет на труд, зовет для свершений, для проявления Его славы. Но важно также и не бросаться безрассудно в омут с головой, не считаясь с волей Божьей и не умея ждать. Петр спрашивает Господа и идет навстречу к Нему: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Петр ясно осознает Божье присутствие.

Ожидание – это не бездействие, не пассивное времяпровождение и не бегство от трудностей. В ожидании Бог учит нас доверию. Петр сначала ожидал повеления Господа, а потом пошел.

Нам иногда хотелось бы, чтобы Господь скорее помогал нам, скорее заступался за нас. Но мы должны твердо доверять Божьему совершенству и знать, что Господь всегда все делает вовремя. Он «тотчас понудил учеников Своих войти в лодку», Он «тотчас заговорил с ними», Он «тотчас простер руку» Петру. Но, тем не менее, Иисус пришел к ученикам «в четвертую стражу ночи, идя по морю», т.е. Он пришел к ним в промежутке от 3 до 6 часов ночи, а не перед штормом. Господь не ограждает нас от штормов, но дает силы преодолевать их и учит нас доверять Ему. Благодаря ожиданию ученики приобрели духовный опыт и навыки для служения, они приобрели то, что по своей важности не уступает ожидаемому. Но при этом они не бездействовали. И Петр в данной ситуации умел ожидать Божьего призыва, а когда он прозвучал, то без колебаний шагнул в воду. При этом Петр не требует гарантий, что он не утонет, он ищет возможность прославить Господа верой и ждет только повеления. Когда нас призывает Господь, мы должны смело выйти из привычного состояния и шагнуть верой в неизвестность, в которой все будущее отдается Господу.

Для выхода из привычных обстоятельств, для того чтобы увидеть чудесные действия Бога над собой, необходимы личные изменения и личные уроки. Петр лично увидел и прочувствовал проявление Божьей силы и чудес в его жизни. Это было восхитительно. Он идет по воде, вопреки всем законам физики, к Тому, Кто устанавливал эти законы – к Господу. «И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу». Но вот Петр переводит свой взор на ветер, он видит силу ветра, смотрит вниз и видит бушующее море. Сосредоточенность на трудностях, перевод центра внимания и мыслей на проблемы привели к тому, что он дает место страху и панике. «...но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня». Христос отступает на второй план, Петр начинает сомневаться, начинает тонуть и взывать о помощи. Какой чудный урок дает нам здесь Господь: наш образ мыслей определяет наше отношение к происходящим событиям, а центр внимания наших мыслей определяет наши действия. Для детей Божьих очень важно давать правильную оценку обстоятельствам, исходя из Божьих планов и ценностей, а также всегда быть сосредоточенными не на трудностях, а на Христе как источнике сил для преодоления любых трудностей. От этого зависит успех нашей жизни. Нельзя считать духовным поражением или провалом неудачи, на которых Бог учит нас. Иногда остановки и падения, которые допускает Господь для нашей учебы, дают в десятки раз более эффективный результат, чем победы. Но вот что при этом важно. Важна правильная и честная оценка и умение слушать Господа. Петр не начал оправдываться перед другими учениками и перед Христом, говоря: «Я немного прошел по воде и мне достаточно, я прошел столько, сколько захотел, пусть теперь попробуют другие», но честно принял слова Христа о сомнении, и потому получил истинный урок, получил духовное сокровище от Христа в свое сердце. Важны не события, не обстоятельства, не победы, не поражения, а то, как мы относимся ко всему этому, как чутко слушаем Господа в этих уроках жизни, какие делаем выводы для себя и на каком месте находится у нас при этом Бог. Человека можно лишить всего, кроме способности совершать выбор в разных обстоятельствах и отвечать на вопрос: Чему хочешь научить меня сейчас, Господи? Как много и ярко говорит об этом Библия. Вот Моисей посылает соглядатаев в землю Ханаанскую (Чис. 13:1-34). Они видели одну и ту же землю, одних и тех же людей, были в одних и тех же обстоятельствах. Но как по-разному люди реагируют на обстоятельства и на то, завоюют они или нет ту землю, в которой «подлинно течет молоко и мед» (Чис. 13:28). Одни испугались и впали в панику, а Халев имел веру в Господа и побеждающий дух (Чис. 13:31-34). Не случайно только Халев и Иисус Навин вошли в землю обетованную (Чис. 14:30, 38).

Вот могущественный воин из среды филистимлян Голиаф оскорбляет народ Божий и бросает вызов, чтобы кто-то сразился с ним (1 Цар. 17:1-51). Все израильтяне «очень испугались и ужаснулись» (1 Цар. 17:11), их дух парализован, они в панике. Но вот выступает белокурый пастушок Давид и говорит Голиафу: «Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою» (1 Цар. 17:45-46). Мы знаем, что Давид камнем, пущенным из пращи, поразил Голиафа, и так была одержана победа над филистимлянами. Давид был тем человеком, который вышел из лодки и изменил ситуацию во славу Божью.

Изменения, даже если они кажутся нам сначала неудачами, формируют наш характер. Чего бы достиг в жизни Моисей, если бы Господь не смирял его в пустыне 40 лет? Чего бы достиг в духовном плане Иосиф, если бы в своей жизни он не пережил предательство братьев, продажу его в рабство, не преодолел соблазна жены Потифара, не испытал горести тюрьмы? Но духовные победы Иосифа были обусловлены важным фактором: он уповал на Господа «и был Господь с Иосифом» (Быт 39:2). И все это Бог совершал, чтобы дать блага и спасение от голода целому народу.

Еще более ярко мы видим Божью духовную школу на примере Давида, который имел и величайшие победы, и великие падения. Стать мужем по сердцу Божьему Давиду пришлось через школу плача и скорбей, но он никогда не оставлял упования на Бога и был честным и открытым в обстоятельствах, в которые его ставил Господь. Он имел силы делать шаги к изменению характера, признавать падения, раскаиваться, подниматься и просить у Бога: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12).

Апостол Павел (бывший гонитель Церкви Савл) прошел очень много уроков и потерпел много неудач, прежде чем понял, что важно исполнять не свои планы на земле, а Божье предназначение.

Так Бог устроил наше мироздание, что мы больше всего понимаем Бога и себя в процессе преодоления проблем, когда выходим из лодки затишья и комфорта в бурю житейских волнений. Преодоление проблем с Божьей помощью учит нас больше, чем десятки проповедей. Мы больше всего возрастаем духовно, когда выходим из привычного образа жизни и пытаемся пройти по воде, когда мы начинаем тонуть и понимать, что Бог любит нас и дорожит нами; мы возрастаем именно тогда, когда мы осознаем причину падений, чтобы не падать дважды в одну и ту же яму.

Самая худшая учеба и самая большая неудача – это неверная оценка обстоятельств, в которые поставил нас Господь. Никто не назовет неудачником спортсмена, который постоянно в течение многих лет проигрывал олимпиады, но, в конце концов, одержал победу и установил мировой рекорд. Все те предыдущие поражения при этом не являлись неудачами, а являлись путем к победе. Никто не может сказать ученому, что он неудачник и прожил жизнь зря, если он десятки лет проводил исследования, подтверждая свои гипотезы, постоянно терпел неудачи, но потом открыл важный закон. Никто не скажет человеку, который много страдал без Бога и через страдания пришел ко Христу и был спасен, что его страдания были поражением. Мы все еще в школе Христа, важно каждый экзамен в жизненных обстоятельствах выдерживать правильно, важно участвовать в борьбе, не сходить с дистанции, важно проникать в природу Господа, важно познавать через Его природу себя. Слово Божье учит нас: «Конец дела лучше начала его» (Еккл. 7:8). Мы еще не в конце учебы, мы еще учимся выходить из лодки и преодолевать штормы и ветра. При этом мы учимся оценивать свои поступки не по принципу: «А что скажут люди?», но по принципу: «Что хочет Господь?».

Твои планы потерпели неудачу – остановись и подумай, угодно ли это дело Господу – и с радостью избери другой путь, не считая это поражением, а считая Божьим уроком и нежной корректировкой пути.

Твой сын или дочь огорчили тебя, они совершили грех, и тебя волнует вопрос о том, что подумают люди, и ты испытываешь душевную боль и парализован этими обстоятельствами. Выйди из лодки привычных мыслей и поблагодари Бога, что Он вмешался в их судьбу и остановил на неверных путях, предал все обстоятельства в твои руки и указал верный путь, и взывай с верой к Господу.

Ты упал духовно, тебя не ценят так, как ценили раньше – остановись, выйди из привычного мирка человеческой славы и научись в Божьей школе идти по волнам неудач, чтобы одерживать победы Божьей силой; научись за все благодарить и видеть других братьев и сестер, научись любить не только тех, кто любит тебя.

Ты потерпел урон, ты не знаешь, что делать – остановись и поставь Бога на первое место в жизни, доверься ему, поступай по Его воле, и все станет на свои места. Всегда каждый верующий должен сказать: «Жив Господь!» и поступить по Его воле, а победу даст Бог в свое время.

Верующие в Господа никогда не будут жаловаться на нехватку проблем, они могут возрастать в вере и тогда, когда тонут, если знают, почему это происходит, и видят в этом Господа и Его руку.

И только тот, кто смотрит на Всемогущего Бога, а не на трудности и не на силу противника, становится истинным победителем. «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:31-32). Петр смотрел на Господа и шел по воде, совершая чудеса веры. Но как только он перевел свое внимание со Спасителя на шторм, он начал тонуть.

Господь в данном случае не останавливает порывы ветра, не усмиряет стихию, а подает руку Петру и поддерживает его. Он желает научить Петра и показать, что ветер не вредит, когда есть твердая вера и взор устремлен на Христа. Он хочет научить тому, что победы в жизни тем величественнее, чем величественнее наш Бог и наша вера в Него. Он хочет научить смотреть не на шторм, не на ветер, а на Христа, научить сосредоточиться на Христе, обладать твердой уверенностью в Его совершенстве и в Его отношениях к последователю. Обладая твердой верой, ученик Христа не побоится трудностей, он не побоится приложить усилия для их преодоления, он смело примет тот жизненный вызов, который Бог допустил для формирования чего-то важного в его характере. Доверие Господу и сосредоточенность на Христе приводят к твердому убеждению, что все усилия по преодолению бурь не тщетны, потому что рядом Тот, Кто формирует нас для Царства Божьего, Кто созидает нас для Своей славы и для нашего блага. Апостол Павел выразил такую зависимость и помощь от Господа словами: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Это означает, что, имея веру в Господа, пребывая в Нем и твердо доверяя Ему, мы сможем преодолеть все испытания и правильно повести себя в любом брошенном нам вызове, потому что «верен Бог, Который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так-чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).

Господь постепенно наставляет учеников. Ранее Он показал, что может усмирить бурю, а теперь показывает, что может ходить по воде, но не только Сам может ходить по морю, но и вести других. Сколько чудных уроков получили Петр и ученики при этом! И они стали другими, потому что Петр вышел из лодки и на всю жизнь понял, что для победы над трудностями надо смотреть не на трудности, а на Христа. Ученики, которые видели и Христа и Петра, ходящими по воде, укрепились в вере, их вера существенно возросла.

И мы вновь видим встречу учеников с нежной любовью Господа к ним. Бог никогда не разочаровывает. Он не бросает Петра тонущим, но протягивает ему руку. «Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?». В этом вопросе нет укора, нет желания сделать выговор ученику. Господь не рассматривает действия Петра как неудачу, но использует эту ситуацию как урок духовного роста. Только выйдя из лодки, имея дерзновение и веру, Петр понял, что с Господом все возможно. Он также понял, что без веры и без концентрации всех мыслей на Христе он будет тонуть и терпеть неудачи. Характерно, что Иисус делает замечание Петру один на один, когда они еще находятся на воде, а не в лодке вместе со всеми. Иисус как совершенный Учитель хотел, чтобы Петр понял, что причиной его неудачи было не то, что он шагнул в воду, а то, что он испугался, что он усомнился и смотрел на происходящие трудности, а не на Того, Кто управляет всем происходящим. И в этой неудаче Петр сделал шаг вперед в духовном развитии, потому что, только выйдя из лодки, почувствовав победу и (что особенно важно) честно признав неудачу и поняв причины этого, он мог постичь на всю жизнь драгоценные уроки. Бог формирует нас не только в победах, но и в неудачах, если мы правильно реагируем на падения, промахи, неверные действия и делаем правильные выводы. Господь с любовью помог Петру продолжить его духовный рост и духовные открытия. Иоанн Златоуст так описывает заботу и любовь Господа к Петру: «Как птенца, который прежде времени вылетел из гнезда и готов упасть наземь, мать сажает себе на крылья и опять уносит в гнездо, - так сделал и Христос».

«И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий». Самым сильным оружием против ложного страха является истинное поклонение Богу, приобретение страха Божьего, который изгоняет страх человеческий. Поклонение Богу есть проявление нашей любви к Нему, проявление нашей добровольной зависимости от Него, вера в Его всемогущество, защиту и охрану, доверие Его совершенным планам по отношению к каждому из нас, признание Его любви к нам и проявление благодарности Богу за то, что Он управляет не только всей Вселенной, но и заботится о каждом человеке, и ничего без Его воли не случится ни с кем, делает человека другим. После этого урока Петр и ученики стали другими, они глубже познали Бога. Чем величественнее Господь в наших глазах, тем меньше страха в нашем сердце и тем больше дерзновения. И не случайно эта история заканчивается поклонением Господу. Этот урок важен и для нас. Когда мы слышим Божий призыв, сидя в своей привычной лодке, нужно выйти из привычных обстоятельств, ступить верой в житейскую пучину и в море проблем и с верой смотреть на Христа, а не на трудности. Тогда мы преодолеем всякий ненужный страх, тогда мы ближе познаем нашего Господа, тогда Его величие для нас станет несравненно выше, наша ценность пред Богом сильнее, доверие Ему станет большим, наше преображение будет более эффективным и результаты чудесными. Мы глубже и полнее поймем, что если мы отвечаем на повеление Бога следовать по неизвестному нам пути, Он никогда не пошлет нам бесполезные трудности, Он никогда не даст нам утонуть. Он всегда очертит нам четкие границы жизненной реальности и наших возможностей, Он успокоит все ветра, Он всегда будет рядом. Но нужно не сидеть, сложа руки, а делать конкретные шаги к созиданию. И кто-то должен выйти из лодки, чтобы многие другие могли сказать Господу, видя Его благословения: «Истинно Ты Сын Божий». Через это мы будем глубже познавать Бога и себя и преображаться в образ Христов.

 

Итак, сделаем для себя важные выводы из этого Божьего урока для учеников:

Приближение к Господу происходит через перемены в нашей жизни. Преображение в образ Христа и духовный рост происходят не через привычный земной комфорт и покой, а через доверие Господу и шаг в бушующее море перемен по Его призыву. Чтобы иметь истинное познание Господа и себя, чтобы готовить себя на земле для вечной жизни с Богом на небесах, необходимо:

1. Удалять всякий ложный страх перемен твердой верой и упованием на Господа, зная, что Он всегда рядом со Своими детьми, что в нужное и определенное Господом время Он подаст руку помощи, успокоит все волны бушующих и пугающих нас событий и даст победу. Не бояться пойти по волнам трудностей. Потому что Бог всегда рядом и Он учит нас через трудности.

 2. Стремиться не к земному комфорту, который является величайшим препятствием для духовного роста, а к преображению себя в образ Христов через преодоление земных трудностей верою; выходить из благодушного уюта и равнодушного спокойствия и действовать во славу Божью.

3. По воле Господа и на Его призыв смело выходить из лодки привычных обстоятельств и всегда видеть Бога и Божьи уроки для нас в Его совершенной школе испытаний, где предусмотрены не только победы, но и падения. Определить свое призвание и смело исполнять его, проявляя терпение и научаясь от Бога в непривычных обстоятельствах.

 4. В период особых бурь и испытаний не сомневаться и смотреть не на трудности, не на силу противления ветров, не на свои способности, а на Всемогущего Господа, Который управляет всеми обстоятельствами, всегда заботится о нас, направляет Своею рукою и дает силу для побед.

Итак, для совершенствования преодолевай страх перемен доверием Господу и на Его призыв выходи из привычного земного комфорта в бурю дел и испытаний, глядя не на трудности, а на Христа. Аминь!

 

                В. Н.

Выпуски
Разделы