«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (посл. Ефесянам, 4, 1-3)
В христианстве нашего времени существует нужда в единстве. Во многих религиозных кругах различными способами стараются добиться единства, но его по-прежнему нет. И так называемый «христианский альянс», который кто-то назвал «Всё одно», не принес успеха. Альянс означает союз, но и этот союз, видимо, не привел всех к единству.
Если бы мы услышали проповеди руководителей различных конфессий на наш текст, то, вероятно, мы бы услышали о различных путях, ведущих к единству. И эти пути, разумеется, соответствовали бы каждому вероисповеданию.
Ясно и то, что существуют различные представления и теории о христианском единстве, как и различные методы, разработанные для его достижения. Но апостол Павел говорит в нашем отрывке о «единстве духа», а этим самым он показывает нам не человеческий, а божественный путь к единству. И очень важно, чтобы мы познали этот путь, приняли его и хотели идти по нему. Мы предполагаем, что во всех христианских течениях признается единство, которое существовало у первых христиан, и именно этого единства все стремятся достичь в наши дни. Несомненно, это единство возможно и сегодня, если все христиане будут готовы оставить все человеческие учения, теории и методы. Всем известно, что каждое из христианских течений имеет свое исповедание, являющееся их путем веры, который предлагается и другим людям.
Но в истории религии мы постоянно находим подтверждение тому, что большое количество вероисповеданий привело к разделению и отвлекло людей от библейской истины. Это разделение в христианском мире видят все, и мир его тоже видит и с презрением отвергает.
Однажды кто-то описал это положение весьма красочно. Он предположил, что каждое вероисповедание носило одежду определенного цвета для отличия, и задал вопрос: «Не правда ли, это была бы пестрая картина? И как теперь объединить их всех в одно целое?»
А так как наш текст однозначно говорит о единстве духа, то он побуждает нас рассудить: какие же основополагающие принципы являются предпосылками для внутреннего единства? Обратим внимание на то, что здесь, несомненно, говорится о Святом Духе, Который одновременно является Автором Священного Писания.
Во втором послании к Тимофею апостол Павел утверждает, что «все Писание богодухновенно», а апостол Петр добавляет, что «…проповедано вам благовествовавшими Духом Святым».
Разве мы можем думать, что все эти столь различные вероисповедания исходят от Духа Святого и записаны в нашей Библии?
В послании к Ефесянам, 4, 4-6 говорится: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». Это учение Христа, которое отстаивает и Дух Святой, и которое может сотворить библейское единство среди верующих. Это единство было среди первых христиан, и, указывая на это единство, апостол Павел написал: «Старайтесь иметь единство духа!»
Препятствия к этому единству исходят от людей. Помимо больших проблем множества вероисповеданий существуют человеческие законы и крайности (экстремизм). Экстремизм в духовном значении ведет к прибавлению или убавлению того, что заповедовал нам Бог.
К левому экстремизму относится неограниченная склонность ко всему мирскому, проявляющаяся в толерантности (терпимости) к духу развращенного времени, к греху и к чуждым Библии учениям.
К правостороннему экстремизму, напротив, относится крайнее фарисейское благочестие, законничество и фанатичное «самовольное смиренномудрие» (Кол. 2, 18). Обе эти стороны экстремизма исходят не от Духа Божьего и потому мешают единству духа.
Еще одним препятствием к единству являются ложные учения. Ложное учение не может исходить от духа истины, но, тем не менее, оно одухотворяет и вводит в заблуждение людей. Многие люди нашего времени увлекаются новшествами, но Сперджен сказал однажды, что новое в провозглашении Евангелия может быть только ложным! Потому у нас есть ясное предупреждение: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь: ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр. 13, 9). К сожалению, на этот стих часто не обращают внимания. В церкви Галатии проникли ложные учители, и ап. Павел написал: «Мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас» (Гал. 2, 5). Серьезность этого положения мы видим в словах ап. Павла: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово» (Гал. 1, 6-7). Здесь мы видим, что посредством ложного учения был нанесен гораздо больший ущерб единству, чем можно было бы ожидать!
Несмотря на препятствия, основанием христианского единства служит крест Христа. Это говорит о том, что единство во Христе мы видим в прощении через Него. Единство возможно у тех христиан, что получили прощение и новую жизнь. Без этого невозможно достичь единства.
Следующей предпосылкой для единства является Слово Божье. В вечном Божьем Слове сокрыты воля Божья и божественный масштаб (мерка). Люди, охотно склоняющиеся пред этим Словом и считающие волю Божью своей, ощущают на себе, что они пребывают в Божьем единстве.
Третьей предпосылкой для единства является жизнь в Святом Духе. Об этом говорит наш текст, а в посл. к Гал. 5, 25 мы читаем: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны». Люди, живущие в Духе Божьем и находящиеся под Его влиянием и руководством, несомненно, будут едины. Дух Божий соединяет нас в одно с Богом; а если мы едины с Богом, то мы будем едины друг с другом.
Заметь: истинное христианское единство – это не союз людей, а «единство в духе».